I

1. Остается сказать об ионийцах, карийцах и о побережье по ту сторону Тавра, которое занимают ликийцы, памфилийцы и киликийцы. Таким образом, было бы закончено все описание полуострова, перешейком которого, как я сказал выше, [1] является переход из Понтийского моря в Исское.
2. Морской путь вокруг Ионии вдоль берегов составляет приблизительно 3430 стадий из-за заливов, а также потому, что страна эта образует на большем протяжении полуострова; расстояние же при прямом пересечении невелико. Длина прямого пути от Эфеса до Смирны, например, равна 320 стадиям, ибо расстояние до Метрополя 120 стадий и остальное - до Смирны, тогда как морским путем вдоль берегов между этими двумя городами без малого 2200 стадий. Таким образом, конец ионийского побережья, начинающегося у милетского Посидия и карийских границ, находится у Фокеи и на Герме.
3. Ферекид утверждает, что на этом побережье раньше карийцы владели Милетом, Миунтом, областью вокруг Микале, а непосредственно следующую часть побережья до Фокеи, Хиоса и Самоса, где правил Анкей, занимали лелеги. Оба эти племени, по его словам, под натиском ионийцев отступили в остальные части Карий. Возглавлял ионийское переселение, которое произошло позднее эолийского, продолжает Ферекид, Андрокл, законный сын афинского царя Кодра; он и был основателем Эфеса. По этой причине, говорят, Эфес и был царской столицей ионийцев, еще и теперь потомков этого рода называют царями. Им присвоены известные почести, как например: первое место на играх, ношение пурпурной одежды как знака царского происхождения и жезла вместо скипетра, а также [распорядительство] на празднике жертвоприношения в честь Элевсинской Деметры. - Милет основал Нелей, родом из Пилоса. Мессенцы и пилосцы считаются между собой в родстве в какой-то степени, отчего новые поэты называют Нестора мессенцем; по их словам много пилосцев переселилось вместе с Меланфом, отцом Кодра, и его спутниками в Афины; таким образом, весь этот народ сообща с ионийцами вывел эту колонию. В Посидии показывают алтарь, воздвигнутый белеем. Миунт был основан Кидрелом, побочным сыном Кодра; Лебедос основал Андропомп, захватив какое-то место под названием Артис; Колофон- Андремон пилосец, как сообщает Мимнерм в "Нанно"; [2] Приену - Эпит, сын Нелея; позднее - Филота, который вывел колонистов из Фив; Теос основал сначала Афамант (вот почему Анакреонт и называет его Афамантидой), а во время ионийской колонизации - Навкл, незаконный сын Кодра, а после него Апек и Дамас афиняне и Герес беотиец; Эрифры - Кноп, также незаконный сын Кодра; Фокею - афиняне под предводительством Филогена; Клазомены - Парал; Хиос - Эгертий, который привел с собой смешанное население; наконец, Самос основал Тембрион, а позднее - Прокл.
4. Это - 12 ионийских городов; в позднейшее время к ним прибавилась также Смирна, которую эфесцы ввели в Ионийский союз. Ибо эфесцы в древние времена жили совместно со смирнейцами, когда и Эфес назывался еще Смирной. И Каллин где-то дает ему это имя, называя в молитве к Зевсу эфесцев смирнейцами:
смирнейцев помилуй;
или в другом месте
Вспомни, как некогда в жертву прекрасные бедра воловьи
Смирнейцы тебе сожигали.
(фрг. 2. Бергк)
Смирна была амазонкой, властительницей Эфеса; от нее пошло имя жителей и города, подобно тому как часть эфесцев называлась сисирбитами по имени Сисирбы. Кроме того, какое-то место в Эфесе называлось Смирной, как указывает Гиппонакт:
Имел обитель в Смирне града позади,
Что меж Трахеи и Лепре Акта.
(Фрг. 44. Бергк)
Ибо Лепре Акта называлась гора Прион, которая возвышается над современным городом, подпирая часть его стены. Во всяком случае владения позади Приона еще и теперь называются владениями "в Описфолеприи", [3] а предгорная страна вокруг Коресса называлась Трахеей. [4] В древности город был расположен вокpyr святилища Афины, которое теперь находится за городом вблизи так называемого Гипелея. Таким образом, Смирна лежала вблизи современного гимнасия, позади теперешнего города, но между Трахеей и Лепре Акта. После отделения от эфесцев смирнейцы отправились походом в ту местность, где теперь Смирна, которой владели лелеги. Вытеснив лелегов, они основали древнюю Смирну, почти в 20 стадиях от современной. Впоследствии под давлением эолийцев им пришлось искать убежища в Колофоне; затем они вернул вместе с колофонцами и вновь захватили свой город. Так говорил Мимнерм в "Нанно", упомянув о Смирне как городе всегда являвшеся предметом распрей.
Так мы высокий Пилос, твердыню Нелея, покинув,
Прибыли на кораблях к Азии милым брегам.
Там, в Колофоне желанном, вознесшись от силы могучей,
Вновь мы обитель нашли, дерзостью всех превзойдя.
И устремившись опять от быстрых волн Астеента,
Смирну по воле богов взяли, Эолии град.
(Фрг. 9. Бергк)
Таковы наши сведения об этом предмете. Следует, однако, еще раз дать подробное описание по отдельным частям, начав с главных местностей, где вначале были основаны поселения, - с местностей около Милета и Эфеса; ведь это самые лучшие и наиболее славные города.
5. Непосредственно после Посидия, мыса милетцев, если подняться на 18 стадий в глубь страны, находится оракул Аполлона Дидимского у Бранхидов. [5] Святилище было сожжено Ксерксом, так же как и другие храмы, кроме Эфесского. Бранхиды же передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство. Впоследствии милетцы воздвигли храм, самый большой из всех храмов, который остался без крыши из-за своей величины; действительно, окружность священной ограды вмещает пространство целого поселка; внутри и вне священной ограды - великолепный парк; в других священных оградах есть и оракул, и святилища. К ним миф приурочил истории о Бранхе и любви Аполлона. Святилище украшают драгоценнейшие приношения из произведений древнего искусства. Отсюда до города сушей и морем недалеко.
6. По сообщению Эфора, это место впервые основали и укрепили над морем критяне, там, где теперь расположен древний Милет. Сарпедон вывел туда поселенцев из критского Милета и назвал город по имени критского города; местностью этой прежде владели лелеги. Впоследствии Нелей и его спутники укрепили стеной современный город. Теперь в городе 4 гавани, причем одна из них может вместить целый флот. Много славных деяний совершил этот город, но величайшее из них - это множество основанных им колоний, потому что весь Евксинский Понт, Пропонтида и многие другие места были колонизованы милетцами. Во всяком случае Анаксимен из Лампсака утверждает, что милетцы заселили острова Икар и Лерос, на Геллеспонте - Лимны в Херсонесе, а в Азии - Абидос, Арисбу и Пес; на острове кизикцев - Артаку и Кизик; во внутренней части Троады - Скепсис. Впрочем, при подробном описании я говорю и о прочих городах, опущенных Анаксименом. Милетцы и Делосцы называют Аполлона Olios, как бы богом здоровья и исцеления, ведь глагол ulein означает "быть здоровым", откуда и слово ule [6], и приветствие "здравствуй (ule), радуйся". Ведь Аполлон - бог-целитель, как Артемида, получил свое имя от того, что делает людей здравыми и невредимыми. [7] Гелиос и Селена тесно соединены с этим понятием, так как они являются причиной здорового смешения воздуха. Впрочем, губительные болезни и внезапную смерть также приписывают этим богам.
7. Достопамятными людьми родом из Милета были Фалес - один из Семи Мудрецов, первый среди греков занявшийся естествознанием и математикой, его ученик Анаксимандр и ученик последнего Анаксимен; Гекатей - автор "Истории" и в наше время оратор Эсхин, живший в изгнании за то, что слишком свободно высказывался перед Помпеем Великим. Город постигло несчастье, так как он закрыл свои ворота перед Александром и был взят силой, равно как и Галикарнасс; и еще раньше он был взят персами. Каллисфен утверждает, что афиняне наложили штраф на трагического поэта Фриниха за то, что тот сочинил драму "Взятие Милета Дарием". - Остров Лада лежит перед Милетом, как и островки по соседству с Трагеями, которые служат якорными стоянками для пиратов.
8. Далее идет Латмийский залив, в котором лежит Гераклея, так называемая "под Латмом" - городок с якорной стоянкой. Прежде он назывался Латмом, одинаково с возвышающейся над ним горой, которая, по мнению Гекатея, отождествляется с упоминаемой Гомером "фтиров лесистой горою" [8] (ибо он говорит, что гора фтиров лежит над Латмом); некоторые, однако, утверждают, что это - гора Грий, которая тянется приблизительно параллельно Латму от Милетской области на восток, через Карию до Еврома и Халкеторов. Эта гора лежит над Гераклеей, в виду ее. Недалеко от Грия перейдя речку вблизи Латма, показывают могилу Эндимиона в какой-то пещере. Далее от Гераклеи до городка Пирры морским путем около 100 стадий.
9. Несколько дальше путь от Милета до Гераклеи, включая изгибы заливов, а прямым путем от Милета до Пирры - 30 стадий, на столько же дальше путь вдоль берегов. Однако когда дело идет о знаменитых местностях, читателю приходится терпеть сухость подобного описания.
10. От Пирры до устья Меандра 50 стадий; местность покрыта топями и болотами. В 30 стадиях плавания вверх на весельных лодках находится город Миунт - один из 12 ионийских городов, который в настоящее время из-за малочисленности населения объединился с Милетом. Ксеркс, как говорят, пожаловал Фемистоклу этот город "на приправу", Магнессию - "на хлеб", а Лампсак - "на вино".
11. В 4 стадиях отсюда лежит селение Карийская Фимбрия; поблизости от него находится священная пещера Аорн, называемая "Хароновой", так как она наполнена смертоносными испарениями. Над селением расположена Магнесия на Меандре - колония фессалийских магнетов и критян о которой я скоро буду говорить. [9] За устьями Меандра идет побережье Приены, над которым расположены Приена и гора Микале, где много диких зверей и густой лес. Гора эта находится поблизости от острова Самос и образует с ним пролив на той стороне так называемого мыса Трогилия шириной около 7 стали. Некоторые писатели называют Приену Кадмой, так как ее основатель Филота был беотийцем. Биант - один из Семи Мудрецов, родом из Приены; о нем Гиппонакт говорит так:
В делах судебных он Бианта из Приены самого ловчей.
(фрг. 79. Бергк)
13. Перед мысом Трогилием лежит одноименный островок. Отсюда самый короткий переезд до Суния - 1600 стадий, причем сначала на правой стороне будут Самос, Икария и Корсии, а на левой - Мелантиевы скалы. Остальная часть плавания идет через середину Кикладских островов. Сам мыс Трогилий - это нечто вроде отрога горы Микале. К Микале прилегает другая гора, именно Пактия в Эфесской области, до которой простирается Месогида.
14. От Трогилия 40 стадий до Самоса; Самос и его гавань с якорной стоянкой обращены к югу. Большая часть города омывается морем и расположена на ровном месте, но одна часть его поднимается в гору, лежащую над ним. Если подъехать к городу с правой стороны, то увидим мыс Посидий, образующий с горой Микале пролив в 7 стадий шириной. На мысе находится храм Посидона; перед ним лежит островок Нарфекида; на левой стороне расположено предместье вблизи святилища Геры, течет река Имбрас и стоят древнее святилище Геры и большой храм, превращенный теперь в склад картин. Кроме множества хранящихся там картин, есть еще и другие склады картин, а также несколько маленьких храмов, полных древними произведениями искусства. Открытый двор храма равным образом наполнен прекраснейшими статуями. 3 из них колоссальных размеров - произведения Мирона - помещались на одном общем цоколе; их снял было Антоний, но Август Цезарь велел восстановить 2 статуи на том же цоколе - Афины и Геракла; статую же Зевса он перенес в Капитолий, построив для нее маленький храм.
15. Длина пути вокруг острова самосцев составляет 600 стадии. В древние времена, когда на острове жили карийцы, он назывался Парфенией, затем - Анфемунтом и Меламфиллом и, наконец, Самосом по имени какого-то местного героя или переселенца с Итаки или Кефаллении. Есть на Самосе мыс под названием Ампел, обращенный приблизительно в сторону Дрепана в Икарии; впрочем, и целая гора, придающая всему острову гористый характер, носит то же имя. Самос не богат вином, хотя окружающие острова производят вино в изобилии, а большая часть всего примыкающего к нему материка даже славится прекрасными винами, например Хиос, Лесбос и Кос. Действительно, эфесские и метропольские вина хороши; Месогида, Тмол, Катакекавмена, Книд, Смирна и другие менее значительные местности тоже доставляют замечательно хорошие вина, или приятные на вкус, или годные для лечебных целей. Таким образом, что касается вин, то Самосу не особенно посчастливилось; в прочих же отношениях это - благословенная страна, как это видно уже из того, что из-за острова нередко происходили войны; кроме того, хвалители острова не колебались применять к нему поговорку, что на Самосе "есть даже птичье молоко", как где-то сказал Менандр. Такое благосостояние острова послужило причиной установления на нем тирании и вражды к афинянам.
16. Тирания процветала главным образом при Поликрате и его брате Силосонте. Поликрат был настолько знаменит своим счастьем и могуществом, что даже достиг господства на море. В доказательство его счастья приводят случай: [10] он нарочно бросил в море кольцо с драгоценным резным камнем, но немного спустя какой-то рыбак принес ему рыбу, проглотившую кольцо (когда рыбу разрезали, нашли кольцо). Узнав об этом, египетский царь, говорят, как бы пророчески предсказал, что человек, достигший такой вершины удачи, в скором времени несчастливо кончит жизнь. И действительно, это так и произошло, ибо тиран был изменнически захвачен в плен одним из персидских сатрапов и повешен. Современником Поликрата был мелический поэт Анакреонт; в самом деле, все его стихи полны похвал тирану. В правление Поликрата, как передают, жил также Пифагор, но он покинул город, увидев усиление тирании, и отправился в Египет и Вавилон из любви к учению; возвратившись и найдя тиранию еще в силе, он отплыл в Италию и там окончил жизнь. Это мои сведения о Поликрате.
17. Что касается Силосонта, то брат оставил его частным человеком. Силосонт подарил Дарию, сыну Гистаспа, одежду, которую тот (когда еще не был царем) увидел на нем и пожелал иметь. По воцарении Дария Силосонт получил от него в качестве ответного дара тиранию на Самосе, Однако он правил с такой жестокостью, что город даже обезлюдел. Отсюда пошла поговорка:
Простор земли по Силосонта милости.
18. Афиняне сначала послали против Самоса полководцем Перикла и вместе с ним поэта Софокла, которые осадой поставили непослушных самосцев в тяжелое положение; впоследствии они выслали на - остров избранных по жребию 2000 колонистов из числа своих граждан; среди этих последних был Неокл, отец философа Эпикура, как говорят, школьный учитель. В самом деле, утверждают, что Эпикур получил воспитание на Самосе и Теосе, а в Афинах был принят в число эфебов. [11] Комический поэт Менандр был в это время его товарищем-эфебом. Самосцем был также Креофил, который, говорят, некогда оказал радушный прием Гомеру и получил от него в дар право писать собственное имя на произведении Гомера "Взятие Эхалии". Напротив, Каллимах в какой-то эпиграмме ясно указывает, что поэма сочинена Креофилом, но из-за упомянутой истории с гостеприимством приписывается Гомеру:
Самоса житель меня сочинил, что когда-то Гомера
Принял; теперь же Еврита горькую участь пою
Вместе с Иолией русой. Зовусь я писаньем Гомера,
Но Креофила ведь сей подвиг, великий Зевес.
Некоторые считают Креофила учителем Гомера, другие же - не его а проконнесца Аристея.
19. Рядом с Самосом лежит остров Икария, по которому названо Икарийское море. Остров этот получил свое имя от Икара, сына Дедала который, по рассказам, сопровождая отца в бегстве (когда оба они на крыльях улетели с Крита), упал там, так как не мог удержаться на правильном пути; ибо когда он поднялся слишком высоко к солнцу, воск растаял и крылья отпали. - Весь остров занимает в окружности 300 стадий и лишен гаваней, кроме нескольких якорных стоянок; самая лучшая из них называется Гнетами. Это - мыс, простирающийся в западном направлении. На острове находятся святилище Артемиды под названием Таврополий, городок Эноя, а также и городок Дракан, одноименный мысу, на котором он расположен, с якорной стоянкой. Мыс этот отстоит от самосского мыса, называемого Канфарием, на 80 стадий, что составляет кратчайшее расстояние по морю между двумя этими мысами. В настоящее время, однако, остров имеет редкое население и самосцы большей частью живут здесь из-за своих стад.
20. После Самосского пролива вблизи Микале, если плыть к Эфесу, на правой стороне открывается побережье эфесцев; некоторую часть этого побережья занимают самосцы. Первый пункт на побережье - это Панионий, лежащий в 3 стадиях над морем, где справляются Панионии - общий праздник ионийцев - и совершаются жертвоприношения в честь Посидона Геликонского. Жрецами при жертвоприношениях являются приенцы; я говорил уже о них в описании Пелопоннеса. [12] Затем идет Неаполь, в прежнее время принадлежавший эфесцам, а теперь самосцам, которые обменяли его на Марафесий - более близкий город на более далекий. Далее следует городок Пигела со святилищем Артемиды Мунихии, основанный Агамемноном и заселенный частью его воинов; говорят, что некоторые воины страдали болезнью задних частей и их называли поэтому "страдающими болезнью задних частей"; [13] страдая этой болезнью, они остались там; таким образом это место получило такое подходящее название. Потом идут гавань, называемая Панормом со святилищем Артемиды Эфесской, и город Эфес. На самом этом побережье, несколько выше моря, находится Ортигия - замечательный парк из разнообразных деревьев, в большинстве кипарисов. Через парк протекает река Кенхрий, где, как говорят, Латона купалась после родов. Ибо сюда миф переносит разрешение ее от бремени, сцену с кормилицей Ортигиеи и священное место, где произошли роды, маслину, под которой, как говорят, богиня в первый раз отдыхала после родовых мук. Над рощей возвышается гора Сольмисс, где, по преданию, стояли куреты и бряцанием своего оружия напугали Геру, которая из ревности подстерегала родильницу, и помогли Латоне скрыть рождение детей. В этой местности несколько храмов: одни - древние, другие же воздвигнуты в позднейшие времена; в древних храмах находятся древние деревянные статуи, в храмах же позднейших - произведения Скопаса: Латона со скипетром, рядом ней стоит Ортигия, держа в каждой руке по ребенку. Здесь ежегодно появляется торжественное празднество. В силу некоего обычая юноши большим рвением соревнуются там особенно в смысле роскошных угощений. В то же время и общество куретов устраивает угощение и совершает какие-то мистические жертвоприношения.
21. В городе Эфесе вначале жили карийцы и лелеги; Андрокл изгнал их и поселил большинство прибывших с ним колонистов вокруг Афинея и источника Гипелея, захватив, сверх того, и область на склонах горы Кopecca. Таково было население Эфеса до времен Креза, но впоследствии жители спустились со склонов горы и вплоть до Александра жили вокруг современного храма. Лисимах окружил стеной современный город; но так как население стало неохотно покидать насиженные места, он выждал наступления ливня и затем, чтобы усилить его действие, приказал закрыть водосточные каналы, так что в городе произошло наводнение. Тогда жители с радостью переселились. Лисимах назвал город Арсиноей по имени своей супруги; впрочем, древнее имя осталось преобладающим. В городе существовал назначаемый совет старейшин; к ним присоединялись так называемые эпиклеты, которые управляли всеми городскими делами.
22. Первым строителем храма Артемиды был Херсифрон, затем другое лицо его расширило. После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма. Свидетельством этого являются изданные тогда постановления. По словам Артемидора, Тимей из Тавромения, не зная об этих постановлениях и будучи завистливым и доносчиком (отчего его и прозвали Эпитимеем), [14] утверждает, что эфесцы отстроили храм на средства, отданные им персами на хранение. Но у них не было в то время никаких денег на хранении, а если бы они и были, то сгорели бы вместе с храмом. А после пожара, когда крыша была разрушена, кто захотел бы держать какие-нибудь деньги в священной ограде под открытым небом? Александр, продолжает Артемидор, обещал эфесцам уплатить все бывшие и будущие издержки с тем условием, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя, но они не согласились; тем более они не захотели бы прославиться святотатством или ограблением храма. И Артемидор с похвалой отзывается об эфесце, который сказал царю, [15] что не подобает богу воздвигать храмы богам.
23. После окончания постройки храма, который, как говорит Артемидор, был созданием Хирократа [16] (того самого, кто построил Александрию; он же предложил Александру превратить гору Афон в его, портретную статую, представив царя совершающим возлияние из кого-то сосуда в чашу, а также построить два города: один - на правой стороне горы, другой - на левой - и пустить от одного города к другому текущую реку), повторяю, после окончания постройки храма, по словам Артемидора, большинство прочих посвятительных даров для украшения его было получено от местных художников в силу уважения их к святыне, тогда как алтарь, можно сказать, почти целиком был уставлен произведениями Праксителя. Впрочем, мне показывали несколько произведений Фрасона, которому принадлежат статуя Гекаты, восковая статуя Пенелопы и "старуха Евриклея". Жрецами при храме были евнухи, которые назывались мегабизами. Эфесцы постоянно приглашали из других мест некоторых лиц, достойных занимать эту высокую должность, и оказывали им великий почет; вместе с ними должны были быть жрицами девушки. В настоящее время только некоторые из этих обычаев соблюдаются, другие же вышли из употребления. Храм же остается местом убежища [17] и теперь, хотя пределы убежища часто менялись; так, Александр расширил их на 1 стадию, Митридат же пустил стрелу с угла крыши и думал, что длина ее полета немного превзойдет 1 стадию; наконец, Антоний удвоил это расстояние и включил в пределы убежища некоторую часть города. Однако такое расширение убежища оказалось вредным, так как отдавало город во власть преступных элементов; поэтому Август Цезарь снова отменил его.
24. В городе есть верфь и гавань. Строители сделали вход в гавань более узким, но они ошиблись вместе с царем, который повелел им это (именно Атталом Филадельфом). Ибо царь этот думал, что вход будет достаточно глубоким для больших грузовых судов (так же как и самая гавань, которая прежде была мелководной вследствие наносов реки Каистра), если насыпать мол у входа, в то время очень широкого, и поэтому приказал построить плотину. Однако случилось обратное: заключенные внутри гавани наносы сделали ее мелководной вплоть до входа. Прежде морские приливы и отливы в достаточной степени уменьшали наносы, унося их во внешнее море. Таковы особенности гавани. Что касается города, то он в силу удобств местоположения и в прочих отношениях день ото дня растет, являясь самым большим портом в Азии по эту сторону Тавра.
25. Знаменитые люди родом из этого города следующие: в древние времена Гераклит, по прозванию Темный, и Гермодор, о котором сам Гераклит говорит: "Всех тех эфесцев до одного стоит повесить, которые изгнали Гермодора, самого полезного среди них человека, говоря: пусть не будет среди нас самого полезного; если же такой человек найдется, то пусть он живет в другом месте и среди других людей". Этот человек, кажется, написал для римлян некоторые законы. Из Эфеса происходили также поэт Гиппонакт, живописцы Паррасий и Апеллес, а из позднейших - оратор Александр, по прозвищу Лихн, [18] который был государственным человеком, написал историю и оставил после себя дидактические поэмы, в которых изображал положение небесных светил и давал географическое описание материков, посвящая каждому особую поэму.
26. За устьем Каистра идет озеро, образовавшееся от разлива моря, под названием Селинусия; рядом лежит другое озеро, соединяющееся с первым; оба озера приносят большие доходы. Эти озера, хотя и свяшенные, цари отняли у богини, римляне же возвратили их назад. А государственные откупщики снова путем насилия овладели налогами, но в результате посольства Артемидора в Рим, как он сам говорит, ему удалось не только вернуть озера богине, но даже выиграть по решению суда отпавшую от Эфеса Гераклеотиду. В благодарность за это город воздвиг ему в храме золотую статую. В самой отдаленной части озера находится святилище царя, построенное, как говорят, Агамемноном.
27. Затем следуют гора Галлесий и Колофон - ионийский город; перед ним лежит священный участок Аполлона Кларийского, где некогда был древний оракул. По преданию, прорицатель Калхант с Амфилохом, сыном Амфиарая, возвращаясь из-под Трои, пришел сюда пешком, но, встретив поблизости от Клара прорицателя более могучего, чем он сам, именно Мопса, сына Манто, дочери Тиресия, умер с горя. Гесиод излагает миф приблизительно так, заставив Калханта предложить Мопсу такой вопрос:
Чудо, сколь много плодов на сей смоковнице дикой,
Хоть малорослое древо; но можешь ли счесть мне число их?
А Мопс ответил:
Десять тысяч числом, но мера равна их медимну.
Так он сказал: и число и мера плодов оказалася точной.
Очи Калханта тогда смертельная дрема смежила.
(Фрг. 160. Ржах)
Однако, по словам Ферекида, Калхант задал вопрос о супоросой свинье: сколько у нее поросят? Мопс ответил, что у свиньи 3 поросенка, из них одна свинка; когда предсказание оправдалось, Калхант умер с горя. Другие же, наоборот, утверждают, что Калхант задал вопрос о свинье, а Мопс - о дикой смоковнице; и последний сказал правду; первый - нет и умер с горя и согласно предсказанию оракула. Софокл также упоминает об оракуле в "Требовании возврата Елены", что Калханту было суждено умереть, когда он встретит прорицателя более могучего, чем он. Однако Софокл переносит сцену состязания и смерти Калханта в Киликию. Таковы древние сказания.
28. Некогда колофонцы владели значительными морскими силами, а также конницей, причем в этой последней они достигли такого превосходства над другими, что в каких бы только сражениях, где победа давалась с трудом, ни появлялась на помощь колофонская конница, она решала дело; отчего и пошла поговорка: "Он взял себе в помощь Колофон", когда делу бывал прочно положен конец. Достопамятными колофонцами были Мимнерм - флейтист и элегический поэт, Ксенофан - философ-естествоиспытатель, который сочинял "силлы"; [19] Пиндар также упоминает о каком-то Полимнасте как о знаменитом музыканте:
Голос общедоступный знаешь
Полимнаста из Колофона.
(Фрг. 66. Пюеш)
Некоторые утверждают, что даже Гомер происходил оттуда. Прямым путем от Эфеса до Колофона 70 стадий, а с изгибами заливов - 120 стадий.
29. За Колофоном идут гора Коракий и островок, посвященный Артемиде, куда самки оленей добираются вплавь и рождают там, как полагают, детенышей. Затем следует Лебедос, в 120 стадиях от Колофона. Здесь - место для собраний и поселение всех "художников Диониса" [20] в Ионии вплоть до Геллеспонта; на этом островке происходят ежегодные празднества и игры в честь Диониса. Прежде они жили на Теосе - ионийском городе, непосредственно следующем за Колофоном, но, после того как разразилось восстание, бежали в поисках убежища в Эфес. Когда Аттал переселил их в Мионнес, между Теосом и Лебедосом, то теосцы отправили посольство к римлянам с просьбой не допускать, чтобы Мионнес строил против них укрепления. Тогда мионнесцы переселились в Лебедос, причем жители этого города с радостью приняли их, так как сами терпели от недостатка населения. Теос находится от Лебедоса в 120 стадиях; между ними лежит остров Аспида, называемый иными Арконнесом. Мионнес построен на высоте, имеющей вид полуострова,
30. Теос также лежит на полуострове и имеет гавань. Оттуда происходит мелический поэт Анакреонт; в его время теосцы покинули свой город и переселились во фракийский город Абдеры, так как не могли вынести оскорблений персов, откуда и пошло изречение:
Абдеры - славная колония теосцев.
Некоторые из них, однако, позднее вернулись назад. Как я уже сказал выше, [21] Апелликоит был теосцем и историк Гекатей происходил из того же города. Есть и другая гавань - Герреиды - в 30 стадиях к северу от города.
31. Далее следуют область халкидцев и перешеек Херсонеса, находящийся во владении теосцев и эрифрейцев. Последние живут по эту сторону перешейка, а на самом перешейке - теосцы и клазоменцы. Южную сторону перешейка, т. е. область халкидцев, занимают теосцы, северную же - клазоменцы, где их область соприкасается с Эрифрейской. В начале перешейка лежит местность Гипокремн, которая с внутренней стороны перешейка отделяет Эрифрейскую область, а с внешней - область клазоменцев. Над областью халкидцев расположен священный участок, посвященный Александру, сыну Филиппа. На этом участке справляют игры под названием Александрийские, устраиваемые общим собранием ионийцев. Длина переезда через перешеек от священного участка Александра и области халкидцев до Гипокремна составляет 50 стадии, а круговое плавание - больше 1000 стадий. Приблизительно посредине кружного пути находится ионийский город Эрифры с гаванью; перед ним лежат 4 островка под названием Гиппы.[22]
32. Не доходя до Эрифр, находится сначала городок Эры, принадлежащий теосцам; затем идут высокая гора Корик, у подошвы ее гавань расист и другая гавань под названием Эрифра; потом друг за другом следует несколько других гаваней. Как говорят, все побережье около Корика являлось притоном пиратов, так называемых корикейцев, которые придумали новый способ нападения на мореходов: рассеявшись по гаваням, пираты подходили к высадившимся там купцам и подслушивали разговоры о том, с каким товаром и куда те плывут; затем, собравшись вместе, они нападали и грабили вышедших в море купцов. Вот почему всякого, кто суется не в свое дело и пытается подслушивать секретные разговоры в стороне, называем корикейцем и употребляем даже поговорку:
Об этом даже корикеец слышать мог,
в том случае, когда кто-нибудь уверен, что его поступки или слова остаются в тайне, а на самом деле их выдают люди, которые подсматривают за ним и стремятся узнать то, что их не касается.
33. За горой Кориком идет островок Галоннес. Далее следует Аргенн - мыс Эрифрейской области, который находится очень недалеко от Посидия хиосцев. Посидий образует пролив шириной около 60 стадий. Между Эрифрами и Гипокремном возвышается высокая гора Мимант, богатая дикими зверями и покрытая густым лесом. Затем идут селение Кибелия и так называемый мыс Мелена [23] с каменоломней мельничных камней.
34. Из Эрифр происходила Сивилла, некая боговдохновенная и вещая женщина древности. Во времена Александра из того же города родом была другая вещая женщина - Афинаида. В наше время там же родился Гераклид, врач школы Герофила, соученик Аполлония Мусы.
35. Что касается Хиоса, то он имеет в окружности, если ехать по суше, 900 стадий. На острове находится город с хорошей гаванью и якорной стоянкой на 80 кораблей. Если при объезде, начиная от города, остров окажется справа, то сначала подойдем к Посидию. Затем следуют Фаны - глубокая гавань, а потом храм Аполлона и пальмовая роща. Дальше идет Нотий - якорная стоянка на морском берегу, потом Лайунт - тоже якорная стоянка на морском берегу; отсюда до города тянется перешеек длиной в 60 стадий, но путь кругом, по которому я только что следовал, составляет 360 стадий. Далее идет мыс Мелена, против которого в 50 стадиях лежат Псиры - высокий остров с городом того же имени. Окружность острова 40 стадий. Еще дальше находится Ариусия - скалистая местность, лишенная гаваней, она простирается приблизительно на 30 стадий и производит самое лучшее из греческих вин. За ней возвышается Пелиней - самая высокая горная вершина на острове. На острове находится также мраморная каменоломня. Знаменитыми хиосцами были трагический поэт Ион, историк Феопомп и софист Феокрит. Двое последних были политическими противниками. Хиосцы также выставляют притязания на Гомера, выдвигая в качестве самого веского свидетельства то, что так называемые Гомериды происходили из его рода; о них упоминает и Пиндар:
Отсюда и Гомериды
Искусных стихов певцы
Часто [начинали]...
(Нем. II, 1)
Некогда хиосцы владели флотом и стремились к свободе и морскому владычеству. От Хиоса до Лесбоса, если плыть с южным ветром, около 400 стадий.
36. За Гипокремном следует Хитрий - местность, где прежде были расположены Клазомены. Далее идет современный город с лежащими перед ним 8 островками, где занимаются земледелием. Клазоменцем был знаменитый философ-естествоиспытатель Анаксагор, ученик милетца Анаксимена. Философ-естествоиспытатель Архелай и поэт Еврипид были его слушателями. Затем следуют святилище Аполлона, горячие источники, залив и город смирнейцев.
37. Далее идет другой залив, в котором находилась древняя Смирна, в 20 стадиях от современного города. После разрушения Смирны лидийцами она продолжала около 400 лет существовать в виде простого селения. Затем ее восстановили Антигон и позднее Лисимах, а теперь это - самый красивый из всех ионийских городов. Часть города построена на горе, а большая расположена на равнине вблизи гавани, невдалеке от храма Великой матери и вблизи гимнасия. Планировка города по кварталам превосходна; городские кварталы, насколько возможно, вытянуты по прямым линиям; улицы вымощены камнем, есть большие четырехугольные портики с нижними и верхними ярусами. Есть также библиотека и Гомерий, собственно четырехугольный портик с храмом Гомера и его деревянной статуей. Ибо и смирнейцы имели особые основания притязать на Гомера; и действительно, у них даже одна медная монета называется Гомерием. Река Мелит протекает недалеко от стен. К числу прочих сооружении города принадлежит также и запирающаяся гавань. Но есть в городе один немалый недостаток, допущенный строителями: при облицовке камнем улиц они не провели под ними подземных сточных каналов, поэтому нечистоты покрывают поверхность улиц, в особенности же во время дождей, когда клоаки переливаются через край. Здесь Долабелла захватил в плен после осады города и убил Требония, одного из тех, кто изменнически умертвил Божественного Цезаря, причем он разрушил многие части города.
38. За Смирной идет городок Левки. После смерти Аттала Филометора Аристоник склонил этот городок к восстанию. Аристоник считал себя потомком царского рода и стремился захватить царскую власть. После нанесенного Аристонику эфесцами поражения в морской битве у берегов Кимы, он бежал из Смирны; затем он направился в глубь страны и быстро собрал толпы бедняков и рабов, привлеченных обещанием свободы, назвав их "гражданами Солнечного града". Сначала он совершил вторжение в Фиатиры, потом ему удалось захватить Аполлониду и обратиться против других крепостей. Впрочем, он недолго продержался; города немедленно послали против него большие силы, причем им оказали помощь Никомед Вифинский и каппадокийские цари. Затем прибыло 5 римских послов, а после этого - войско под начальством консула [24] Публия Красса, а потом Марка Перперны; последнему удалось закончить войну, захватить живым в плен Аристоника и отослать его в Рим. Аристоник, таким образом, кончил жизнь в темнице, Перперна умер от болезни, а Красе подвергся нападению каких-то людей около Левки и пал в стычке с ними. Затем прибыл консул Маний Аквилий [25] с 10 легатами и придал провинции устройство, существующее еще до настоящего времени. - После Левки следует Фокея, лежащая в заливе; о ней я уже сказал в описании Массалии. Далее идут границы ионийцев и эолийцев, о чем я упоминал выше. В глубине ионийской прибрежной страны остались еще не описанными местности вдоль дороги от Эфеса к Антиохии и Меандру. Эти местности имеют смешанное население из лидийцев, карийцев и греков.
39. Первый город после Эфеса - это эолийская Магнесия, так называемая Магнесия на-Меандре, так как она лежит вблизи этой реки; еще ближе к городу протекает река Лефей - приток Меандра, берущий начало на горе Пактии в Эфесской области. Другой Лефей протекает у Гортины, третий - около Трикки, где, говорят, родился Асклепий, и, наконец, четвертый - в стране ливийских гесперитов. [26] Город Магнесия расположен на равнине у горы под названием Форакс, где, как говорят, был распят на кресте грамматик Дафит за то, что оскорбил царей в следующем двустишии:
Пурпур рубцов от бича, вы - казны Лисимаха опилки,
Гордых фригийцев и лидов вам подчинен весь народ.
Говорят, что Дафит получил оракул, который указывал ему остерегаться Форакса.
40. Магнеты, по-видимому, являются потомками дельфийцев, которые жили в Дидимских горах в Фессалии, о них Гесиод говорит:
Или как та, что живет на холмах священных Дидима,
Там на Дотийской равнине, вдоль обильного гроздью Амира
Ногу купала в волнах Бебеидского озера дева.
(фрг. 122. Ржах)
Здесь находилось также святилище Диндимены, Матери богов. По преданию, жена Фемистокла (другие говорят - дочь) была в нем жрицей. В настоящее время святилища не существует, так как город перенесен в другое место. В современном городе есть святилище Артемиды Левкофриены, которое уступает эфесскому по величине храма и по числу посвятительных даров, но далеко превосходит его в смысле гармонии и искусного устройства священной ограды. По величине его священна ограда больше всех оград азиатских храмов, кроме эфесского и дидимского. В древние времена магнетов постигла печальная участь: они были совершенно истреблены трерами, киммерийской народностью, хотя в течение долгого времени жили счастливо; на следующий год этой местностью завладели милетцы. Правда, Каллин упоминает о магнетах как о народе еще процветающем, который одержал победу в войне с эфесцами, тогда как Архилох, как кажется, уже знает о постигшем их несчастье:
Плачь о фасийцах скорей, чем о магнетов беде...
(Фрг. 20. Бергк)
Отсюда и можно заключить, что Архилох жил позднее Каллина. Каллин упоминает о каком-то другом, более раннем вторжении киммериййев:
Так наступают теперь киммерийцев грозные рати...
(Фрг. 3, Бергк)
явно указывая этим на взятие Сард.
41. Знаменитыми людьми из Магнесии были оратор Гегесий, который больше всех старался ввести так называемый азианский стиль, чем и испортил установившуюся аттическую манеру; мелический поэт Сим, который, введя симодию, [27] также испортил стиль мелических поэтов прежнего времени (как это еще в большей степени сделали лисиоды и магоды), [28] и кулачный боец Клеомах, который, влюбившись в какого-то кинеда [29] и в молодую девушку, бывшую у того на содержании, стал подражать разговорной речи и стилю кинедов. Сотад был первым, кто написал разговор кинедов; затем последовал этолиец Александр. Эти двое подражали таким разговорам в прозе, а Лисий сопровождал их музыкой, а еще раньше него - Сим. Кифареда Анаксенора выдвинул театр, и Антоний возвысил его насколько мог, назначив сборщиком податей с четырех городов и предоставив ему воинов для личной охраны. И родной город также достаточно отличил его почестями, облачив в пурпурное одеяние, как посвященного Зевсу-Спасителю города, "а что указывает его раскрашенная статуя на рыночной площади. Есть его бронзовая статуя в театре с надписью:
Сладко вниманье свое нам склонять к песнопевцу, который
Слух наш пленяя, богам вдохновеньем высоким подобен.
(Од. IX, 3)
Но так как резчик не рассчитал места, то ему пришлось опустить последнюю букву второго стиха, потому что ширина цоколя оказалась недостаточной. Поэтому резчик навлек на город подозрение в невежестве из-за двусмысленности надписи: следует ли понимать последнее слово в именительном падеже или в дательном? [30] Ведь многие пишут форму дательного падежа без йоты и даже совершенно отрицают правомерность этой привычки, так как она лишена всякого естественного основания.
42. После Магнесии идет дорога на Траллы, слева от нее находится гора Месогида, а на самой дороге и справа - равнина Меандра, занятая лидийцами, карийцами, ионийцами (как милетцами, так и миесийцами), а также эолийцами из Магнесии. Такой же способ описания местности применяется до Нисы и Антиохии. Город траллийцев расположен в местности, имеющей форму трапеции; вершина этой местности защищена от природы; окрестности тоже достаточно хорошо укреплены. Город этот имеет густое население (как никакой другой из азийских городов), состоящее из людей зажиточных; некоторые его жители постоянно занимают первые по значению должности в провинции и называются асиархами. [31] В числе их был Пифодор, уроженец Нисы, который переселился в Траллы ради славы этого города; вместе с немногими другими он выделялся дружественными отношениями с Помпеем. Он приобрел царское состояние ценностью более 2000 талантов; его имущество за дружбу владельца с Помпеем было продано Божественным Цезарем, но Пифодор выкупил его и оставил не меньше своим детям. Его дочь Пифодорида, о которой я уже говорил, [32] теперь царица на Понте. Наряду с Пифодором в наше время выделялся и Менодор - ученый, кроме того, уважаемый и степенный человек, который был жрецом Ларисейского Зевса. Он пал жертвой происков друзей Домиция Аэнобарба; последний, поверив доносчикам, велел казнить Менодора за подстрекательство к мятежу во флоте. Родом отсюда были также знаменитые ораторы Дионисокл и впоследствии Дамас Скомбр. По преданию, Траллы основаны аргивянами и какими-то фракийскими траллийцами, от которых и название города. Во время войны с Митридатом город недолго находился под властью тиранов - сыновей Кратиппа.
43. Ниса находится у Месогиды и расположена большей частью по склонам этой горы; это, так сказать, двойной город, ибо его разделяет горный поток, образующий ущелье, на одной стороне которого находится мост, соединяющий оба города, а другая украшена амфитеатром со скрытым подземным каналом для стока вод потока. Рядом с театром высятся два холма: у подошвы одного из них лежит гимнасий для молодежи, а у другого - рыночная площадь и гимнасий для стариков. С южной стороны к городу примыкает равнина, как у Тралл.
44. На дороге между Траллами и Нисой, недалеко от города, находится селение нисейцев Ахараки; там есть святилище Плутона с пышным священным участком, храм Плутона и Коры, а также Хароний - пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам. Ибо туда, как говорят, приходят больные, верящие в целительную силу этих богов, и живут в селении недалеко от пещеры у опытных жрецов; последние проводят ночь вместо них в пещере и на основании сновидений предписывают лечение. Они же взывают к богам об исцелении. Нередко жрецы вводят самих больных в пещеру и оставляют там спокойно лежать, как в звериной берлоге, много дней без пищи. Иногда больные принимают на веру и свои собственные сны, но при этом все-таки обращаются к тем людям за объяснением таинственного значения сновидений и за советами. Для всех остальных это место недоступно и гибельно. Каждый год в Ахараках справляют празднество, и тогда участники его как раз могут наблюдать и слышать обо всем этом. На этом празднестве мальчики и юноши из гимнасия, нагие и обильно умащенные маслом, ловят быка и поспешно отводят в пещеру; там быка отпускают и он, пройдя немного вперед, издыхает.
45. В 30 стадиях от Нисы (перейдя Тмол и гору Месогиду), к югу от нее расположена местность под названием Лимон, [33] куда приходят нисейцы и все окрестные жители справлять праздник. Неподалеку от этого места находится вход в пещеру, посвященную тем же богам, которая, говорят, тянется под землей до Ахараков. Этот луг, как думают, имеет в виду Гомер:
В злачном асийском лугу...
(Ил. II, 461)
при этом указывают на храм героев Каистрия и какого-то Асия и на реку Каистр, протекающую поблизости.
46. Рассказывают о трех братьях - Афимбре, Афимбраде и Гидреле, которые прибыли из Лакедемона и основали одноименные им города, но так как население этих городов оказалось впоследствии недостаточным, то после объединения их жителей была основана Ниса. И теперь еще жители Нисы считают Афимбра основателем своего города.
47. В окрестностях Нисы лежат значительные поселения по ту сторону Меандра - Коскиния и Орфосия; на этой стороне реки - Бриула, Маставра и Ахараки; выше города на горе - Арома (в этом слове буква омега сокращается в омикрон); [34] отсюда происходит лучшее месогитское вино - аромийское.
48. Знаменитыми людьми из Нисы были стоический философ Аполлоний - лучший из учеников Панеция, Менекрат - ученик Аристарха и Аристодем - его сын, полный курс лекций которого, когда он был уже глубоким стариком, мне в ранней юности удалось прослушать в Нисе; Сострат - брат Аристодема и другой Аристодем - двоюродный брат первого, воспитатель Помпея Великого, были замечательными грамматиками. Что касается моего учителя, то он преподавал и риторику, имея две школы - на Родосе и в своем родном городе; утром он читал лекции по риторике, а вечером - по грамматике. Впрочем, в Риме, где он обучал сыновей Помпея, он ограничивался только лекциями по грамматике.


[1] XII, I, 3.
[2] Фрг. 10. Бергк.
[3] Т. е. область «позади Лепры».
[4] «Неровной» или «каменистой» страной.
[5] Т. е. в Дидиме.
[6] «Зажившая рана», «шрам»,
[7] artemeas.
[8] Ил. II, 868.
[9] §§ 34–40.
[10] Ср.: Геродот III, 40–43 и 120, 125.
[11] Молодые люди в Афинах – эфебы – по достижении 18-летнего возраста подвергались проверке и затем зачислялись в число граждан.
[12] VIII, VII, 2.
[13] Pygalgeas.
[14] «Клеветник», «хулитель».
[15] Александру.
[16] Вероятно, ошибка, вместо Динократа (Витрувий I, 1, 4).
[17] Для преступников и беглых рабов.
[18] Светильник.
[19] Сатирические стихи против Гомера и Гесиода.
[20] Актеров-исполнителей трагедий и комедий.
[21] XIII, I, 54.
[22] «Кони».
[23] «Черный».
[24] 131 г. до н. э.
[25] В 129 г. до н. э.
[26] Т. е. западных ливийцев.
[27] Непристойного характера сатирические песни.
[28] Грубокомические, непристойные песни.
[29] Непристойный болтун.
[30] Т. е. aude или audei.
[31] Т. е. «начальниками асийцев». Вероятно, подобно вифинархам и каппадокиархам это была высшая жреческая должность в культе императора [по разъяснению Модестина (Dig. XXVII, 1, 6, 14); ср.: А. Ранович. Восточные провинции римской империи в I–III вв. 1949, стр. 48].
[32] XIII, III, 29, 31, 37.
[33] «Луг».
[34] Текст испорчен; следую чтению Джоунза.