III

1. После Кармании идет Персида. Значительная часть этой области находится на побережье залива, названного по ее имени. Однако гораздо большая часть ее лежит внутри страны, преимущественно в длину, с юга и от Кармании по направлению на север и к мидийским племенам. Как по своим природным свойствам, так и в силу климатических условий Персида делится на 3 части. Так, первая часть - побережье-знойная, песчаная и совсем бедна плодами, кроме фиников. Длину побережья определяют приблизительно в 4400 или 4300 стадий; заканчивается оно у самой большой реки в этой стране под названием Ороатида. Вторая часть, лежащая над побережьем, представляет богатую плодами равнину - превосходную кормилицу для скота, богатую реками и озерами. Третья часть, расположенная на севере, холодная и гористая; на ее границах живут пастухи верблюдов. Согласно Эратосфену, длина этой страны по направлению на север и к Каспийским Воротам около 8000 стадий, считая от некоторых выдающихся мысов; [1] длина же остальной части в сторону Каспийских Ворот не больше 2000 стадий. [2] Что касается ширины Персиды, то во внутренней части от Сус до Персеполиса она составляет 4200 стадий, а оттуда до пределов Кармании - еще 1600 стадий. Живут в этой стране так называемые племена патисхоров, ахеменидов и магов. Маги стремятся к благочестивой жизни; киртии же и марды занимаются разбоем, другие - земледельцы.
2. Сусида также является почти что частью Персиды и расположена между Персидой и Вавилонией; наиболее значительный город ее - Сусы. Персы и Кир после покорения мидийцев, увидев, что их родина расположена до некоторой степени на окраине державы, тогда как Сусида находится дальше в глубине страны и ближе к Вавилонии и к прочим племенам, заложили там царскую резиденцию своей державы. Вместе с тем персы оценили пограничное положение этой страны, большое значение города и - что еще важнее - тот факт, что Сусида сама по себе никогда не была причастна к большим делам, но всегда находилась под чужим владычеством и считалась частью более крупного государственного объединения (за исключением, быть может, древнего времени, героической эпохи). Действительно, как говорят, Сусы основал Тифон, отец Мемнона; окружность города составляла 120 стадий при продолговатой форме. Акрополь Сус назывался Мемнонием, а жители города носили также имя киссиев; и Эсхил [3] называет мать Мемнона Киссией. Мемнон, говорят, погребен близ Пальта в Сирии у реки Бада, как сообщает Симонид в дифирамбе под заглавием "Мемнон", одной из его делосских поэм. Городские стены, святилище и царский дворец в Сусах, по словам некоторых, построен подобно таким же сооружениям в Вавилоне из обожженного кирпича и асфальта. Поликлит говорит, что город имел 200 стадий в окружности и не был обведен стенами.
3. Персы украсили дворец в Сусах больше остальных дворцов, однако они не меньше ценили и дворцы в Персеполисе и в Пасаргадах. Во всяком случае казна, сокровища и гробницы у персов находились там, как в местах более укрепленных и освященных славой предков. Были еще и другие дворцы: в Габах - где-то в верхних частях Персиды и на побережье, близ так называемой Таоки. Эти дворцы принадлежали эпохе персидского владычества. У позднейших царей были уже другие дворцы, как это естественно, менее роскошные, так как Персида пришла в упадок не только под македонским владычеством, но еще более при парфянах. И хотя персами до настоящего времени управляют собственные цари, но эти последние уже потеряли в значительной степени свое влияние и подчиняются парфянскому царю.
4. Сусы лежат во внутренней части страны на реке Хоаспе, дальше моста, область же Сусида простирается до моря. А побережье Сусиды тянется почти что до устьев Тигра от границ персидского побережья приблизительно на 3000 стадий. Река Хоасп протекает через Сусиду, доходя до того же побережья и беря начало из области уксиев. В пространство между Сусидой и Персидой врезается суровая и обрывистая горная страна с труднопроходимыми ущельями; живут в ней разбойники, которые требовали денег [4] даже с самих царей во время прохода последних из Сус в Перейду. По словам Поликлита, Хоасп, Евлей и сам Тигр впадают вместе в какое-то озеро, а из этого озера - в море. Близ озера, говорит он, есть торговый порт. Так как реки из-за [искусственно устроенных] водопадов не могут принимать грузы с моря и сплавлять их, то весь грузооборот идет сухим путем. Расстояние до Сус, как говорят, составляет 800 стадий. [5] Однако другие говорят, что реки, протекающие через Сусиду, сливаются в одно русло, именно русло Тигра, против промежуточных каналов Евфрата. Поэтому Тигр при устьях называется Паситигром.[6]
5. По словам Неарха, побережье Сусиды мелководно и оканчивается у реки Евфрата. При устье Евфрата лежит селение, которое принимает товары из Аравии, потому что аравийское побережье непосредственно примыкает к устью Евфрата и Паситигра. Во всем промежутке находится озеро, в которое впадает Тигр. Если проплыть по Паситигру вверх 150 стадий, то встретим понтонный мост, ведущий из Персиды в Сусиду; мост находится в 60 [7] стадиях от Сус; Паситигр же отстоит от Ороатиды приблизительно на 2000 стадий. Путь через озеро вверх до устья Тигра составляет 600 стадий. Близ устья, в 500 стадиях от Сус, расположено сусианское селение; водный путь внутрь страны от устья Евфрата до Вавилона по густонаселенной местности составляет больше 3000 стадий. По сообщению Онесикрита, все реки, а также Евфрат и Тигр впадают в озеро; но Евфрат снова выходит из озера и особым устьем впадает в море.
6. Если пройти через область уксиев по соседству с самой Персидой, то встретим несколько других ущелий. Александр проложил себе путь силой также и через эти ущелья у Персидских Ворот и у других мест; он поспешно пересекал эту страну, чтобы собрать сведения о самых важных ее пунктах и о казнохранилищах, которые наполнились сокровищами за столь долгое время, когда персы собирали дань с Азии. Кроме того, Александру пришлось перейти несколько рек, которые текут через эту страну, впадая затем в Персидский залив. Действительно, после Хоаспа идут реки Копрат и Паситигр; последний течет из области уксиев. Есть также и река Кир, которая протекает через так называемую Келеперсиду, [8] около Пасаргад. Царь персов принял имя этой реки, переименовав себя из Аградата в Кира. Александр перешел Араке у самого Персеполиса. После Сус Персеполис выделялся больше всего красотой строений и величиной; в нем находился дворец, замечательный главным образом хранившимися в нем сокровищами. Араке течет из области паретаков, и с ним сливается река Мид, берущая начало в Мидии. Эти реки протекают по весьма плодородной долине, примыкающей к Кармании и к восточным частям страны, так же как и сам Персеполис. Александр предал огню царский дворец в Персеполисе в отмщение за греков, святилища и города которых персы разрушили огнем и мечом.
7. Затем Александр прибыл в Пасаргады. Этот город также был древней столицей. Здесь царь увидел в парке гробницу Кира. Гробница представляла собой небольшую башню, скрытую густой чашей деревьев; внизу башня была массивной, а наверху под крышей находился склеп с очень узким входом. По повелению царя, сообщает Аристобул, он проник внутрь через этот вход и украсил гробницу. Он увидел там золотое ложе, стол с кубками, золотой саркофаг и множество одеяний и украшений с драгоценными каменьями. Все это он увидел при первом посещении; впоследствии гробница подверглась разграблению и все предметы были похищены кроме ложа и саркофага, которые были только разбиты на куски; грабители перенесли тело в другое место, из чего стало ясно, что расхищение гробницы было делом грабителей, а не сатрапа, так как они оставили только те предметы, которые нельзя было легко унести. Гробница была разграблена, несмотря на приставленную к ней охрану магов, которые получали на содержание ежедневно по овце и ежемесячно - лошадь. [9] Подобно тому как отправление войска Александра в отдаленный поход на Бактры и Индию вообще вызвало много других необычайных событий, так и это осквернение гробницы было одним из таких неслыханных происшествий. Таков рассказ Аристобула, который упоминает еще и следующую надпись: "Человек! Я - Кир, создатель державы персов, и я был царем Азии. Поэтому не завидуй мне за этот памятник". Онесикрит, впрочем, сообщает, что башня была десятиэтажной и Кир лежал в самом верхнем этаже; там была надпись, вырезанная персидскими буквами на греческом языке:
Здесь покоюсь я, Кир, великий царь над царями;
и другая - на персидском языке того же содержания.
8. У Онесикрита есть упоминание и о следующей надписи на гробнице Дария: "Я был другом моим друзьям; я был самым искусным наездником и стрелком из лука и лучшим охотником; я мог совершить все!". Арист Саламинский, писатель, правда значительно более поздний, чем эти, сообщает, что башня была большой и только двухэтажной; она была воздвигнута в то время, когда власть перешла к персам; гробница находилась под охраной; там была упомянутая выше надпись, написанная по-гречески, и другая - по-персидски, того же смысла. - Кир окружил почетом Пасаргады, потому что он одержал там победу в последней битве над Астиагом мидянином, присвоил себе владычество над Азией, основал город и воздвиг дворец в память этой победы.
9. Все сокровища, найденные в Персиде, Александр приказал перенести в Сусы, также полные сокровищ и снаряжения. Тем не менее Александр считал своей столицей не Сусы, а Вавилон и собирался его еще более отстроить; в этом городе тоже хранились сокровища. Передают, что, не считая вавилонских сокровищ и тех, что находились в лагере и не входили в это количество, ценность только сокровищ в Сусах и в Персиде исчислялась в 40000 талантов; некоторые говорят - даже в 50000 талантов. Другие сообщают, что все сокровища отовсюду были свезены в Экбатаны и оценивались в 180000 талантов. Сокровища же, взятые с собой Дарием во время бегства из Мидии в сумме 8000 талантов, разграбили его вероломные убийцы.
10. Александр отдал предпочтение Вавилону ввиду того, что этот город значительно превосходил другие города не только величиной, но и в прочих отношениях. Сусида, правда, очень плодородная страна, но воздух ее жгуче горячий и в особенности около города, как говорит этот писатель. [10] Во всяком случае летом, когда солнце сильнее всего припекает около полудня, ящерицы и змеи не успевают пересечь улиц в городе, а посреди дороги сгорают. Подобного явления не наблюдается нигде в Персиде, хотя она и расположена южнее. Холодная вода для купанья, выставленная на солнце, тотчас нагревается, а рассыпанные на открытом для солнца месте ячменные зерна начинают прыгать, как зерна в сушильных печах. Поэтому жители покрывают крыши слоем земли толщиной в 2 локтя, а из-за тяжести такой кровли они вынуждены строить узкие и длинные дома; хотя у них нет длинных балок, им все же нужно строить просторные дома из-за удушливой жары. Балка из пальмового дерева отличается своеобразным свойством; хотя она твердая, но от старости дает прогиб не в нижней части, но под давлением тяжести прогибается в верхней части и таким образом лучше поддерживает крышу. Причиной такой жары, как говорят, являются высокие горы на севере страны, которые заранее перехватывают все северные ветры. Таким образом, эти ветры, проникая через горы, дуют с их вершин в верхних слоях воздуха над равнинами, не касаясь равнин; ветры, однако, переносятся в более южные части Сусиды. В этой стране царит безветрие, в особенности в то время, когда пассаты охлаждают остальную страну, опаленную зноем.
11. Тем не менее Сусида чрезвычайно богата хлебом, так что в среднем дает урожай ячменя и пшеницы сам-сто, а иногда даже сам-двести. Поэтому жители не проводят частых борозд, так как скопление корней мешает побегам. Виноградную лозу, которая не произрастала раньше в этой стране, македоняне насадили там и в Вавилоне; при этом они не выкапывали ям, но только втыкали в землю колья с железными наконечниками; затем вынимали эти колья и на место их сразу сажали отростки лозы. Такова внутренняя часть страны, побережье же мелководно и лишено гаваней. Поэтому у Неарха, по его словам, не было лоцманов из местных жителей, когда он шел с флотом из Индии в Вавилонию; на побережье не было якорных стоянок, и он не мог найти опытных людей, чтобы провести флот.
12. Соседняя с Сусидой страна - это часть Вавилонии, которая прежде называлась Ситакеной, а впоследствии Аполлониатидой. Над обеими странами с севера на восток живут элимеи и паретакены-разбойничьи племена, уповающие на суровый горный характер страны. Паретакены обитают еще ближе к аполлониатам и поэтому обращаются с ними хуже. Элимеи ведут войну с обеими этими народностями и с сусиицами, а уксии воюют с элимеями. Впрочем, в настоящее время меньше воин, как это и естественно, в силу могущества парфян, которым подвластны все народности в этой части света. Поэтому, если парфянам живется хорошо то так же живут все их подвластные. Когда же у парфян начинаются смуты (что бывает нередко и в наше время), то последствия для под властных бывают разные в разное время. Действительно, одним смуты идут на пользу, а другим приносят неприятные неожиданности. Таковы особенности стран Персиды и Сусиды.
13. Персидские обычаи одинаковы у этих народностей, у мидян и у многих других племен. Хотя некоторые уже сообщали сведения об этом но и я должен рассказать относящееся к моей теме. Персы не воздвигают статуй или жертвенников, но приносят жертвы на возвышенном месте, почитая небо как Зевса. Они чтут Гелиоса, называя его Мифрой Селену и Афродиту; затем огонь, землю, ветры и воду; [11] совершают жертвоприношения они в очищенном по обряду месте после молитв, приведя жертвенное животное, обвитое венком. Когда маг, совершающий священный обряд, разделит жертвенное мясо на части, верующие разбирают куски и уходят, не оставляя никакой части богам; божеству, по их словам, нужна только душа жертвы и больше ничего. Впрочем, по словам некоторых, они кладут в огонь небольшую часть сальника.
14. Жертвы они приносят преимущественно огню и воде. Жертвоприношения огню совершают так: прибавляют сухие, очищенные от коры поленья дров и сверху кладут жир; затем поливают оливковым маслом и поджигают снизу, причем не дуют на огонь, но раздувают опахалом. Тех, кто подует на огонь, положит на него мертвое тело или запятнает грязью, предают смерти. Воде приносят жертвы так: придя к озеру, реке или источнику, вырывают яму и закалывают жертвенное животное так, чтобы кровь стекала в эту яму; при этом остерегаются как-нибудь обагрить кровью находящуюся поблизости воду, полагая, что это осквернит воду. Затем маги кладут куски мяса на миртовую или лавровую ветвь и, прикасаясь к мясу тонкими палочками, произносят заклинания, совершая при этом возлияния оливковым маслом, смешанным с молоком и медом, но не в огонь или в воду, а на землю. Заклинания они произносят долго, держа в руках связку тонких тамарисковых палочек.
15. В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами, [12] и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом. У персов есть также пирефии - обширные огороженные священные участки. Посредине участков находится жертвенник с большим количеством пепла, на жертвеннике маги поддерживают неугасимый огонь. Ежедневно входя в пирефий, маги произносят там почти целый час заклинания, держа перед огнем связку прутьев; на головах у них войлочные тиары, свисающие концы которых спускаются с двух сторон по щекам, так что закрывают губы. Те же самые обряды совершаются и в святилищах Анаит и Омана. И в этих святилищах есть огороженные священные участки, и в торжественной процессии носят деревянную статую Омана. Эти обряды мне пришлось наблюдать самому. Что касается других, а также и следующих, то о них говорится в исторических сочинениях.
16. Персы избегают мочиться, не моются и не купаются в реке; они не бросают туда покойников и ничего другого, что у них считается нечистым. Какому бы божеству они ни приносили жертвы, они прежде всего обращаются с молитвой к огню.
17. Царствуют над персами наследственные цари. Непокорному отрубают голову и руки, а тело выбрасывают. Персы берут себе в жены много Женщин и одновременно содержат еще несколько наложниц, чтобы иметь много детей. Ежегодно цари дают награды за многодетность. Однако детей до четырех лет не показывают родителям. Браки совершаются в начале весеннего равноденствия. Жених вступает в брачный покой, предварительно отведав яблока и верблюжьего мозга, и в этот день уже ничего больше не ест.
18. С пятилетнего возраста до 24 лет дети упражняются в стрельбе из лука, в метании дротика, в верховой езде и борьбе. [13] В учителя наук
они берут мудрейших людей, которые переплетают свои учения с мифическими историями (приспосабливая последние на пользу учащихся) и рассказывают с напевом и без пения о подвигах богов и доблестных мужей. Перед утренней зарей учителя будят юношей звуком медных инструментов и собирают их в одно место, как бы на военный парад или на охоту. Разделив их на отряды по 50 человек и назначив предводителем каждого отряда кого-нибудь из сыновей царя или сатрапа, учителя приказывают бежать за предводителем, выделив пространство длиной в 30 или 40 стадий. Кроме того, учителя требуют от учеников отчета в каждом уроке и вместе с тем заставляют их громко говорить, упражнять дыхание и легкие, а также приучают переносить жару, холод и дожди и переходить бурные потоки, сохраняя при этом сухим оружие и одежду. Кроме того, персидских юношей обучают пасти скот, проводить ночи под открытым небом, питаться дикими плодами, как например фисташками, [14] желудями и дикими грушами. Этих юношей называют кардаками, так как они живут воровством (слово carda значит "мужество" и "воинственный дух"). Их ежедневная пища после гимнастических упражнений состоит из хлеба, ячменных лепешек, кардамона, [15] крупинок соли и жареного или вареного мяса; питье их - вода. Охотятся юноши верхом на лошадях, пуская метательные дротики, а также с луком и пращой. Вечером юноши упражняются в посадке деревьев, собирают целебные коренья, изготовляют оружие, плетут тенета и силки. Мальчики не касаются охотничьей добычи, хотя по обычаю приносят ее домой. Царь назначает награды победителям в беге и в других видах пятиборья. [16] Мальчики украшают себя золотом, так как персы ценят его огненный блеск. Вот почему они из уважения к огненному блеску золота не кладут покойнику золота, так же как и не зажигают ему огня.
19. Персы участвуют в походах в качестве простых воинов и начальников с 20 до 50 лет, как в пехоте, так и в коннице. На рынок персы не ходят, так как не продают и не покупают. Вооружение персов состоит из плетеного щита ромбоидальной формы; кроме колчана, у них есть еще секиры и сабли; на голове они носят войлочную" шапку в виде башни; панцирь у них чешуйчатый. Одеяние начальников состоит из тройных. штанов и двойного хитона с рукавами, доходящего до колен; нижняя одежда - белая, а верхняя - разноцветная. Летом персы надевают пурпурный или разноцветный гиматий, а зимой - только разноцветный; тиары их похожи на те, которые в ходу у магов, обувь носят глубокую, двойную. Одеждой большинства народа служит двойной хитон до середины икр и кусок льняной материи на голове. У каждого есть лук и праща. Обеды персов отличаются роскошью: они подают на стол животных целиком, в большом количестве и разного сорта. Украшения их ложей, кубков и прочей утвари настолько ярки, что сверкают золотом и серебром.
20. За вином персы держат совет о самых важных делах, и решения, принятые тогда, они считают надежнее вынесенных в трезвом состоянии. При встрече на улице со знакомыми и людьми, равными себе по положению, они подходят и целуют их; людям менее значительным, они сами подставляют щеку для поцелуя; люди низшего положения приветствуют падая ниц. Тела усопших погребают, облепляя их воском. Магов же не предают земле, но выставляют трупы на съедение птицам. Этим магам по обычаю предков позволено даже вступать в связь со своими матерями. Таковы обычаи персов.
21. Быть может, и следующие обычаи, упоминаемые Поликритом, [17] относятся к числу персидских. Так, в Сусах, по его словам, на акрополе каждому царю сооружают в виде памятника его правления особое жилище, сокровищницы и склады для полученной им дани. Цари собирают дань серебром с жителей побережья, а из внутренних областей получают продукты, производимые каждой страной, как например краски, лекарственные снадобья, волос или шерсть, или что-либо другое в таком роде, равным образом и скот. Установил эти подати Дарий Длиннорукий, красивейший из людей, за исключением длины рук, которые у него доходили до колен. [18] Золото и серебро большей частью хранилось в виде утвари, в монете - немного. Эти драгоценные металлы, по мнению персов, более подходят для подарков и хранения в кладовых. Количество монеты, напротив, они считали достаточным, если ее хватало для оборота, и они всегда чеканили новую монету только в количестве, соответствующем расходам.
22. Нравы персов вообще скромные. Однако цари из-за богатства дошли до такой роскоши, что посылали за пшеницей из Асса в Эолиде, за халимонийским вином из Сирии и за водой из Евлея - самой легкой из всех, так что вес аттической котилы этой воды на драхму легче другой воды.
23. Персы стали у греков самыми знаменитыми из варваров, так как из прочих варварских народов, владевших Азией, ни один не властвовал над греками. Вообще эти народности не знали греков, а греки не были знакомы с этими варварами, разве только короткое время, да и то по отдаленным слухам. Во всяком случае Гомеру неизвестны ни сирийская, ни лидийская державы. Действительно, иначе поэт, называя египетские Фивы и упоминая финикийские богатства, не обошел бы молчанием богатства Вавилона, Нина и Экбатан. Персы были первыми властителями греков. Правда, их подчинили и лидийцы, однако последние владели не всей Азией, а только маленькой ее частью по эту сторону Галиса, причем короткое время в царствование Креза и Алиатта. Персы покорили лидийцев, а если последние и завоевали себе какую-то славу, то ее отняли персы. Сломив господство мидян, персы тотчас одолели лидийцев и подчинили себе азиатских греков. Впоследствии они даже переправились в Грецию, хотя нередко терпели поражения во многих битвах, но все же с продолжали владеть Азией вплоть до приморских областей, пока их не покорили македоняне.
24. Человек, который установил господство персов, был Кир. Наследовавший ему сын Камбис был низвержен магами. Магов умертвили Семь Персов и передали власть Дарию, сыну Гистаспа. Потомство Дария прекратилось с Арсием. Последнего убил евнух Багой и поставил царем Дария, который не происходил из царского рода. Этого царя свергнул Александр и сам царствовал 10 или 11 лет. Затем господство над Азией поделили между собой несколько преемников Александра и их потомки. Потом владычество их было уничтожено. Персидское же владычество в Азии существовало около 250 лет. В настоящее время персы, правда, снова образовали собственное государство, но цари их подвластны другим парям: прежде - македонским, а теперь - парфянским.


[1] Текст испорчен (см. II, I, 26).
[2] В другом месте (II, I, 26) Страбон дает цифру «около 3000 стадий».
[3] Персы 17, 118.
[4] Как дань за пользование проходами.
[5] Очевидно, ошибка, вместо «1800 стадий».
[6] Паситигр – собственно одна из рек, текущих из Сусиды (см.: Арриан. Анабасис III, 17).
[7] По-видимому, ошибка, вместо «600 стадий».
[8] «Углубленная» или «Полая Персида».
[9] Лошадь приносили в жертву Киру (ср.: Арриан VI, 29).
[10] Неясно, кто Аристобул, Неарх или Онесикрит.
[11] Ср.: Геродот I, 131.
[12] «Возжигатели огня».
[13] Читаю здесь вместо aletheuein – «говорить правду», athleuein – «бороться».
[14] Pistacia terebinthus^.
[15] Nasturtium orientale или Tropaeolum mains.
[16] Пятиборье состояло из состязаний в прыжках, метании диска, бега, борьбы и метании копья.
[17] Вероятно, ошибка, вместо «Подлитом».
[18] Эту фразу большинство издателей считает интерполяцией.