Клятва

    Кля́тва
  •          (греч. ὅρκος, лат. Jus juraudum).
  •     I. У греков К., в отличие от того значения, которое она имела у римлян, должна рассматриваться в первую очередь как религиозно-нравственное учреждение, к которому лишь позже присоединилось гражданское и юридическое значение. Дававший К. добровольно обрекал себя на проклятие призывавшегося им бога, который мог наказать его за клятвопреступление или по усмотрению, или же так, как это было высказано в самой формуле К. Верховным мстителем за всякое клятвопреступление был Зевс (Оркий). Поэтому бог К., карающий клятвопреступников Оркий, был сыном Эриды и слугой Зевса. В «Медее» Еврипида мстительницей за нарушение К. является Зевсова Фемида (Фемида Оркия). Клявшийся должен был стоять, подняв глаза и руку к небу. Клялись различными богами, призывая в К. разное количество их. Гелиасты в Афинах приносили свою присягу перед Аполлоном или Посейдоном, Деметрой и Зевсом. В уголовных судах Ареопага встречается также клятва Эриниями; в присяге эфебов при привлечении их к военной службе мы видим, что призывалось по меньшей мере 16 божеств. Сами боги клялись Стиксом — силой смерти. У Гомера Ахилл клянется своим скипетром, а Одиссей своими стадами. В ежедневной жизни заверения с призванием в свидетели богов и героев были очень часты. Поэтому греки, понимая, что вследствие частого употребления значение К. умаляется, прибегали к, по-видимому, безопасным клятвам (собакой, рукой, платаном и т. д.), которые во всяком случае свидетельствуют о том, до какой степени строгая правдивость стала исчезать из жизни. Принесение присяги, как правило, было соединено с возлияниями и даже с кровавыми жертвами, причем иногда окунали руки или оружие в жертвенную кровь, как бы символизируя то, что клятвопреступника ожидает одинаковая с животным судьба. Это действие называлось оркией, отсюда ὅρκία τεμνήιν (священная К.) назывался договор, скрепленный торжественной К. Торжественности действия часто немало содействовала святость места и воображаемое присутствие божества. Иногда К. соединялись с обрядами, которые придавали всему действию подобие непосредственного божьего суда. Особенно это связывалось с некоторыми местностями, в которых возмездие за нарушение клятвы было неизбежным и немедленным. Поэтому наказание за клятвопреступление лежало вне человеческого суда, но находилось исключительно в руках богов. К. относились не только к прошедшему и настоящему, но служили также для подтверждения долга совести, отсюда многочисленные присяги при вступлении в должность. Так, в Спарте цари давали присягу (по крайней мере один раз, при вступлении на престол) царствовать сообразно с законами, а эфоры клялись (вероятно, несколько раз), что они не будут умалять царской власти. Члены Буле (см. Буле) клялись относительно всех обязанностей совета, судьи, присуждавшие награды, — при различных состязаниях, граждане и отцы — при вписывании детей во фратрию (относительно их законного рождения), эфебы — при поступлении на военную службу. Многочисленнее всего были К. в судах, причем К. в начале процесса брали не только с судьи (что понятно само собой), который клялся в том, что будет судить по совести, но и с истца относительно его обвинения и с обвиненного относительно его возможных возражений (см. Судопроизводство). Точно так же очень часто К. бралась со свидетеля перед его показанием или в случае уклонения от показания, причем клятвенное заверение в том, что он ничего не знает о данном деле (эксомосия), было необходимо. Точно так же подтверждались и прошения о продлении срока, которые нуждались в подтверждении К. (ипомосия) и относительно противной стороны (антомосия или андипомосия).
  •     II. У римлян гражданская К. (jus jurandum) отличалась от солдатской присяги (sacramentum). Применение К. у римлян:
  •        1. Солдатская присяга, см. Сакраментум.
  •        2. В международном праве, при заключении договора (foedera) посредством фециалов.
  •        3. В государственном праве:
  •          а) при вступлении в должность, причем К. всегда давалась в течение первых пяти дней с обещанием точно соблюдать законы;
  •          б) в конце должностного года клялись в том, что законы исполнялись в точности;
  •          в) К. сенаторов и магистратов относительно известных законов, если законы предписывали К.;
  •          г) введенная после смерти Цезаря К. сенаторов соблюдать основные постановления (acta principis);
  •          д) К. граждан при цензе, см. Ценз.
  •        4. В уголовных и гражданских делах:
  •          а) присяга судей, см. Судья;
  •          б) клятвенное подтверждение справедливости доноса какой-нибудь стороной, см. Клевета;
  •          в) К. сторон (in jure) перед началом процесса (judicium). Если одна сторона требовала от другой, чтобы она дала К. (deferre), то эта сторона должна была ее дать, или в противном случае проигрывала процесс;
  •          г) К. сторон (in indicio) для пополнения доказательств;
  •          д) К. имевших право на иск (jus jurandum in litem), посредством которой они определяли цену иска, если противная сторона его не исполняла;
  •          е) К. свидетелей, см. Свидетель.
  •        5. В частных делах и в частной жизни К. особенно часто приносили при долговых отношениях.
  •          С одной стороны, считалось позорным клясться без нужды, но с другой — никто не мог уклониться от предписанной законом К. Лишь весталки не были обязаны давать К., а жрец Юпитера (flamen Dialis) даже обязан был не клясться.