VII

1. В древности эта страна находилась под властью ионийцев, происшедших от афинян; в древности она называлась Эгиалией и ее обитатели - эгиалейцами; впоследствии же она стала называться по имени ионийцев Ионией, так же как Аттика, от Иона, сына Ксуфа. Как говорят, Эллин был сыном Девкалиона и владыкой племен между Пенеем и Асопом; он передал власть над ними старшему из своих сыновей, остальных же разослал по разным местам за пределы страны, чтобы каждый отыскал себе место для поселения. Один из его сыновей - Дор - объединил дорийцев, живших у Парнасса; другой сын - Ксуф, который взял себе в жены дочь Эрехфея, основал четырехградье в Аттике: Эною, Марафон, Пробалинф и Трикоринф. Один из сыновей Ксуфа - Ахей, совершив без умысла убийство, бежал в Лакедемон; тамошним жителям он дал имя ахейцев; Ион же, победив фракийцев, подвластных Евмолпу, так прославился этим подвигом, что афиняне поручили ему управление своей страной. Сначала он разделил народ на 4 филы, а затем на 4 сословия по занятиям: одних он назначил земледельцами, других - ремесленниками, третьих - священнослужителями, а четвертых - стражами. Сделав много распоряжений в таком роде, он оставил в наследство стране свое имя. В стране же оказалось тогда столь много населения, что афиняне даже выслали колонию ионийцев в Пелопоннес и назвали страну, которой они завладели, Ионией по своему имени вместо Эгиала; и поселенцы были разделены на 12 городов и стали называться ионийцами вместо эгиалейцев. Однако после возвращения Гераклидов они были изгнаны ахейцами и возвратились назад в Афины; отсюда вместе с Кодридами они послали ионийскую колонию в Азию и основали 12 городов йа побережье Карий и Лидии, разделившись на столько же частей, сколько городов они занимали в Пелопоннесе. Ахейцы были по происхождению фтиотянами, но жили в Лакедемоне; когда же Гераклиды овладели страной, Тисамен, сын Ореста (как я сказал выше [1])" побудил их напасть на ионийцев; оказавшись сильнее своих врагов, ахейцы вытеснили их и сами завладели страной; причем деление страны они сохранили таким же, каким его нашли. Их могущество было так велико, что, хотя Гераклиды, от которых они отделились, господствовали над остальным Пелопоннесом, они все же одни противостояли всем и дали имя стране-Ахея. Таким образом, от Тисамена до Огига они оставались под властью царей; затем при демократическом правительстве они достигли такой славы своим государственным устройством, что италиоты после восстания против пифагорейцев действительно заимствовали от ахейцев большую часть своих законов. После битвы при Левктрах [2] фиванцы поручили им решать взаимные споры между городами; впоследствии, когда их союз был уничтожен македонцами, они постепенно восстановили его снова. Когда Пирр выступил походом в Италию, [3] 4 города, среди которых были Патры и Дима, сошлись и начали новый союз; затем они стали присоединять некоторые из 12 городов, кроме Олена и Гелики; первый отказался от союза, а последняя была уничтожена волнами моря.[4]
2. Ибо море вследствие землетрясения поднялось и затопило Гелику, а также и святилище Геликонийского Посидона, которого еще и до сего Дня почитают ионийцы, принося там [5] панионийские жертвы. И Гомер, как полагают некоторые, упоминает об этих жертвоприношениях, говоря:
Он, испуская свой дух, застонал, как вол темночелый
Стонет, кругом алтаря Геликийского мощного бога
Юношей силой влекомый.
(Ил. XX, 403)
Отсюда делают вывод, что поэт жил после ионийской колонизации, так как он упоминает панионийское жертвоприношение, которое ионийцы совершают в честь Геликонийского Посидона в области приенцев; ведь сами приенцы, как говорят, также происходят из Гелики; и в самом деле, они выбирают "царем" этого жертвоприношения юношу из Приены наблюдать за исполнением священных обрядов. Еще более подтверждается данное предположение тем, что поэт говорит о быке; ибо ионийцы полагают, что благоприятные предзнаменования в связи с этим жертвоприношением получаются только тогда, когда бык, приносимый в жертву, издаст мычание. Несогласные с этим предположением переносят вышеупомянутое сказание о быке и о жертвоприношении в Гелику на том основании, что эти жертвоприношения были там в обычае и что поэт заимствовал свое сравнение от совершаемых там обрядов. Гелика была затоплена за два года до битвы при Левктрах. [6] Эратосфен говорит, что он сам видел это место и перевозчики рассказывали ему. что бронзовая статуя Посидона еще и теперь прямо стоит в проливе, держа в руке гиппокампа, [7] который грозит опасностью тем, кто ловит рыбу сетями. Гераклид же говорит, что катастрофа произошла в его время ночью; и хотя город отстоял от моря на 12 стадий, вся эта местность вместе с городом была покрыта волнами; и 2000 человек, посланные ахейцами, не могли подобрать трупов; и они разделили территорию Гелики между соседями. Затопление случилось вследствие гнева Посидона; ибо ионийцы, изгнанные из Гелики, послали просить жителей Гелики отдать им статую Посидона или по крайней мере модель [изображение] святилища; когда же геликийцы отказались выполнить их просьбу, ионийцы отправили послов в Ахейский союз; и хотя Ахейский союз удовлетворил просьбу, но все-таки геликийцы не послушались. Следующей зимой постигло их упомянутое несчастье; ахейцы же впоследствии передали модель [изображение] храма ионийцам. Гесиод упоминает еще о другой Гелике в Фессалии.
3. В течение 20 лет [8] у ахейцев постоянно были общий секретарь и 2 стратега, выбираемых ежегодно; общее собрание устраивалось у них в одном месте (оно называлось Амарион), где они, как прежде ионийцы, обсуждали общественные дела; впоследствии они решили выбирать только одного стратега. Когда стратегом был Арат, он отнял у Антигона [9] Акрокоринф и присоединил город Коринф к Ахейскому союзу, так же как и свой родной город; кроме того, он присоединил и мегарцев; уничтожая тирании в каждом городе, он делал освобожденных жителей членами Ахейского союза. И Пелопоннес он освободил от тираний, так что Аргос, Гермион, Флиунт и Мегалополь, - самый большой город в Аркадии - были присоединены к союзу, когда последний достиг вершины могущества. Это было время, когда римляне, вытеснив карфагенян из Сицилии, [10] выступили в поход против галатов, [11] обитавших в долине реки Пада. Хотя Ахейский союз продолжал быть довольно крепким вплоть до стратегии Филопемена, однако он постепенно распался, так как в это время римляне уже владели всей Грецией; они относились к каждому государству по-разному: одних желали поддержать, а других - уничтожить. Затем он [12] сообщает причину, почему распространяется по поводу ахейцев, говоря, что хотя они усилились настолько, что превосходили даже лакедемонян, но все же они не настолько известны, как этого заслуживают.
4. Порядок расположения местностей, которые населяли ахейцы после раздела страны на 12 частей, следующий: во-первых, за Сикионом лежит Пеллена; затем - Эгира; третий город - Эги; четвертый - Бура; за ней - Гелика, куда бежали ионийцы после поражения в битве с ахейцами и откуда они, наконец, были изгнаны; за Геликой - Эгий, Рипы, Патры и Фары; [13] затем - Олен, мимо которого протекает Пир, большая река; наконец, Дима и Тритеи. [14] Ионийцы жили по селениям, ахейцы же построили города; к некоторым из этих городов они присоединили впоследствии другие, перенеся их из прочих округов, как например Эги - к Эгире (жители тем не менее назывались эгейцами) и Олен - к Диме. Следы древнего поселения оленийцев показывают между Патрами и Димой; здесь же находится знаменитое святилище Асклепия, отстоящее от Димы на 40 стадий, а от Патр - на 80 стадий. Одно имя с этими Эгами носят Эги на Евбее, а Оленом называется поселение в Этолии, от которого сохранились одни развалины. Гомер не упоминает об ахейском Олене, так же как и о многих других населенных пунктах в области Эгиала, хотя он говорит о них в несколько более общем смысле:
Вдоль Эгиала всего и окрест обширной Гелики.
(Ил. II, 575)
Однако он упоминает этолийский Олен, когда говорит:
Рать из мужей, обитавших в Плевроне, Олене...
(Ил. II, 639)
Он говорит о тех и других Эгах; об ахейских так:
Тех, что и в Эге тебе и в Гелике столько приятных
Жертв и даров посвящают.
(Ил. VIII, 203)
Когда же он говорит:
... достигнул предела
Эги; там Посидона в заливе глубоком обитель...
(Ил. XIII, 21)
Там коней удержал колебатель земли Посидаон,
(Ил. XIII, 34)
То лучше (в данном случае) понимать Эги на Евбее, от которых, вероятно также получило свое имя Эгейское море: к этой области поэт приурочил деятельность Посидона в связи с Троянской войной. Поблизости от ахейских Эг течет река Крафис: пополнившись водами двух рек, она получила имя от слова kirnasthai; [15] отсюда и название Крафида в Италии.
5. Каждая из 12 частей Ахеи состояла из 7 или 8 общин; такое большое население имела эта страна. Пеллена расположена в 60 стадиях над морем и является сильной крепостью. Есть также и селение Пеллена, откуда происходят пелленские плащи, которые выдавались в награду на состязаниях; она лежит между Эгием и Пелленой. Отличной от этих двух является Пеллана - лаконское местечко, его территория обращена приблизительно в сторону области Мегалополя. Эгира лежит на холме. Бура же, которая была поглощена землей вследствие землетрясения, расположена над морем на расстоянии около 40 стадий; говорят, что от источника Сибариса, текущего в этом городе, получила название река в Италии. Эга (ибо Эги носят и такое имя) теперь необитаема, городом же владеют эгиейцы. Эгий, напротив, имеет значительное население. Рассказывают, что здесь Зевс был вскормлен козой, как говорит Арат:
Млеком святая коза, по сказанью, вскормила Зевеса,
(Феномены 163)
и прибавляет, что
Оленийской зовут ту козу прорицатели Зевса,
(Феномены 164)
ясно указывая, что это место находится поблизости от Олены. Здесь также находится Кериния, [16] расположенная на высокой скале. Эти места принадлежат эгиейцам, как и Гелика, и Амарий - роща Зевса, где сходятся ахейцы для совещаний об общих делах. Через область эгиейцев течет река Селинунт; она носит одно имя с рекой, протекающей в Эфесе мимо Артемисия, а также с рекой в нынешней Элиде, которая течет мимо местечка, купленного Ксенофонтом, по его словам, [17] для Артемиды по повелению оракула. Есть и другой Селинунт; он течет мимо области гиблейских мегарцев, которых изгнали карфагеняне. Что касается остальных городов или частей области ахейцев, то один из них - Рипы - необитаем, а территорией под названием Рипида завладели эгиейцы и жители Фар. Эсхил также где-то говорит:
Буру священную и перуном сожженные Рипы.
(Фрг. 403. Наук)
Из Рип происходил Мискелл - основатель Кротона. И Левктрон - дем Рип - принадлежал к области Рипиды. После Рип идут Патры - значительный город; между ними лежит Рион (также Антиррион), в 40 стадиях от Патр. Римляне недавно, после Актийской победы, [18] поселили значительную часть своей армии в Патрах; теперь этот город, являющийся римской колонией, имеет чрезвычайно большое население; гавань у него вполне хорошая. Далее следует Дима, город без гавани и расположенный дальше всех городов к западу; от этого обстоятельства он и получил свое имя. [19] B прежние же времена он назывался Стратом. У Бупрасия этот город отделяет от Элиды река Ларис, текущая с горы. Некоторые писатели называют эту гору Сколлием, Гомер же - Оленийской скалой. Когда Антиимах называет Диму "кавконской", то одни считают слово "кавконая" эпитетом, произведенным от кавконцев, так как последние распространились, как я указал выше, вплоть до Димы, другие же - от реки Кавкона, как Фивы называют "диркейскими" и "асопскими", Аргос - аховым", а Трою- "симунтской". Незадолго до нашего времени Дима получила в качестве колонистов смешанную группу людей, которые уцелели из большой массы пиратов, после того как Помпеи уничтожил пиратство [20] и поселил часть из них в Солах в Киликии, другую - в других местах, особенно в Диме. Фара лежит на границе с территорией Димы. Жители этой Фары назывались фарейцами, а жители мессенского города - фареатами; на территории Фары находится источник Дирка, одноименный с источником в Фивах. Олен же заброшен; он лежит между Патрами и Димой, а территорией его владеют жители Димы. Далее идет Аракс - мыс в Элиде. в 1030 стадиях от Истма.


[1] VIII, V, 5.
[2] 371 г. до н. э.
[3] 280 г. до н. э.
[4] См. I, III, 18.
[5] В Панионии на мысе Микале (см.: Геродот I, 148).
[6] Т. е. в 373 г. до н. э.
[7] Мифический морской корь.
[8] По Полибию (11,43), 25 лет.
[9] Антигона Гоната.
[10] 241 г. до н. э.
[11] 224 г. до н. э.
[12] Т. е. Страбон. Отсюда и до конца главы текст прерывается и идет пересказ византийского ученого эпитоматора.
[13] В подлиннике: патрейцы и фарейцы.
[14] В подлиннике: тритейцы.
[15] Букв, «смешивать».
[16] Почти все издатели читают так вместо «Керавния».
[17] Анабасис V, 3, 8.
[18] 31 г. до н. э.
[19] От dyein – «погружаться», «заходить», dysme–»запад».
[20] 68–67 гг. да н. э.