Ксенофан

    Ксенофа́н
  •          (греч. Ξενοφάνης).
  •        1. К. из Колофона, сын Дексия Колофонского (ок. 570—480 гг. до н. э.), греч. философ, поэт и рапсод. Еще в молодости был изгнан из родного города, странствовал по Элладе, Сицилии и Нижней Италии, где принимал участие в основании колонии Элея (Велия). В этом городе он, как полагают, жил и учил долгое время. Свою продолжительную жизнь (он прожил более 90 лет) К. посвятил, главным образом, борьбе с религиозными верованиями народа и распространению собственного учения о природе божества. К. развил пантеистические представления, согласно которым бог неотделим от мира, это — пронизывающий его Мировой дух, который правит вселенной силой своего разума. Средством для распространения учения ему служили стихотворения, которые он на манер рапсодов читал народу и в которых опровергал некоторые религиозные представления, распространенные Гомером и Гесиодом, а также излагал свои собственные воззрения, которые были совершенно самостоятельны. Будучи убежденным пантеистом, он отчасти сохранил практическое направление предшествовавших ему Семи мудрецов и был врагом узкой школьной мудрости, с которой он не мог ужиться вследствие своего ума, образования и опытности. Остатки его стихотворений замечательны и по форме: сохраняя эпический язык, они представляют заметный переход к прозе и написаны на изысканном ионическом наречии, перемешанном с доризмами. К. был основателем особой философской школы — элеатской. Система его основана на стремлении найти в изменяемых явлениях неизменное и постоянное. Он учит, что рождаемость не может служить приметой бытия. «Из ничего, — говорил он, — и выходит ничто». Отождествляя безначальное и бесконечное бытие с божеством, он приписывает ему как существу единому, совершенному и неизменяемому разум и всемогущество, отрицая в нем противоположные свойства конечности и бесконечности, изменяемости и неизменяемости. Высказывания об отношении между единством божественного бытия и бесконечным разнообразием всего изменяемого встречаются в остатках его сочинения «Περί φύσεως» («О природе»), в котором больше скептических выражений, чем определенных указаний. Доказывая единство божества, он утверждает, что отдельные чувства человека, такие как зрение, слух и мышление, существуют в божестве нераздельно и над всем существующим царствует единый бог. Это спекулятивное искание высшего единства делает К. отъявленным врагом гомеровской поэзии и мифологии, которую он ненавидит за очеловечивание божества и за приписывание ему разнообразной деятельности, нисходящей до человеческих страстей. Слова Цицерона о том, что К. — посредственный поэт, основаны, вероятно, на его эпических стихотворениях, но они совершенно неверны по отношению к его элегиям, две из которых сохранились полностью, и их можно смело ставить рядом с произведениями лучших элегиков.
  •        2. Сын Клитомаха Афинского, заключивший в качестве посла Филиппа III союз с Ганнибалом.