I

1. Так как Евбея простирается параллельно всему этому побережью от Суния до Фессалии, за исключением оконечностей на обеих сторонах, [1] то было бы целесообразно к уже сказанному присоединить описание острова, а затем перейти к Этолии и Акарнании, т. е. к остальным частям Европы.
2. Остров Евбея тянется в длину приблизительно на 1200 стадий от Кенея до Гереста, ширина же его неравномерная - самое большее около 150 стадий. Кеней расположен против Фермопил и небольшой части пространства вне Фермопил, тогда как Герест и Петалия - против Суния. Таким образом, остров лежит по ту сторону пролива напротив Аттики, Беотии, Локриды и области малиев. Вследствие узости и упомянутой выше длины древние назвали Евбею Макридой. [2] Ближе всего к материку остров подходит у Халкиды, где он делает изгиб, выдаваясь в сторону Авлиды и беотийских областей и образуя Еврип. Об Еврипе мне уже пришлось говорить более подробно, [3] равно как и о местностях на проливе, лежащих Друг против друга на материке и на острове по обеим сторонам Еврипа, т. е. внутри и извне. [4] Если я что-нибудь тогда пропустил, то теперь я добавлю для большей ясности. Прежде всего замечу, что часть острова между Халкидой и областью Гереста называется "углублением" [5] Евбеи, так как побережье изгибается внутрь, но, приближаясь к Халкиде, снова образует выпуклую кривую по направлению к материку.
3. Но остров назывался не только Макридой, но и Абантидой. Хотя Гомер и упоминает Евбею, но никогда не называет ее жителей евбейцами, а всегда абантами:
Но народов евбейских, дышащих боем абантов...
Он [6] предводил сих абантов...
(Ил. И, 536, 542)
По словам Аристотеля, [7] фракийцы из фокидской Абы поселились на острове и дали ее жителям имя абантов. Другие писатели производят это имя от героя, [8] так же как имя Евбея от героини. [9] Может быть, подобно тому как какая-то пещера на побережье, обращенном к Эгейскому морю (где, говорят, Ио родила Эпафа), называется Боос Ауле, [10] так и остов получил свое имя по той же причине. [11] Остров назывался также Охой, и самая большая из тамошних гор носит то же имя. Назывался он еще Эллопией от Эллопа, сына Иона (другие называют его братом Аикла Кофа), который, как говорят, основал Эллопию - местечко в так называемой Ории в Гистиеотиде близ горы Телефрия и присоединил к своим владениям Гистиею, Периаду, Керинф, Эдепс и Оробию; в последнем местечке находился самый правдивый оракул (а именно оракул Селинунтского Аполлона). Эллопийцы же переселились в Гистиею и расширили город, принужденные к этому тираном Филистидом после битвы при Левктрах. По словам Демосфена, [12] Филипп поставил Филистида тираном и над оритами; ведь так именно впоследствии были названы гистиейцы, а их город вместо Гистиеи был переименован в Орей. Некоторые писатели утверждают, наоборот, что Гистиею заселили афиняне из аттического дема гистиейцев, так же как Эретрию - жители дема эретрийцев. Согласно Феопомпу, после покорения Евбеи Периклом гистиейцы по соглашению выселились в Македонию, а 2000 афинян (прежде составлявших дем гистиейцев) прибыли и поселились в Орее.
4. Орей лежит у подошвы горы Телефрия, в так называемом Дриме на реке Калланте, на высокой скале, так что, быть может, этот город получил такое имя [13] потому, что прежние его обитатели эллопийцы были горцами. По-видимому, и воспитанный там Орион назван по их имени. По словам некоторых писателей, ориты имели свой город, но так как эллопийцы пошли на них войной, то они перешли в другое место и поселились с гистиейцами; и несмотря на то что оба города слились воедино, носили два имени, подобно тому как один и тот же город называется Лакедемоном и Спартой. Я уже сказал выше, [14] что Гистиеотида в Фессалии получила свое имя от гистиейцев, которых вытеснили оттуда перребы.
5. Так как Эллопия заставила меня начать описание с Гистиеи и Орея, то теперь перейдем к областям, следующим за этими местностями. На территории этого Орея лежит Кеней, а у него Дион [15] и Афины Диады, основанные афинянами и лежащие над той частью пролива, где переправа на Кинос. Из Диона была выслана колония в эолийские Каны. Эти местности находятся близ Гистиеи, а недалеко от нее Керинф, городок у моря; поблизости от последнего протекает река Будор, одноименная с горой на Саламине у берегов Аттики.
6. Карист лежит у подошвы горы Охи, близ которой находятся Стиры и Мармарий, где каменоломня каристийских колонн и святилище Аполлона Мармарийского. Отсюда есть переправа через пролив в Галы арафенидские, - В Каристе добывают камень, который прядут и ткут, [16] так что пряжа идет на полотенца; когда эти полотенца загрязняются, их бросают в огонь, и они очищаются, как полотно от стирки. Эти местности, говорят, заняты поселенцами из марафонского четырехградья и стириейцами. Стиры были разрушены во время Ламийской [17] войны афинским полководцем Федром; областью этой владеют эретрийцы. Карист есть также в Лаконике - место в Эгии в сторону Аркадии, откуда каристийское вино, упоминаемое Алкманом.
7. Герест не упомянут в "Списке кораблей", тем не менее Гомер говорит
о нем:
... корабли до Гереста достигли
К ночи.
(Од. Ш, 177)
и указывает, что это место удобно расположено для переправы из Азии в Аттику, так как находится вблизи Суния. В Гересте есть святилище Посидона - самое знаменитое в этой части света, а также значительное поселение.
8. За Герестом идет Эретрия - самый большой город на Евбее после Халкиды. Затем следует Халкида - нечто вроде столицы острова, лежащая на самом Еврипе. Оба города, говорят, основаны афинянами еще до Троянской войны; после же Троянской войны Аикл и Коф отправились из с Афин; и один заселил Эретрию, а другой - Халкиду. Некоторые эолийцы из войска Пенфила также остались на острове; в древности там поселились даже арабы, которые переправились вместе с Кадмом. Как бы то ни было, чрезвычайно возросшее могущество этих городов позволило им выслать значительные колонии в Македонию. Так, Эретрия заселила города, расположенные вокруг Паллены и Афона; Халкида же - города, подвластные Олинфу, которые опустошил Филипп. Равным образом много местностей в Италии и Сицилии колонизовано халкидянами. По словам Аристотеля, [18] эти колонии халкидяне выслали в то время, когда там у власти было правительство так называемых Всадников. Во главе этого правительства стояли лица, выбранные на основе имущественного ценза и управлявшие в аристократическом духе. Во время переправы Александра в Азию [19] халкидяне увеличили окружность стен своего города, включив в нее холм Канеф и Еврип, и воздвигли на мосту через пролив башни, ворота и стену.[20]
9. Над городом халкидян лежит так называемая равнина Лелант. На этой равнине находятся горячие источники, пригодные для лечения болезней. Этими водами пользовался и Корнелий Сулла, римский полководец. Здесь был также замечательный рудник, содержавший вместе медь и железо, что. говорят, нигде не встречается. В настоящее время оба металла исчерпаны, как и серебряные рудники в Афинах. Вся Евбея (особенно часть острова около пролива) страдает от сильных землетрясений и извержений газов, проходящих через подземные каналы, так же как и Беотия и другие области, более подробное описание которых я уже дал. Подобное явление, говорят, послужило причиной поглощения землей города, одноименного острову. Об этом городе упоминает Эсхил в "Главке Понтийском":
Евбеиду, что возле изгиба Зевса Кенейского
Брега, у самой могилы Лиха злосчастного.
(Фрг. 30. Наук)
В Этолии также есть город, названный Халкида:
И в Калидоне камнистом, и в граде Халкиде приморской,
(Ил. II, 640)
и в современной Элиде:
Так они шли мимо Крун и каменистой Халкиды,
(Од. XV, 295)
именно Телемах и его спутники, когда они возвращались от Нестора на родину.
10. Что касается Эретрии, то, по словам одних авторов, ее основал Эретрией из Макиста в Трифилии, согласно другим же - она основана колонистами из Эретрии в Афинах, где теперь находится рыночная площадь. Есть также Эретрия около Фарсала. На территории Эретрии был город Тамины, посвященный Аполлону. Святилище, находящееся у пролива, по преданию, было сооружено Адметом, в доме которого, как гласит сказание, сам бог в течение года служил поденщиком. В прежние времена Эретрия называлась Меланеидой и Аротрией. К этому городу принадлежит селение Амаринф, в 7 стадиях от городских стен. Древний город разрушили персы, причем, по словам Геродота, [21] варвары ловили жителей сетями, массами рассеявшись около городских стен (еще и теперь показывают фундаменты зданий, и место это называется Старой Эретрией). Современная Эретрия построена на [развалинах] древнего города. О былом могуществе эретрийцев свидетельствует столб, который они некогда воздвигли в святилище Артемиды Амаринфской. Начертанная на столбе надпись гласит, что они устраивали праздничную процессию с участием 3000 тяжело вооруженных воинов, 600 всадников и 60 колесниц. Власть эретрийцев распространялась на андросцев, теосцев, кеосцев и жителей других островов. Они приняли новых поселенцев из Элиды, а так как с того времени стали часто употреблять букву ро не только в конце слов, но и в середине, то их за это осмеивали комические писатели. На эретрийской территории есть также селение Эхалия (остаток города, разрушенного Гераклом), одноименное с трахинской Эхалией около Трикки, аркадской Эхалией, которую впоследствии назвали Анданией, и с Эхалией в Этолии около евританов.
11. В настоящее время Халкида по общему признанию занимает первенствующее положение и считается метрополией евбейцев; второе место принадлежит Эретрии. Однако уже и прежде эти города имели большое значение как на войне, так и в мирное время, поэтому они являлись приятным и покойным местопребыванием для философов. Об этом свидетельствует школа эретрийских философов во главе с Менедемом и его учениками а также еще раньше пребывание Аристотеля в Халкиде, где он и окончил свою жизнь.[22]
12. Итак, эти города большей частью жили между собой в согласии и, даже поссорившись из-за Лелантской равнины, вовсе не настолько разорись, чтобы решать все споры самовластно военной силой, но пришли к соглашению о том, как и при каких условиях вести войну. Этот факт засвидетельствован надписью на каком-то столбе в Амаринфском храме, запрещающей пользоваться дальнобойным метательным оружием. Действительно, для военных обычаев и вооружения вообще, конечно, нет и раньше никогда не было никакого правила. Но одни пользуются дальнобойным метательным оружием, как например стрелки из лука, пращники и метатели копий, другие же - оружием для рукопашного боя, как например те, кто сражается мечом или с копьем наперевес; ведь копье применяют двояким способом: во-первых, при рукопашной схватке, а во-вторых, как дротик; равным образом и древко копья служит для обеих целей: для рукопашного боя и для метания; точно так же дело обстоит с сариссой и дротиком.[23]
13. Евбейцы отлично умели сражаться в "правильном" бою, который называется также "близким" или "рукопашным". По словам Гомера, они применяли копья, вытянутые наперевес:
Воинов пылких, горящих ударами ясневых копий
Медные брони врагов разбивать рукопашно...
(Ил. II, 543)
Быть может, метательные копья были другого рода оружием, каким было, вероятно, "Пелеево ясеневое копье", которое, как говорит поэт:
Двигать не мог ни один, но легко Ахиллес потрясал им.
(Ил. XIX, 389)
Когда Одиссей говорит:
Дале копьем я достигнуть могу, чем другие стрелою,
(Од. VIII, 229)
то он имеет в виду метательное копье. И если поэт изображает единоборцев, то сначала они сражаются метательными копьями, а потом берутся за мечи. Впрочем, рукопашные бойцы не только те, кто сражается одним мечом, но также, как говорит поэт, и с копьем в руке:
Сулицей медной пронзил и могучего члены разрушил.
(Ил. IV, 469)
Так Гомер изображает евбейцев сражающимися подобным образом; относительно локров, напротив, он говорит:
Дух не вытерпливал их рукопашного стойкого боя.
Только на верные луки и волну, скрученную в пращи,
Локры, надеясь, пришли к Илиону.
(Ил. XIII, 713, 716)
Передают также распространенное изречение оракула, данное жителям Эгия:
Фессалийцев коня, жену же из Лакедемона,
И пьющих воду мужей из священных ключей Арефусы,
которое называет халкидцев самыми мужественными; ведь Арефуса находится в их области.
14. Теперь есть на Евбее две реки - Керей и Нелей. Овцы, пьющие из первой реки, становятся белыми, а из второй - черными. О подобном же действии вод реки Крафиды я уже сказал выше.[24]
15. Часть евбейцев по возвращении из-под Трои отнесло к берегам Иллирии: направляясь оттуда домой через Македонию, они осели по соседству с Эдессой; там, оказав военную помощь туземцам, принявшим их, они основали город Евбею. В Сицилии также была Евбея, которую основали сицилийские халкидяне; жителей ее изгнал Гелон, после чего она превратилась в сторожевое охранение сиракузян. На Керкире и на Лемносе были местности под названием Евбея, а в Аргосской области какой-то холм с таким названием.
16. Так как к западу от фессалийцев и этейцев живут этолийцы, акарнанцы и афаманцы (если и их следует причислять к грекам), то, чтобы закончить описание всей Греции, мне остается рассказать о них. Наконец, следует добавить описание островов, в особенности лежащих по соседству с Грецией и населенных греками, которые я еще не успел разобрать в своем описании.


[1] Мысы Фермопил и Суния.
[2] Т. е. «длинным» островом.
[3] IX, II.
[4] Внутри, т. е. нижняя или юго-восточная область, извне – верхняя или северо-западная область.
[5] Или «полостью».
[6] Элефенор.
[7] Аристотель из Халкиды (III в до н. э.).
[8] Абанта.
[9] Евбеи.
[10] Коровий хлев.
[11] Т. е. от слов ей – «хороший» и bous – «корова».
[12] III Филиппика, 32.
[13] Oreios – «горный», «горец».
[14] IX V 17.
[15] Ил. II, 538.
[16] Асбест.
[17] Конъектура Казобона вместо «Малийской».
[18] См. X, I, 3.
[19] 334 г. до н. э.
[20] См. IX, II, 8.
[21] VI, 31.
[22] 322 г. до н. э.
[23] Сарисса – длинное копье македонской фаланги. Под дротиком имеется в виду римский метательный дротик (pilum).
[24] VI, I, 13.