Летосчисление

    Летосчисле́ние
  •     I. Разделение года у греков. У греков, которые первоначально, подобно римлянам, имели лунные месяцы, первым днем месяца был тот, вечером которого всходила новая луна. Он назывался новмения (новолуние) и был посвящен Аполлону. Началом суток у них, как и у всех народов, деливших время по лунному циклу, считался вечер. Так как от одного новолуния до другого проходило 29 дней и приблизительно 13 часов, то 30-дневные месяцы чередовались с 29-дневными. Чтобы сравнять лунный год с солнечным, со времен Солона в течение «большого года», состоявшего из 99 месяцев, несколько раз, в каждый 3, 6 и 8 год, вставляли один прибавочный месяц из 30 дней, так что обычный год состоял из 354 дней, а високосный (со вставленным месяцем) из 384. Однако такой високосный год был на 7½ дней длинней, чем следовало, поэтому приходилось время от времени пропускать вставочный месяц. Во времена Перикла астроном Метон установил 19-летний цикл. Впрочем, календари отдельных греческих государств были столь же отличны один от другого, как и религиозные торжества. Аттический год начинался с первого новолуния после летнего солнцестояния, тогда как спартанский начинался с осеннего равноденствия, а эолийский — с зимнего солнцестояния. Отсюда происходит следующий порядок аттических месяцев:
  •          1) гекатомбион (июль — август);
  •          2) метагетнион (август — сентябрь);
  •          3) боэдромион (сентябрь — октябрь);
  •          4) пианепсион (октябрь — ноябрь);
  •          5) мамактерион (ноябрь — декабрь);
  •          6) посейдеон (декабрь — январь);
  •          7) гамелион (январь — февраль);
  •          8) антестерион (февраль — март);
  •          9) гелапсеболион (март— апрель);
  •          10) мунихион (апрель — май);
  •          11) таргелион (май — июнь);
  •          12) скирофорион (июнь — июль).
  •          Дополнительный месяц назывался вторым посейдеоном и вставлялся в середине года. Каждый месяц, в свою очередь, подразделялся на три декады:
  •          1) истамены или архомены;
  •          2) эпидека или месонт
  •          и
  •          3) фтинонт, пайомены, легонт или апионт.
  •     II. Разделение года у римлян. По преданию, Ромул разделил год на 10 месяцев и назвал первый из них в честь своего отца Марса — март (Martius); второй — апрель (Aprilis) от слова aprire, обозначающего раскрывание почек на растениях; третий — май (Majus) в честь Майи, матери Меркурия; четвертый — июнь (Junius) в честь Юноны, а прочие по порядку в году: квинтилий (Quintilius, пятый), секстилий (Sextilis, шестой), сентябрь (September, седьмой), октябрь (October, восьмой), ноябрь (November, девятый), декабрь (December, десятый). Позднее квинтилий в честь Юлия Цезаря был переименован в июль (Julius), а секстилий был назван в честь Августа (Augustus). Начало месяца определялось новолунием. Особый чиновник (впоследствии Великий понтифик) обязан был из особого, специально для этого построенного на Капитолийском холме здания (curia Calabra) объявлять о наступлении новолуния (kalare, отсюда название «календы»). День в середине месяца (приблизительно полнолуние) назывался «иды» (Idus, от этрус. iduare, делить, лат. dividere). В зависимости от различной длины месяцев иды приходились в некоторых месяцах (март, май, июль, октябрь) на 15-й день, в других — на 13-й. Нонами (Nonae, от novem, «девять») назывался девятый день перед идами (считая и день нон, и день ид). Прочие дни обозначались числами, указывавшими, какое место данный день занимает перед календами, нонами или идами. Вместо die ante Kalendas (перед календами) говорили ante diem Kalendas (после календ).
  •          По преданию, Нума Помпилий добавил месяцы январь (Januarius, в честь бога Януса) и февраль (Februarius), который получил свое имя от всеобщей великой искупительной жертвы (Februalia), приносившейся в конце каждого года (Februarius был вначале последним месяцем в году). Таким образом возник лунный год из 355 дней. Чтобы сравнять его с солнечным, Нума постановил через каждые два года между 23 и 24 февраля вставлять еще один месяц (mensis intercalaris, «високосный месяц» или Mercedonius). Вероятно, т. н. 10-месячный год Ромула относится только к исчислению сроков перемирия по десяти полным обращениям луны, а римский праздничный календарь изначально состоял из 12 месяцев (с марта по февраль). Приписываемый Нуме способ уравнения лунного года с солнечным был далеко неудовлетворителен, он остался таким и после некоторых улучшений, введенных децемвирами в 451 г. до н. э. По закону Мания Ацилия Глабриона (191 г. до н. э.), понтифики были уполномочены вставлять добавочный месяц по собственному усмотрению. Вследствие небрежности во времяисчислении воцарился величайший беспорядок, и все месяцы потеряли свое естественное положение в году. Поэтому Юлий Цезарь, как Великий понтифик, в 46 г. до н. э. поручил александрийскому математику Сосигену разработать улучшенный календарь. Для введения последнего в указанном году (annus confusionis ultimus) понадобилось, кроме вставленного уже в феврале обычного добавочного месяца, вставить еще 67 дней между ноябрем и декабрем. С этих пор календарный год начинался с первого января (т. е. с того дня, в который со 153 г. до н. э. консулы вступали в свою должность). Теперь в каждом четвертом году, когда февраль состоял из 29 дней, 24 и 25-й дни этого месяца назывались sextus Kalendas Martias, а сам год назывался Bisextilis (високосный).
  •          Каждый месяц древние римляне делили на части по базарным или судебным дням (нундины, «рыночные дни» от novem dies), в которые они приходили в город из деревень. Нерабочими для крестьян были последние дни римской восьмидневной недели; они назывались девятыми, так как считался и предыдущий нерабочий день; от одного рыночного дня до следующего было семь рабочих дней. При императорах месяц стали делить на недели (hebdomades). Обзор времяисчисления целого года назывался календарем (Kalendarum), но этим же словом обозначалась и долговая книга, так как должники платили проценты в дни календ.
  •     III. В хронологии древнейшей греческой истории важен год взятия Трои, т. е., соответственно вычислениям Эратосфена и Аполлодора, 1184 г. до н. э. Считая годы вперед или назад от этой исходной точки, определяли даты событий. Л. по олимпиадам (эра — 1-я олимпиада = 776 г. до н. э., см. Олимпиада) сделалось у историков (прежде всего у Тимея) главным приемом хронологического определения только в III в. до н. э., но вместе с тем сохранился обычай считать годы по афинским архонтам-эпонимам и по первым спартанским эфорам. У римлян официальным Л. было исчисление по консулам, которое сохранилось и при императорах до Юстиниана (541 г.). Рядом с этим у писателей со времен Августа вошло во всеобщее употребление исчисление «от основания города» (ab urbe condita). Варрон, которому мы по большей части следуем, считает годом основания Рима 753 г. до н. э., а по Катону год основания Рима — 751 г. до н. э. Имена консулов сохранились в списках высших должностных лиц (Fasti Capitolini и F. Consulares). В IV в. н. э. вошел в употребление цикл индиктов (indictionum), основанный на податном устройстве Римской империи и начинавшийся с 1 сентября 312 г. Затем было принято исчисление по годам от Рождества Христова, причем за начало эры принимается тот год, который вычислил для этого события Дионисий Эксигус (Exiguus) (ум. в 556 г.).