Либертин

    Либерти́н
  •          (лат. libertinus, libertus, вольноотпущенник). Юридический термин римского законодательства, обозначавший вольноотпущенника по отношению к государству и к своему господину. Чаше всего Л. назывался сын вольноотпущенника. Отпущение на волю рабов совершалось посредством т. н. манумиссии (см. Манумиссия). Если манумиссия была торжественная, то вольноотпущенник делался таким же гражданином, каким был его господин. Тогда же он получал родовое имя (praenomen), к которому присоединялось личное имя бывшего господина, а также прозвище (cognomen). Так, напр., вольноотпущенник Цицерона был назван М. Туллием Тироном (Tiro, Новобранец). Вследствие различных видов и ограничений отпущения на волю возникло несколько классов вольноотпущенников:
  •          1) гражданин (cives);
  •          2) Latini Iuniani;
  •          3) дедитиции;
  •          4) статулиберы (statu liberi), рабы, согласно завещанию получившие свободу при том условии, что до исполнения условия они принадлежали наследнику).
  •          Положение Л., сделавшихся гражданами (cives).
  •        1. Политические права. Л. включались в городские трибы и в центурии с полным правом голоса. Впрочем, их влияние было весьма незначительно, так как городские трибы (tribus urbanae) были переполнены, а в центуриатных комициях они по своему имущественному положению находились в самых низших классах. Цензор Аппий Клавдий в 312 г. до н. э. сделал большой переворот, позволив Л. записываться во все трибы. Это опасное для государства нововведение было в 304 г. до н. э. отменено цензором Кв. Фабием Максимом Руллианом, и Л. должны были вновь приписаться к четырем городским трибам. Впоследствии это ограничение прав Л. было подтверждено в 220 г. до н. э. и закреплено законом Эмилия (lex Aemilia) 115 г. до н. э. Оно оставалось в силе, несмотря на законы Сульпиция, Манилия, Клодия и Манлия. Почетные должности и военная служба были для Л. закрыты, однако последняя стала им доступна со времен Союзнической войны.
  •        2. Гражданские права: Л. были уравнены с гражданами только в праве коммерции (соmmercium), но не в праве конубия. Брак между коренным гражданином (ingenuus) и либертиной (libertina) считался позорным (ignominia).
  •          Важно также отношение вольноотпущенника к своему прежнему господину. Между ними существовала тесная связь, о чем свидетельствует как общность фамильного имени, так и общность могильного склепа. Кроме того, патрон в случае смерти вольноотпущенника имел право быть опекуном его жены и детей, а также право на наследство, если тот умирал, не оставив завещания. За неблагодарность вольноотпущенники наказывались, хотя не лишались свободы.
  •          Во времена Империи многие вольноотпущенники достигли высоких почестей как любимцы императоров, причем они часто злоупотребляли своим влиянием.