VII

1. Из всех ограниченных Истром, Иллирийскими и Фракийскими горами народностей заслуживают внимания только те, которые занимают все Адриатическое побережье, начиная от впадины залива, и так называемую "левую сторону Понта" от реки Истра до Византия. Остаются еще южные части вышеупомянутой горной страны и области, лежащие под ними, к числу которых принадлежат Греция и соседняя с ней варварская страна вплоть до гор. Гекатей Милетский собщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары. Впрочем, в древности во всей Греции жили варвары, как это можно заключить из самой традиции: Пелопс привел из Фракии народы в Пелопоннес, названный его именем; Данай - из Египта, а дриопы, кавконы, пеласги, лелеги и другие подобные племена разделили между собой области по эту и по ту сторону перешейка. Так, Аттику заняли фракийцы под предводительством Евмолпа, Давлиду в Фокиде занял Терей, Кадмею - финикийцы во главе с Кадмом, а Беотию - аоны, теммики и гианты. Как говорит Пиндар,
Некогда род беотийцев был свиньями [1] назван.
(Дифирамбы, фрг. 83. Бергк)
И даже на варварское происхождение некоторых указывают их имена: Кекропс, Кодр, Аикл, Коф, Дримас и Кринак. Фракийцы, иллирийцы и эпироты еще и теперь живут на окраинах Греции. Конечно, прежде варваров там жило еще больше, чем теперь, поскольку большую часть области, которая в настоящее время неоспоримо является Грецией, занимают варвары. Так, Македонией и некоторыми частями Фессалии владеют фракийцы, частями Акарнании и Этолии - феспроты, кассопеи, амфилохи, молоссы и афаманы - эпирские племена.
2. О пеласгах была уже речь. [2] Что касается лелегов, то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же, напротив, только близкими соседями и соратниками: вот почему утверждают они, некоторые поселения в Милетской области называются поселениями лелегов, а во многих местностях Карий встречаются могильные курганы лелегов и заброшенные укрепления, так называемые "укрепления лелегов". Во всей так называемой теперь Ионии жили карийцы и лелеги. Однако ионийцы вытеснили их и сами завладели этой страной, хотя еще раньше завоеватели Трои изгнали лелегов из области около Иды, т. е. близ Педаса и реки Сатниоиса. Доказательством того, что лелеги были варварами, можно считать самую их связь с карийцами. Что же касается того, что они кочевали не только вместе с карийцами, но и одни, да притом с давних пор, на это ясно указывает и Аристотель в "Политиях". [3] Так, например, в "Политии акарнанцев" он сообщает, что часть страны занимают куреты, а лелеги и телебои владели западной частью; в "Политии этолийцев" Аристотель называет современных локров лелегами, указывая, что они владели также и Беотией (то же самое он говорит и в "Политиях опунтцев и мегарцев"). В "Политии левкадийцев" он называет даже какого-то местного жителя Лелега, его внука по дочери Телебоя и 22 сына Телебоя, причем некоторые из них, по его словам, обосновались в Левкаде. Однако можно поверить Гесиоду, который так говорит о лелегах:
Властвовал некогда Локр над славным народом лелегов,
Их-то Коонион Зевес, кому ведомы вечные мысли,
Девкалиону предал - из земли избранное племя.[4]
(Фрг. 141, 3, Паульсон)
Мне кажется, этой этимологией [5] поэт намекает на то, что они издревле являлись каким-то смешением разноплеменного сброда, поэтому этот народ вымер. То же самое можно было бы сказать и относительно кавконов, теперь уже нигде не существующих, хотя прежде они обитали во многих местах.
3. В прежнее время, несмотря на то что это были мелкие многочисленные и безвестные племена, все же благодаря густоте населения и тому, что у каждого племени был свой царь, определить их границы не составляло особого труда. Однако теперь, когда большая часть этой страны обращена в пустыню и ее поселения, в особенности города, исчезли с лица земли, даже если бы и возможно было определить с точностью их границы, то никакой пользы от этого бы не получилось из-за безвестности или полного их уничтожения. Последнее началось уже с древнего времени и во многих областях, но еще и теперь полностью не закончилось из-за восстаний. Римляне, которых жители сами выбрали себе властителями, устраивают лагери в самих их "домах". [6] По крайней мере, по рассказу Полибия, Павел [7] после победы над македонянами и Персеем разрушил 70 городов эпиротов (в большинстве принадлежавших молоссам) и обратил в рабство 150000 человек. Однако я попытаюсь, насколько это входит в мое описание и в пределах моей компетенции, подробно описать отдельные части страны, начав с побережья Ионийского залива, т. е. оттуда, где кончается плавание из Адриатического моря.
4. Первые части этого побережья - области около Эпидамна и Аполлонии. Из Аполлонии в Македонию на восток идет Эгнатиева дорога, измеренная милями и установленная столбами вплоть до Кипсел и реки Гебра. Длина ее 535 миль. Если считать милю в 8 стадий (как это и делает большинство), то получится 4280 стадий. Если же следовать Полибию, который прибавляет к 8 стадиям еще 2 плефра (что составляет 1I3 стадии), то приходится добавить еще 178 стадий, т. е. 1I3 всего числа миль. Случается, что путешественники, отправляясь по той же дороге из Аполлонии и из Эпидамна, встречаются на равном расстоянии от обоих пунктов. [8] Хотя вся дорога называется Эгнатиевой, но первая ее часть носит название "Дорога на Кандавию" (Кандавия - это иллирийская гора) и идет через город Лихнид и Пилон - место, где проходит граница на этой дороге между Иллирийской областью и Македонией. Из Пилона дорога идет мимо Барнунта через Гераклею и области линкестов и эордов на Эдессу и Пеллу до Фессалоникии. Длина этой дороги, по словам Полибия, 267 миль. Если ехать по ней из области Эпидамна и Аполлонии, то на правой стороне будут эпирские племена, земли которых омываются Сицилийским морем и простираются до Амбракийского залива; на левой же стороне - Иллирийские горы (которые я уже подробно описал) и народности, обитающие по соседству с ними, вплоть до Македонии и страны пеонов. Начиная от Амбракийского залива идут земли, принадлежащие Греции; они обращены последовательно к востоку и простираются параллельно Пелопоннесу; затем, оставив весь Пелопоннес справа, они оканчиваются у Эгейского моря. Македоняне, пеоны и некоторые горные фракийские племена живут в области от начала Македонских и Пеонийских гор до реки Стримона. Земли же по ту сторону Стримона уже до устья Понта и Гема - все фракийские, исключая побережье. На последнем живут греки, которые поселились частью на Пропонтиде, частью на Геллеспонте и у Меланского залива, а частично - на Эгейском море. Эгейское море омывает Грецию с двух сторон: одну сторону, обращенную на восток (она простирается от Гуния к северу до Фермейского залива и македонского города Фессалоникии, который теперь по сравнению с прочими имеет больше населения), и другую - обращенную на юг, именно македонскую область от Фессалоникии до Стримона. Некоторые, однако, относят к Македонии и побережье от Стримона до реки Неста так как Филипп прилагал особые старания завладеть этими землями и затем, подчинив их себе, извлекал из рудников и из прочих природных богатств края огромные доходы. На пространстве от Суния до Пелопоннеса находятся Миртойское, Критское и Ливийское моря вместе с их заливами до Сицилийского моря. Последнее наполняет Амбракийский, Коринфский и Крисейский заливы.
5. По словам Феопомпа, эпирских племен 14. Самые известные из них хаоны и молоссы, так как некогда они владели всей Эпирской областью: сначал хаоны, а затем молоссы. Последние достигли еще большего могущества благодаря высокому происхождению своих царей (потому что те принадлежали к роду Эакидов), [9] а также оттого, что в их стране находился Додонский оракул, древний и знаменитый. Хаоны, феспроты и следующие за ними кассопеи (они же и феспроты) занимают побережье от Керавнских гор до Амбракийского залива, владея плодородной землей. Морской путь, если плыть от земли хаонов к восходу солнца и к Амбракийскому и Коринфскому заливам, оставив Авсонское море справа, а слева - Эпир, составляет 1300 стадий от Керавнских гор до устья Амбракийского залива. В этом промежутке лежит Панорм - большая гавань в середине Керавнских гор, а за ними - Онхесм - другая гавань, против которой лежат западные оконечности Коркиреи, и еще гавань Кассиопа, откуда до Брентесия 1700 стадий. То же самое расстояние до Таранта от другого мыса, южнее Кассиопы, который называется Фалакром. За Онхесмом идут Посидий, Буфрот (у устья так называемой гавани Пелода), расположенный на месте, образующем полуостров (в Буфроте есть римская колония), и Сиботы. Сиботы - это островки, лежащие недалеко от Эпира против Левкиммы, восточной оконечности Коркиреи. Есть еще и другие островки вдоль этого побережья, но не стоящие упоминания. Затем идут мыс Химерий и Гликис Лимен, [10] куда впадает река Ахеронт. Последняя вытекает из озера Ахерусии и принимает несколько притоков, так что вода залива становится пресной. Вблизи протекает река Фиамис. Над этим заливом лежит Кихир - прежняя Эфира, город феспротов, а над заливом у Буфрота - Феника. Недалеко от Кихира находится городок кассопеев Бухетий, немного повыше моря; внутри страны лежат Элатрия, Пандосия и Батии; их территория простирается до залива. Вслед за Гликис Лимен идут две других гавани. Одна - Комар - ближе [к заливу] и меньше, образующая перешеек в 60 стадий с Амбракийским заливом и Никополем основанным Августом Цезарем); другая, более отдаленная, большего Размера и лучшая, - неподалеку от устья залива, приблизительно в 12 стадиях от Никополя.
6. Затем следует устье Амбракийского залива. Устье этого залива немного шире 4 стадий, а его окружность - около 300 стадий; повсюду на нем хорошие гавани. На правой стороне, если войти в залив, живут греки - акарнанцы. Здесь, недалеко от устья, находится священный участок Актийского Аполлона - холм, на котором воздвигнут храм; у подошвы холма - долина со священной рощей и корабельная верфь. Сюда Цезарь посвятил как первые плоды победы [11] 10 кораблей, начиная от корабля в 1 ряд весел до корабля в 10 рядов весел. Говорят, однако, что пожаром уничтожило не только доки, но и корабли. На левой стороне находятся Никополь и земля эпирских кассопеев до впадины залива у Амбракии. Амбракия лежит лишь немного выше этой впадины. Город основал Горг, сын Кипсела. Мимо Амбракии протекает река Аратф, судоходная только на несколько стадий вверх от моря до города, хотя она берет начало на горе Тимфе и на Парорее. Город этот и прежде исключительно процветал (во всяком случае от него происходит и название залива), но особенно его украсил Пирр, который сделал его своей столицей. Впоследствии македоняне и римляне постоянными войнами совершенно ослабили этот и прочие эпирские города из-за их непокорности. Поэтому Август в конце концов, видя, что города совершенно истощены, переселил их жителей в один город в этом заливе по имени Никополь. [12] Август назвал город так в честь победы, которую одержал в морском сражении перед устьем залива над Антонием и египетской царицей Клеопатрой, которая сама участвовала в этом сражении. Никополь густо заселен, а число его жителей день ото дня возрастает, так как, кроме большой территории и украшений из добычи, в предместье у него есть прекрасно оборудованный священный участок; часть его была предназначена для игр, празднуемых каждые 5 лет, а также для гимнасия и стадиона в парке; другая часть состоит из холма над священной рощей Аполлона. Эти игры - Актийские, посвященные Актийскому Аполлону, - были провозглашены Олимпийскими, а лакедемонянам вверена забота о них. Прочие поселения - это пригороды Никополя. И в прежнее время справлялись окрестными жителями в честь этого бога Актийские игры, в которых наградой служил венок, но теперь Цезарь придал этим играм еще большее значение и почет.
7. После Амбракии следует Амфилохский Аргос, основанный Алкмеоном и его детьми. По словам Эфора, Алкмеон после похода эпигонов на Фивы по приглашению Диомеда прибыл вместе с ним в Этолию и помог овладеть этой страной и Акарнанией. Когда Агамемнон призвал их в поход на Трою, то Диомед отправился, а Алкмеон остался в Акарнании, основал Аргос и назвал его Амфилохским по имени своего брата, реке, текущей через эту страну в залив, он дал название Инаха, по реке в Аргивской земле. Однако, согласно Фукидиду, [13] сам Амфилох по возвращении из-под Трои, недовольный положением дел в Аргосе, прибыл в Акарнанию и, получив по наследству власть от брата, основал этот город, названный его именем.
8. Амфилохи - это также эпирцы, как и те племена, что расположены над ними (примыкая к Иллирийским горам), живущие в суровой стране: молоссы, афаманы, эфики, тимфеи, оресты, парореи и атинтаны; одни из них ближе к македонянам, а другие - к Ионийскому заливу. Как передают, Орест некогда завладел Орестиадой (будучи в изгнании за убийство матери) и оставил за этой страной прозвище, данное по его имени. Он основал также город и назвал его Орестовым Аргосом. С этими народностями смешались иллирийские племена близ южной части горной страны и те, что жили над Ионийским заливом. Ведь над Эпидамном и Аполлонией вплоть до Керавнских гор живут биллионы, тавлантии, парфины и бриги. Где-то здесь поблизости расположены серебряные рудники Дамастия, [14] около которых диесты и энхелеи (называемые также сесарефиями) утвердили свое господство. Рядом с этими племенами находятся также линкесты, область Девриоп, Пелагонская Триполитида, [15] эорды, области Элимея и Эратира. В прежнее время в каждой из этих областей был свой особый правитель. Так, например, энхелеями правили потомки Кадма и Гармонии; еще теперь там показывают места, связанные с мифическими рассказами о них. Этими народностями правили властители неместного происхождения. Так, линкесты подпали под власть Аррабея из рода Бакхиадов. Евридика, мать Филиппа, сына Аминты, была внучкой Аррабея по дочери, а Сирра - дочерью. Из эпирцев молоссами правили Пирр, сын Неоптолема, сына Ахиллеса, и его потомки, по происхождению фессалийцы. Прочими народностями управляли местные правители. Так как какое-нибудь племя всегда получало преобладание над другими, то в конце концов все подчинились власти македонян, кроме немногих, живших над Ионическим заливом. Области около Линка, Пелагонии, Орестиады и Элимеи некоторые называли Верхней Македонией, а впоследствии также Свободной Македонией. Иные же называют Македонией даже всю область вплоть до Коркиры. Вместе с тем некоторые приводили в качестве основания, что жители этой страны одинаково стригут волосы и пользуются сходными языком, платьем и другими подобными вещами, а иные даже говорят на обоих языках. Однако после уничтожения македонского господства они подчинились римлянам. Через области этих племен от Эпидамна и Аполлонии проходит Эгнатиева дорога. Близ дороги на Кандавию находятся озера по соседству с Лихнидом; на них есть заведения для засола рыбы, независимые [от других водоемов]. Есть здесь и реки; одни впадают в Ионический залив, другие же текут в западном направлении: Инах, Аратф, Ахелой и Евен, прежде называвшийся Ликормом. Аратф впадает в Амбракийский залив, Инах - в Ахелой, a сам Ахелой и Евен - в море, первый протекая через Акарнанию, второй - через Этолию. Эригон же, приняв много притоков с Иллирийских гор и из областей линкестов, бригов, девриопов и пелагонов, впадает в Аксии.
9. Прежде у этих племен были и города. Во всяком случае Пелагония называлась "Трехградьем"; один из этих городов был Азор. На реке Эригоне все города девриопов были густо заселены, среди них: Бриании. Алалкомены и Стибара. Город Кидры принадлежал бригам, а Эгиний на границе с Эфикией и Триккой - тимфеям. Около гор Пея и Пинда, уже недалеко от Македонии и Фессалии, обитают эфики и находятся истоки Пенея (за обладание этими истоками спорят между собой тимфеи и фессалийцы, живущие у подошвы Пинда), а также город Оксиния на реке Ион, в 120 стадиях от Азора в Трехградье. Поблизости лежат Алалкомены, Эгиний и Европ и находится местность, где сливаются реки Ион и Пеней. В прежние времена, как я уже сказал, весь Эпир и Иллирия были густо населены, хотя страна эта неровная и изрезана горами (например, Тюмар, Полиан и некоторые другие). Теперь же большая часть пустынна и обитаемые области представляют лишь селения и развалины. Умолк даже и оракул в Додоне, как и прочие оракулы.
10. Оракул этот, по словам Эфора, был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшими из всех племен, которые властвовали в Греции. Гомер говорит об этом так:
Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка
(Ил. XVI, 233)
а Гесиод:
Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов.
(Фрг. 212. Ржах)
О пеласгах я уже говорил в описании Тиррении. [16] Что же касается племени, обитавшего около Додонского святилища, то и Гомер ясно показывает, что юно было варварским, описывая их образ жизни:
[Кои] не моют ног и спят на земле обнаженной.
(Ил. XVI, 235)
Впрочем, следует ли их называть геллами, согласно Пиндару, или селлами, как полагают нужно читать у Гомера, на это нельзя дать определенного ответа, так как текст сомнителен. Согласно Филохору, местность около Додоны, как и Евбея, некогда называлась Геллопией; действительно, добавляет он, и Гесиод говорит так:
Есть Геллопия, край средь лугов и пажитей тучных,
На рубеже сей земли когда-то воздвигли Додону.
(Фрг. 134. Ржах)
По словам Аполлодора, существует мнение, что такое имя страна получила от болот [17] около святилища. Однако сам Аполлодор считает, что Гомер не называл жителей окрестностей святилища "геллами", но "селлами", так как, добавляет Аполлодор, поэт упоминает и какую-то реку Селлеент. [18] Действительно, поэт упоминает ее:
... из града Эфиры, от вод Селлеента.
(Ил. II, 659)
Однако, по словам Деметрия Скепсийского, речь идет не об Эфире у феспротов, а об элейской Эфире, так как там есть река Селлеент, у феспротов же и у молоссов такой реки нет. Что же касается мифов о дубе, голубях и подобном, то они (как и мифы, связанные с Дельфами) отчасти более подходят к области поэтических рассуждений, отчасти же относятся к нашему теперешнему географическому описанию.
11. В древности Додона находилась под властью феспротов, как и гора Томар или Тмар (употребительны обе формы), у подошвы которой лежит святилище. И трагики, и Пиндар называют Додону "феспротской". Впоследствии она перешла под власть молоссов. По имени горы Томара, как говорят, названы "томурами" упомянутые поэтом толкователи знамений Зевса, которых он называет теми, что
... не моют ног и спят на земле обнаженной.
(Ил. XVI, 2:5)
И в "Одиссее" некоторые так понимают слова Амфинома, когда тот советует женихам не нападать на Телемаха, пока не вопросят оракул Зевса:
Если ж позволят великого Зевса томуры,
Сам соглашусь я его поразить и других на убийство
Вызову; если же Зевс запретит, мой совет: воздержитесь.
(Од. XVI, 403-405)
Ведь, по их мнению, лучше читать в этом месте tomouroi, чем themistai. Во всяком случае у поэта нигде изречения оракула не называются themistai, но это слово означает "веления", "установления" и "законоположения". Tomouroi этих людей называли сокращенно, вместо tomarouroi, т. е. "стражи Томара". А позднейшие критики читают tomouroi, однако проще было бы принять themistai и boulai в несобственном значении слова, как "приказания" и "постановления" оракула, так же как и "законы" вообще. Действительно, в таком смысле сказано, например, следующее:
С дуба высокого кроной, веление выслушать Зевса.
(Од. XIV, 228)
12. Вначале были мужчины-предсказатели; быть может, на это и указывает поэт, так как он называет их hypophetai, [19] в числе которых могли быть и предсказатели. Впоследствии же, когда Зевсу присоединили сопрестольницей в храме Диону, то предсказательницами были поставлены три старухи. Тем не менее Свида, желая угодить фессалийцам мифическими рассказами, сообщает, что святилище было перенесено из Фессалии, из области Пеласгии около Скотуссы (а Скотусса принадлежит к фессалииской Пеласгиотиде), сопровождало его большинство тех женщин, потомками которых были теперешние пророчицы. Отсюда и Зевс назван Пелас гическим. Но Киней рассказывает еще более мифическую историю [... Конец VII книги не сохранился...]


[1] Страбон отождествляет гиантов с syes (=hyes), т. е. свиньями.
[2] V, II, 4.
[3] От этого сочинения Аристотеля остались только фрагменты.
[4] В греческом тексте игра слов: «народ» (laus) и «камни» (laas).
[5] Корень слова Leleges имеет значение «собирать».
[6] Покинутых жителями.
[7] Эмилий Павел Македонский (консул 182, 162 гг. до н. э.) в 168 г. до н. э.
[8] Т. е. дороги соединяются в пункте, находящемся на равном расстоянии от обоих мест.
[9] Т. е. возводили свой род к мифическому Эаку, сыну Зевса.
[10] «Сладкая гавань».
[11] При Акциуме в 31 г. до н. э.
[12] Город победы.
[13] II, 68.
[14] Положение города неизвестно; в Эпире нет серебряных рудников (ср. RE, Damastion).
[15] Трехградье.
[16] V, II, 4.
[17] Болота по-гречески hele.
[18] Иначе: Селлеис.
[19] «Толкователи».