Квинтилиан

    Квинтилиа́н
  •          М. Фа́бий (лат. Quintilianus Μ. Fabius), римский оратор и писатель, род. ок. 35 г. н. э. в Калагуррисе (Испании), умер ок. 100 г. О его жизни имеется очень мало сведений. К. упоминает о своем отце в таких выражениях, из которых явствует, что он был ритором. Хотя он иногда упоминает о своем обучении, но нигде не говорит о своих учителях. Он называет только выдающихся ораторов, которых ему довелось слышать, а именно Юлия Африкана, Сервилия Новиана, Галерия Трахала, Вибия Криспа и Юлия Секунда. Вернувшись в 59 г. в Испанию, он прожил в ней до 68 г., после чего вернулся в Рим вместе с Гальбой. С этого времени он начинает выступать в Риме то адвокатом, то учителем риторики. Он держал речи на форуме во время судебных процессов. В своих записках он жалуется на небрежность стенографов, которые распространили среди публики его речи в совершенно извращенном виде. Он сам издал только одну речь — по делу Невия Арпиниана (in causa Naevii Arpiniani), и сделал это ductus juvenili cupiditate gloriae. О других судебных речах, напр. в защиту Береники («Рrо Regina Berenice») и о жалобе по поводу наследства, он упоминает мимоходом. Как учитель красноречия он достиг такого высокого уважения, что его имя вошло в поговорку. Когда Веспасиан назначил учителям жалованье из казны, сохранив при этом и гонорар от учеников, то К. получил его первым. Самыми знаменитыми из его учеников были Плиний Младший и внуки сестры Домициана Домитиллы, бывшей замужем за Климентом. Из этих уроков появились книги об ораторском искусстве («Libri duo artis rhetoriсае»), а также изданные против его воли статьи («Sermones»). Плодом его размышлений было также сочинение «О причинах упадка красноречия» («De caussis corruptae eloquentiae»), которое, как ошибочно думали, находилось в диалоге Тацита с ораторами («Oratoribus»). После двадцатилетнего публичного преподавания он оставил эту деятельность ок. 91 г. и вскоре получил благодаря Домициану звание консула (соnsularia ornamenta). В это время он, побуждаемый со всех сторон, начал писать обширное сочинение «Наставление оратору» («De institutione oratoria»), которое было завершено через два года, но потом несколько раз подвергалось пересмотру и окончательной отделке. Во всяком случае, оно было окончено до смерти Домициана, последовавшей в 96 г., поскольку только этим могут быть объяснены, если не извинены, бросающиеся в глаза лесть этому императору и услужливость в порицании философии, которая как раз в это правление подверглась самым жестоким преследованиям. Сочинению предшествует короткая приписка, обращенная к знаменитому книготорговцу Трифону, другу писателя, за которой следует посвящение ритору Марцеллу Викторию, сына которого К. обучал. От своей жены, умершей на 19 году жизни, он имел двух сыновей, из которых один умер в возрасте пяти, а другой десяти лет; об этом он выражает глубокую скорбь в предисловии (prooemium) к шестой книге. «Наставлений оратору» в 12-ти книгах — это полный учебник риторики, который, по замыслу автора, должен был энциклопедически заключать в себе всю теорию риторики, начиная с юношеского обучения и до выступления образованного оратора. Подобное сочинение было очень важным и необходимым в это не очень благоприятное для публичного красноречия время. Если он и называет красноречие в обширном смысле «искусством хорошо говорить» (scientia bene dicendi), то все-таки вменяет оратору высшие нравственные требования и строит собственную систему полного ораторского знания на нравственных началах. Он не столько пользовался многочисленными сочинениями греческих авторов, сколько следовал примеру своего великого учителя Цицерона. Поэтому ссылки на греческие источники (Дионисия Галикарнасского, Цецилия) редки, и даже в этих случаях не всегда достоверно, действительно ли он заимствовал их текст из оригиналов; этим, по крайней мере, можно объяснить некоторые неточности. Напротив, всюду находятся доказательства глубокого изучения произведений Цицерона, что имело положительное влияние на ясность и чистоту изложения. Поэтому не удивительно, что этот богатый по содержанию учебник пользовался большим уважением и использовался даже в средние века.
  •          Кроме того, под именем К. имеются два сборника «Декламаций», из которых первый, содержащий 19 длинных примеров этих школьных упражнений, занимается придуманными, относящимися к совсем другим временам и обстоятельствам темами, а второй, содержащий 145, представляет только отрывки из большого сборника. Ни об одной из этих книг, особенно о второй, нельзя с уверенностью сказать, что они написаны К. Невозможно доказать, издан ли более обширный сборник другим К., дядей или даже отцом ритора. Возможно, оба сборника составлены одним из его учеников. Во всяком случае, они не имеют других достоинств, кроме того, что знакомят нас с бестолковыми упражнениями риторских школ, которые решительно порицает К.