Изгнание

    Изгна́ние
  •          (греч. φυγή, лат. exsilium), отлучение от родины (ex solo). Помимо остракизма, И. в виде законного наказания применялось приделах об убийстве, но основное применение оно имело по политическим причинам и особенно часто использовалось в качестве наказания во время междоусобных смут. В этом случае оно нередко связано было с атимией и конфискацией имущества, см. Остракизм. В Риме И. в период царей и Республики обозначало как добровольное, так и принудительное отлучение из родины. Первоначально не было, собственно, И. из пределов государства, а существовала лишь опала, запрещение общей воды и общего огня (aquae et ignis interdictio), вследствие чего подверженный этой каре не мог оставаться в Риме. Эта опала произносилась и над теми, кто удалился добровольно, чтобы воспрепятствовать их возвращению, а также над теми, кого этой опалой желали заставить выселиться из Рима. Оставаясь в Риме, они считались стоящими вне закона, и никто не смел принимать или защищать их. Эта кара полагалась за разные преступления. Приговор произносили комиции, а впоследствии постоянный уголовный суд под председательством претора (quaestiones perpetuae). Наказанию И. подлежали, напр., осужденные за преступления против величия народа (crimen majestatis), отравления (veneficium), поджоги (incendium), насилие на государственном посту (vis publica) и т. д., причем наказываемый терял права гражданина (capitis deminutio media). Обвиняемому позволялось, во всяком случае до приговора суда, оставить Рим и приобрести право гражданства в другом городе. Так, напр., в то время, когда латинские города (oppida Latina) были еще независимы, можно было удаляться в законное И. (justum exsilium) в Тибур, Пренесту и др. Конфискация имущества сама по себе не была сопряжена с этим наказанием, но первоначально конфискация имущества применялась лишь в случае таких преступлений, за которые в древнейшие времена государства назначалась в наказание смертная казнь (sacratio capitis). См. подробности в ст. Публикация. Под конец Республики опала (aquae et ignis interdictio) осуществлялась только в виде И. из пределов государства, напр. в делах Тита Анния Милона, Публия Рутилия Руфа, Авла Габиния, Луция Меммия, Тита Мунация Планка Бурзы и др. В I и II столетии Империи это наказание заменено было ссылкой (см. Депортация), рядом с которой возник самый легкий вид изгнания — релегация (см. Релегация).