III

1. Что касается куретов, то одни писатели причисляют их к акарнанцам, другие же - к этолийцам; согласно одним, они происходят с Крита, а по другим - с Евбеи. Так как упоминания о них есть и у Гомера, то сначала следует рассмотреть гомеровские сведения. Полагают, что поэт считает их скорее этолийцами, чем акарнанцами, если только они действительно были сыновьями Порфаона:
Агрий и Мелас, а третий из них был Эней конеборец
(Ил. XIV, 117)
Жили в Плевроне и тучной земле, Калидоне гористом.
(Ил. XIV, 116)
Это два этолийских города, имена их приведены в "Этолийском списке". Даже согласно Гомеру, куреты, очевидно, жили в Плевроне, поэтому они должны быть этолийцами. Те писатели, которые держатся противоположного взгляда, введены в заблуждение гомеровским способом выражения, когда поэт говорит:
Брань была меж куретов и браннолюбивых этолян
Вкруг Калидона града.
(Ил. IX, 529)
Ведь, продолжают они, не мог же поэт выразиться собственно так: "беотийцы и фиванцы сражались друг против друга" или "аргивяне и пелопоннесцы". Я уже указал прежде, [1] что этот способ выражения обычен не только у Гомера, но нередко употребляется и прочими поэтами. Это наше объяснение, таким образом, легко можно оправдать. Пусть, однако, те писатели объяснят, как мог Гомер поставить плевронцев в "Этолийском списке", если они не были ни их единоплеменниками, ни этолийцами.
2. По словам Эфора, этолиицы были племенем, которое никогда не подчинялось другим народностям; страна их с незапамятных времен не подвергалась разорению вследствие ее трудной доступности и военного искусства жителей. Затем Эфор добавляет, что всей страной владели первоначально куреты; после того как из Элиды прибыл Этол, сын Эндимиона, и одолел их войной, куретам пришлось отступить в так называемую теперь Акариднию; этолиицы вернулись назад вместе с эпейцами и основали древнейшие города в Этолии; спустя 10 поколений Элиду колонизовал Оксил, сын Гемона, который переправился в Пелопоннес из Этолии. В доказательство этого Эфор приводит надписи: одну в Фермах в Этолии (где у них существует отцовский обычай выбирать должностных лиц); надпись вырезана на цоколе статуи Этола:
Сей устроитель земли, у пучины Алфея взрощенный
И олимпийских ристаний некогда близкий сосед,
Эндимионов Этол. Этолийцы ему посвятили
Памятник сей, чтобы знак доблести их лицезреть.
Другая надпись находится на рыночной площади элейцев, на статуе Оксила:
Сей автохтонов народ Этол покинув когда-то,
Славной куретов землей грозным копьем овладел.
Рода того же потомок десятый, Гемона чадо,
Доблестный Оксил, град некогда сей основал.
3. Таким образом, этими надписями Эфор правильно показывает взаимное родство элейцев и этолийцев, так как обе надписи не только согласно подтверждают родство этих племен, но и то, что они являются взаимными родоначальниками. На этом основании Эфор успешно изобличает ложные утверждения о том, что элейцы - это действительно колонисты этолийцев, а этолийцы - не колонисты элейцев. В данном случае Эфор ясно показывает то же самое противоречие в своем писании и утверждении, на которое я уже указал [2] у него относительно Дельфийского оракула. Действительно, после утверждения о том, что Этолия с незапамятных времен не подвергалась разорению, и упомянув о том, что куреты первоначально овладели этой страной, Эфору следовало бы в соответствии с уже сказанным добавить еще, что куреты оставались владельцами этой земли до его времен, потому что только в таком случае с полным правом можно назвать страну "неиспытавшей разорения" и никогда не бывшей под чужим господством. Однако Эфор, совершенно забыв о своем обещании, [3] не прибавляет этого, но высказывает противоположное утверждение о том, что, после того как Этол прибыл из Элиды и одолел куретов войной, последние удалились в Акарнанию. Что же другое является характерным признаком разорения, как не военное поражение и уход из страны? На это указывает и надпись у элейцев. Ведь Этол, гласит надпись,
Славной куретов землей грозным копьем овладел.
4. Пожалуй, кто-нибудь возразит на это: Эфор хочет сказать, что Этолия оставалась "неразоренной" с того времени, как она получила это имя - после прибытия Этола. Однако Эфор лишает основания и это предположение, утверждая в последующем, что большую часть оставшегося среди этолийцев народа составляли именно эпейцы; впоследствии же, когда эолийцы, выселившиеся вместе с беотийцами из Фессалии, смешались с последними, Они совместно с беотийцами завладели этой страной. Итак, вероятно ли, чтобы они, напав на чужую страну, без войны жили бы там вместе с ее прежними владельцами, которые вовсе не нуждались в таком сожительстве. Если это невероятно, то вероятно ли, чтобы побежденные силой оружия оказались в равных условиях с победителями? Какое же это другое "разорение", как не поражение силой оружия? Аполлодор говорит, что, согласно истории, гианты вышли из Беотии и поселились вместе с этолийцами. Эфор же, как будто бы удачно изложив свою аргументацию, в заключение прибавляет: "Эти и подобного рода вопросы я обычно подвергаю тщательному рассмотрению всякий раз, когда встречается что-нибудь или совершенно сомнительное, или основанное на ложном представлении",
5. При всем том Эфор все же лучше других. И сам Полибий, [4] который так усердно хвалит его, утверждает, что Евдокс [5] дал прекрасный обзор греческой истории, а Эфор - наилучший рассказ об основании городов, родственных связях, переселениях и родоначальниках. "Я же, - говорит он, буду изображать только современное состояние вещей и говорить как о положении местностей, так и о расстояниях между ними; ведь это предмет, наиболее подходящий для хорографии". Конечно, ты, Полибий, который вводишь "ходячие мнения" [6] о расстояниях, имея дело со странами вне Греции и с собственно греческими землями, ты должен оправдываться как перед Посидонием и Аполлодором, так и перед некоторыми другими писателями. Поэтому читатель должен извинить меня и не раздражаться, если я иногда допускаю какие-нибудь промахи (так как я черпаю большинство моих исторических сведений от таких писателей), но скорее быть довольным тем, что я излагаю большинство исторических фактов лучше других или дополняю пропущенные ими по неведению.
6. О куретах в ходу еще следующие сказания, отчасти имеющие ближайшее отношение к истории этолийцев и акарнанцев, отчасти же более отдаленное. Именно ближайшее отношение к истории имеют сказания в таком роде, как уже изложенные мною выше о том, что страну, которая теперь называется Этолией, населяли куреты и что последних вытеснили в Акарнанию прибывшие с Этолом этолийцы. Далее, такие сказания, что в то время, когда куреты жили в Плевронии (тогда называемой Куретидой), эолийцы вторглись в эту страну и, захватив ее, изгнали прежних владетелей. По словам Архемаха Евбейского, куреты вначале поселились в Халкиде, но так как во время постоянных войн за Лелантскую равнину враги хватали их спереди за волосы и вырывали их, то куреты стали отращивать волосы сзади, а спереди - стричь. Поэтому их и называли "куретами" от слова "стрижка"; [7] они переселились в Этолию и, завладев областью около Плеврона, назвали жителей противоположного берега Ахелоя акарнанцами, потому что те ходили с нестрижеными [8] головами. Некоторые, напротив, утверждают, что оба племени получили свои имена от героя; иные же - что куреты названы по имени горы Курия, возвышающейся над Плевроном, и что это было одно из этолийских племен, как офии, агреи, евританы и некоторые другие. Но, как я заметил выше, [9] когда Этолия была разделена на 2 части, область вокруг Калидона, как говоря была под властью Энея, тогда как известной частью Плевронии владели сыновья Порфаона, именно Агрий и его семья, если действительно они:
Жили в Плевроне и в тучной земле, Калидоне гористом.
(Ил. XIV, 116)
Потом Плевронией владел Фестий, тесть Энея и отец Алфеи, предводитель куретов. Когда же разразилась война между сыновьями Фестия, с одной стороны, и Энеем и Мелеагром - с другой
(Бой о клыкастой главе и о коже щетинистой вепря,
(Ил. IX, 548)
как говорил поэт, придерживаясь мифического сказания о вепре, но, по всей вероятности, из-за клочка земли), то, по словам Гомера,
Брань была меж куретов и браннолюбивых этолян.
(Ил. IX, 529)
Таковы сказания, имеющие ближайшее отношение к истории этолийцев и акарнанцев.
7. Сказания, имеющие более отдаленное отношение к этому предмету (историки в силу одинаковых названий просто соединяют их вместе), а именно сказание, хотя и называемое "Куретской историей" и "Историей о куретах" (подобно тому, как если бы это была история куретов, живших в Этолии и Акарнании), не только отличаются от этих историй, но скорее похожи на сказания о сатирах, силенах, вакхах и титирах. [10] Ведь, по словам тех писателей, которые передают сказания из истории Крита и Фригии, куреты - это некие демонические существа, подобные этим, или слуги богов; причем эти предания у них переплетаются с рассказами об известных священных обрядах, частью мистических, частью связанных с воспитанием младенца Зевса на Крите или с оргиями в честь Матери богов, справляемыми во Фригии и в области троянской Иды. В этих сказаниях обнаруживается незначительное разнообразие: так, по одним сказаниям, корибанты, кабиры, Идейские Дактили и тельхины отождествляются с куретами, в других - эти племена изображаются родственными с некоторыми незначительными отличиями между собой. Говоря кратко, их всех считают чем-то вроде людей, боговдохновенных и пораженных вакхическим безумием, которые в образе служителей божества при совершении священных обрядов Устрашают людей военной пляской, исполняемой в полном вооружении под шум и звон кимвалов, тимпанов и оружия в сопровождении флейты и воплей. Поэтому эти священные обряды считают в известном отношении родственными обрядам, справляемым у самофракийцев, на Лемносе и в некоторых других местах, так как божественные служители называются там одним и тем же именем. Впрочем, всякое исследование в таком роде относится к области учения о богах и не чуждо умозрению философа.
8. Так как сами историки из-за тождества имен куретов сопоставляли -несхожие предметы, то и мне хотелось бы подробнее сказать о них в отступании, добавив подходящий к истории рассказ о их физическом сложении, прочем, некоторые историки желают даже сблизить их физические качества, быть может, в этом у них как раз есть известная доля правдоподобия. Так, например, они утверждают, что этолийские куреты получили это им оттого, что подобно "девушкам" [11] одевались в женское платье; ведь у греков это было чем-то вроде моды, ионийцы названы "длиннохитонными", [12] а воины Леонида выходили на бой "с расчесанными волосами", [13] за что говорят, персы выражали им презрение, хотя в битве и дивились их мужеству. Вообще искусство ухода за волосами состоит в их питании и стрижке и оно свойственно как девушкам, так и юношам; [14] поэтому есть много способов легко установить первоначальное значение слова "куреты". С другой стороны, вероятно, что военная пляска, первоначально исполнявшаяся лицами в такой прическе и одежде (причем эти лица назывались куретами) дала повод людям, более воинственным, чем другие, и проводившим жизнь не расставаясь с оружием, называться тем же именем куретов: я имею в виду куретов на Евбее, в Этолии и в Акарнании. Действительно, Гомер называет этим именем молодых воинов:
Ты ж благороднейших юношей [15] в стане ахейском избравши,
Все те дары, что вчера обещали мы дать Ахиллесу,
С быстрого мне принеси корабля...
(Ил. XIX, 193)
И в другом месте:
... а юноши [16] следом с другими дарами.
(Ил. XIX, 248)
Таковы мои сведения об этимологии имени куретов. Впрочем, военная пляска была пляской воинов. Это доказывают как пирриха, [17] так и Пиррих, которого считают изобретателем такого упражнения для юношей, а также и руководство по военному искусству.
9. Теперь рассмотрим как все эти имена соответствуют одному и тому же предмету и какие элементы учения о богах содержатся в их истории. Общим для греков и варваров является обычай совершать священные обряды, соединяя их с праздничным отдыхом, а именно: одни обряды справляются с религиозным исступлением, другие - без него; иногда - с музыкальным сопровождением, а иногда - без музыки; одни - сокровенно, другие - открыто. Впрочем, тот или иной характер этих обрядов определяется самой природой. Ведь отдых, во-первых, отвлекает ум от человеческих занятии и обращает подлинно свободный ум к божественному; во-вторых, божественное исступление основано, по-видимому, на некоем божественном вдохновении и особенно близко роду людей, наделенных пророческим даром, в-третьих, таинственная сокровенность священных обрядов придает больше святости божественному, так как она подражает божественному естеству, непостижимому человеческим чувствам; наконец, в-четвертых, музыка сопровождающая пляску, ритм и мелодия приводит нас в соприкосновение с божеством одновременно как вызываемым ею удовольствием, так и художестве- исполнением, что происходит по следующей причине. Хотя и верно следующее изречение: люди более всего уподобляются богам тогда, когда они творят добро другим, но, пожалуй, правильнее было бы сказать: когда они счастливы. А такое счастье создают радости, празднества, занятие Философией и музыкой. Ведь если музыка в какой-то степени подвергается извращению, когда музыканты обращают свое искусство на чувственные удовольствия на пирах, плясовых и сценических представлениях и тому подобных зрелищах, то не следует порицать за это музыку, а лучше исследовать сущность основанного на ней воспитания.
10. Вот почему Платон, а еще раньше его пифагорейцы назвали философию музыкой [18] и утверждали, что мир образовался по законам гармонии, [19] считая всякий род музыки произведением богов. Поэтому Музы являются богинями и Аполлон - предводителем Муз, а вся поэзия - восхвалением богов. Равным образом они приписывают музыке установление нравственности, так как, по их мнению, все, что служит для исправления ума, близко богам. Большинство греков приписывало Дионису, Аполлону, Гекате, Музам и прежде всего Деметре всякого рода оргиастические, вакхические и хоровые празднества, а также мистическое начало в празднествах посвящения: они называют Иакхом не только Диониса, но и демона-предводителя мистерий Деметры. Ношение ветвей, хоровые пляски и посвящения - общие элементы культа этих богов. Что касается Муз и Аполлона, то Музы стоят во главе хоров, а Аполлон не только руководит хорами, но его ведению принадлежит искусство прорицания. Служителями Муз являются все образованные люди и в особенности музыканты, они же и служители Аполлона, а также те, кто занимается искусством прорицания; служители Деметры, - посвященные факелоносцы и иерофанты; [20] Диониса - силены, сатиры, вакханки, а также лены и фии, мималлоны, наиды, нимфы и так называемые титиры.
11. Кроме этих священных обрядов, на Крите справлялись еще особые обряды в честь Зевса с оргиями; в них принимали участие и служители, какими в культе Диониса являлись сатиры. Их называли куретами; это были какие-то юноши, которые исполняли упражнения в доспехах в сопровождении пляски, представляя при этом мифическую историю о рождении Зевса; в этой сцене они изображали Кроноса, обычно пожиравшего своих детей тотчас после их рождения, и Рею в хлопотах утаить свои роды, чтобы, удалив новорожденное дитя, по возможности спасти его. Для этого богиня, как говорят, берет себе в помощники куретов, которые, окружив богиню бубнами и тому подобными шумовыми инструментами, Должны были военной пляской и шумом устрашить Кроноса и незаметно похитить его ребенка. По преданию, они и воспитали младенца Зевса столь же заботливо. Оттого-то куреты и были удостоены этого почетного имени, что либо оказали эту услугу, будучи сами молодыми и юными, либо воспитали ребенка 3евса (ибо приводят оба объяснения). Они являются чем-то вроде сатиров у Зевса. Так обстоит дело у греков с оргиастическими культами.
12. Что касается берекинтов - одного из фригийских племен и вообще фригийцев, а также троянцев, живущих в окрестностях Иды, То они почитают Рею, справляя ей оргии, и называют ее Матерью богов, Агдистидой и Великой фригийской богиней, а также от имени местностей - Идеей, Диндименой, Сипиленой, Пессинунтидой, Кибелой и Кибебой. [21] Греки же называют ее служителей тем же именем куретов; однако они не заимствуют это название из того же круга мифических рассказов, [22] считают их какими-то демонами-помощниками подобно сатирам. Их же называют корибантами.
13. В пользу таких предположений свидетельствуют поэты. Например,
Пиндар в дифирамбе, который начинается словами:
Прежде тянулась [23] вервием долгим песнь
Дифирамбов,
вспомнив древние и новые гимны в честь Диониса и переходя от них, говорит:
Тебе начинать вступление,
Матерь Великая, бубны кимвалов готовы
И средь них трещеток звон и факел,
Желтые сосны что озаряет.
(Геракл или Кербер. Э. Пюеш)
Поэт указывает на общность обрядов, установленных в культе Диониса у греков, с фригийскими обрядами в культе Матери богов, выявляя родственную связь между ними. Подобное же сближение делает и Еврипид в "Вакханках", соединяя вместе фригийские обычаи с лидийскими по их сходству.
А вы, со мной покинувшие Тмол,
Вы, Лидии питомицы, подруги
В пути и власти, - вы теперь тимпан
Над головой фригийской поднимая,
Подарок Реи - матери и мой...
И дальше:
О, как ты счастлив, смертный,
Если в мире с богами
Таинства их познаешь ты,
Если, на высях ликуя,
Вакха восторгов чистых
Душу исполнишь робкую,
Счастлив, если приобщен ты
Оргий матери Кибелы;
Если тирсом потрясая,
Плюща зеленью увенчан,
В мире служишь Дионису.
Вперед, вакханки, вперед!
Вы бога и божьего сына
Домой Диониса ведите!
С гор Фригийских на стогны Эллады.
(Вакханки 55, 72)
Затем в следующих стихах поэт связывает критские обряды с фригийcкими.
Крита юдоль святая,
Мрачный приют куретов,
Зрел ты рожденье Зевса
С гребнем тройным на шлеме.
Там корибанты [24] обруч
Кожей нашли одетый.
Дико тимпан загудел:
С сладкими звуками слиться хотел
Фригийских флейт; тимпан вручили Рее,
Но стали петь под гул его вакханки.
Сатирам Рея его отдала:
Звонкая кожа с ума их свела.
В триетериды [25] святые
Его звон веселит хороводы,
Их же любит наш царь Дионис.
В "Паламеде" хор говорит:
Фису Диониса
Дочь, который на Иде
Тешится с матерью милой
Тимпанов под звуки.
(Фрг. 586. Наук)
14. Когда поэты сопоставляют Силена, Марсия и Олимпа, представляя их изобретателями флейт, то они опять ставят дионисические обряды в связь с фригийскими; нередко они имена Иды и Олимпа заставляют "звучать" [26] неясно, как будто это одна и та же гора. Действительно, на Иде есть 4 вершины, называемые Олимпами вблизи Антандрии; есть и мисийский Олимп, примыкающий к Иде, но не тождественный ей. Софокл в "Поликсене" представляет Менелая поспешно уезжающим из-под Трои, а Агамемнона желающим немного задержаться для умилостивления
Афины, а затем влагает в уста Менелая следующие слова:
Не покидай земли идейской, здесь,
Собрав стада Олимпа, в жертву принеси.
(Фрг. 47, 9. Наук)
15. Для звуков флейты, шума трещеток, звона кимвалов, грома тимпанов, криков одобрения и ликования и топота ног они изобрели особые имена, а также применяли и некоторые другие имена, которыми они называли служителей богов, участников хоров и исполнителей священных обрядов: кабиры, корибанты, паны, сатиры и титиры; бога они называли Вакхом, Рею - Кибелой или Кибебой и Диндименой по местам их почитания. Сабазий также принадлежит к числу фригийских божеств, и некоторым образом он дитя Матери [богов], так как он тоже передал таинства Диониса.
16. С этими обрядами схожи Котитии и Бендидии у фракийцев, у которых возникли и орфические обряды. Эсхил упоминает о Котисе, почитаемой у эдонийцев, а также о музыкальных инструментах, применявшихся на ее празднествах. Ведь он говорит:
Котис, святая Эдонской земли,
Вы, горных орудий владельцы,
а затем тотчас прибавляет упоминание о служителях Диониса:
И один в руках
Свирель держа - изделье резца,
Искусством пальцев наполняет песнь.
Звук ее возбуждает безумье.
А в то время другой чашек медью звенит.
Звонко песня ликует,
И откуда-то из тайника грозно мимов звучит
Бычьегласный рев и мычанье,
И тимпана эхо, словно гром
Из подземного царства несется.
(Эдонийцы, фрг. 57. Наук)
Ведь эти обряды похожи на фригийские, и весьма вероятно, что, поскольку сами фригийцы являлись переселенцами из Фракии, эти обряды были перенесены сюда из Фракии. Сопоставлением Диониса с эдонийским Ликургом поэты намекают на одинаковый характер этих священных обрядов.
17. Исходя из мелодии ритма и музыкальных инструментов, всю фракийскую музыку считают азиатской. Это видно из названия местностей, где существовал культ Муз. Действительно, Пиерия, Олимп, Пимпла и Либефрон в древности были фракийскими местностями и горами, хотя теперь они принадлежат македонянам; Геликон посвятили Музам фракийцы, поселившиеся в Беотии, которые посвятили им также пещеру нимф-либефриад. Равным образом тех, кто в древние времени занимались музыкой, называют фракийцами - Орфея, Мусея, Фамириса; Евмолп также получил свое имя отсюда. Писатели, которые посвятили Дионису целую Азию вплоть до Индии, производят оттуда большую часть музыки. Так, один писатель говорит, "ударяя по азиатской кифаре", другой называет флейты "берекинтскими" и "фригийскими"; некоторые инструменты носят варварские названия: наблас, самбика, барбитос, магадис и некоторые другие.
18. Афиняне проявляли постоянную склонность к иноземным заимствованиям как вообще, так и в отношении культа чужеземных богов. Действительно, они восприняли так много чужеземных обрядов, что за это их даже осмеивали в комедии. Это относится к фракийским и фригийским обрядам. Например, о Бендидиях упоминает Платон, [27] а о фригийских обрядах - Демосфен, [28] упрекающий мать Эсхина и его самого за то, что и потом: присутствовал вместе с матерью на тайных священнодействиях, участвовал в дионисической процессии, многократно восклицая: euoi saboi и hy'es attes, attes hy'es. [29] Ибо эти слова употребляются при служении Сабазию и Великой Матери.
19. Кроме этого, относительно этих демонов и их разнообразных имен можно обнаружить, что они назывались не только служителями богов, но и сами считались богами. Так, по словам Гесиода, например, у Гекатера и дочери Форонея было 5 дочерей:
От них же горные нимфы - богини родились
И поколенье ничтожных, к труду неспособных сатиров,
И род куретов - богов, возлюбивших затеи и пляски.
(фрг. 198. Ржах)
Автор "Форониды" [30] называет куретов "флейтистами" и "фригийцами"; другие же писатели - "порождениями земли" и "носящими медные щиты". Иные называют "фригийцами" корибантов, а не куретов, последних же - "критянами" и говорят, что критяне первыми стали носить медные доспехи на Евбее; поэтому-то их называли также "халкидянами". [31] Одни утверждают, что титаны дали Рее вооруженных служителей - корибантов, прибывших из Бактрианы, другие - из Колхиды. В критских сказаниях куреты называются "кормильцами" и "стражами Зевса", вызванными Реей из Фригии на Kpnv. По рассказам некоторых, на Родосе было 9 тельхинов, [32] причем куретами назывались те из них, которые, сопровождая Рею на Крит, "воспитывали младенца Зевса". Кирбант, друг куретов, основал Гиерапитну. Он дал повод прасийцам утверждать среди родосцев, что корибанты были некими демонами - детьми Афины и Гелиоса. Согласно другим, корибанты - дети Кроноса; наконец, еще некоторые писатели считают их сыновьями Зевса и Каллиопы и утверждают их тождество с кабирами. Последние, по их словам, ушли на Самофракию (прежде называемую Мелитой), а обряды кабиров имели мистический характер.
20. Эти сказания собрал Деметрий Скепсийский. Но он не принимает последнего утверждения, так как, по его словам, на Самофракии не было никаких мистических сказаний о кабирах. Однако он приводит мнение Стесимброта из Фасоса, что на Самофракии совершались священные обряды в честь кабиров, а название свое кабиры, по его мнению, получили от горы Кабира в Берекинтии. Некоторые считают куретов служителями Гекаты, отождествляя их с корибантами. Однако Деметрий Скепсийский опять на это возражает (в противоположность словам Еврипида), [33] говоря, что на Крите почитание Реи не было обычным и распространенным как туземное, но являлось таким только во Фригии и Троаде; те же, кто Делает такие утверждения, по его словам, передают скорее мифы, чем исторические сведения; впрочем, быть может, к такому заблуждению могло привести их и случайное тождество названий местностей. Так, например, Ида не только троянская, но и критская гора, а Дикта - местность в Скепсии и гора на Крите. Вершина Иды - Питна, от которой назв город Гиерапитна. Гиппокорона - местность в Адрамиттенской области, а Гиппокороний - на Крите. Самоний - восточный мыс острова, а также равнина в Неандрийской области и в области александрийцев.
21. Аргивянин Акуилай считает Кадмила сыном Кабиро и Гефеста отцом трех кабиров, от которых произошли нимфы-кабириды. По словам Ферекида, от Аполлона и Ретии произошли 9 кирбантов, которые обитали на Самофракии. От Кабиро, дочери Протея, и Гефеста произошли 3 кабира и 3 нимфы-кабириды; в честь тех и других были установлены священные обряды. Более всего кабиры пользовались почитанием как раз на Имбросе и Лемносе, но их чтили также в отдельных городах Троянской области. Их имена, впрочем, сохраняются в тайне. Геродот упоминает [34] о существовании храмов кабиров, как и Гефеста, в Мемфисе; Камбис, однако, по его словам, разрушил их. Места почитания этих демонов необитаемы: Корибантий в Гамакситии, в области, теперь принадлежащей александрийцам, вблизи Сминфия, и Корибисса в области Скепсиса около реки Евреента и селения того же имени, а также около потока Эфалоента. По словам Деметрия Скепсийского, представляется вероятной тождественность куретов и корибантов; их считали молодыми людьми или юношами, которых приглашали для военной пляски на праздниках Матери богов, а также "корибантами" оттого, что они на плясовой манер "ходили бодаясь головой". [35] Гомер называет их искусными плясунами:[36]
Но пригласите сюда плясунов феакийских искусных.
(Од. VIII, 250)
Так как корибанты были плясунами и подверженными исступлению, то мы называем бешено вертящихся людей "корибантствующими".
22. По словам некоторых, Идейскими Дактилями называли первоначальных поселенцев идейского предгорья. Ибо предгорья называли "ногами", а вершины гор - "главами". Таким образом, некоторые оконечности Иды (все они были посвящены Матери богов) назывались Дактилями. Как думает Софокл, [37] первыми Дактилями были 5 мужчин, которые впервые открыли железо и его обработку, а также много другого полезного для жизни; у них было 5 сестер; по числу их все они назывались Дактилями. [38] Другие, однако, передают мифический рассказ иначе, соединяя в нем один сомнительный элемент с другим, причем имена и число Дактилей у них различны; так, одного из них они называют Кельмисом, других - Дамнаменеем, Гераклом и Акмоном. Одни считают их местными жителями Иды, другие - переселенцами. Однако все согласно утверждают, что они впервые начали обрабатывать железо на Иде; все считают их колдунами и служителями Матери богов, жившими во Фригии около Иды. Они называют Троаду Фригией, потому что после разрушения Трои фригийцы, будучи соседями Троады, овладели ею. Куреты и корибанты, как предполагают, и являются потомками Идейских Дактилей. Во всяком случае первые 100 человек, родившиеся на Крите, назывались Идейскими Дактилями; 9 куретов, как говорят, были их потомками; каждый из них произвел по 10 детей, которые назывались Идейскими Дактилями.
23. Хотя я меньше всего люблю вдаваться в мифическое, но вынужден подобному обсуждению этого предмета, так как он касается учения о богах. Всякое учение о богах должно исследовать древние представления и мифы, ибо люди древности облекали в загадочную форму свои природные представления по этим вопросам и постоянно придавали элемент мифического своим рассуждениям. Разгадать все эти загадки совершенно точно нелегко. Однако если вывести на свет божий всю массу мифических сказаний, то согласованных между собой, то противоречивых, то на основании их можно легче угадать истину. Так, например, мифы "о скитаниях по горам" ревностных служителей богов и самих богов и о их божественном вдохновении рассказывают, вероятно, на том же основании, почему люди считают богов небесными существами, заботящимися как о многом другом, так в особенности и о предвидении по знамениям. Таким образом, горное дело, охота и поиски жизненно необходимых предметов, очевидно, родственны "скитанию по горам", тогда как шарлатанство и колдовство близки к религиозному вдохновению, религиозным обрядам и гаданиям. Таково и мастерство [этих людей] в особенности же в искусствах дионисическом и орфическом. Впрочем, об этих предметах достаточно.


[1] VIII, III, 8.
[2] IX, III, 11.
[3] См. IX, III, 11.
[4] XXXIV, фрг. 1.
[5] Из Книда (около 350 г. до н. э.).
[6] См. II, IV, 2; VII, V, 9.
[7] Kura.
[8] Akurus.
[9] X, II, 3, 22.
[10] Все это низшие лесные демоны, составлявшие свиту Диониса.
[11] Korai.
[12] Например, Ил. XIII, 685.
[13] Геродот VII, 208, 209.
[14] Гомеровская форма: kurai – «девушки», kuroi – «юноши».
[15] Kuretes.
[16] Kuretes.
[17] По Афинею (XIV, 631 В), военная пляска (пирриха) была чем-то вроде дионисического танца. Исполнители носили факелы и тирсы и бросали ими друг в друга.
[18] Платон. Федон 68.
[19] Филолай, фрг. 4 (Стобей I, 458–460); см.: Платон. Тимей 32 С 36 D, 37 А, 41 В; Государство. 617 В.
[20] Посвященные в элевсинские мистерии; факелоносцы или да духи – служители элевсинского культа Деметры; иерофанты – жрецы- наставники, объяснявшие посвященным таинственные святыни элевсинского культа.
[21] По имени гор Диндима и Сипила, места Пессинунта, гор Кибелы и Кибебы.
[22] О критских куретах.
[23] Т. е. из уст.
[24] Фригийские жрецы Кибелы.
[25] Трехгодичные празднества.
[26] Klypusin.
[27] Государство I, 3 27; II, 354.
[28] О венце 313.
[29] Эти культовые возгласы, по Узенеру (Gotternamen. Bonn, 1896, стр. 44), означают: «Слава тебе Сабазий, владыка Сабазий, Сабазий, владыка»
[30] (см.: Rose her. Mythologisches Worterbuch. Sabazios, стлб. 264–265). Гелланик Лесбосский (около 430 г. до н. э.)
[31] От chalkeos – «медный».
[32] См. XIV, II, 7.
[33] См. X, III, 13.
[34] III, 37.
[35] Korybantes Страбон производит от: koryptein – «бодаться» (головой), bainein – ходить».
[36] Betarmones.
[37] В потерянной пьесе «Глухие сатиры» (фрг. 337. Наук).
[38] Daktylos – «палец».