Дороги

    Доро́ги
  •          (лат. via, viae). У греков постройка дорог, о которых сохранилось мало достоверных сведений, была связана с посещением национальных празднеств, которые были вместе с тем и главными ярмарками. Повсеместно колеи высекали из скалы. Каждое государство должно было заботиться в своих пределах об исправности дорог и мостов. Неприкосновенность храмов, к которым вели дороги, распространялась и на них. Настоящие искусственные Д. и военные Д. (viae militares) строили, главным образом, римляне. Первая из мостовых, Аппиева Д. (via Appia) из Рима в Капую, была построена в 312 г. до н. э. цензором Аппием Клавдием и позже продолжена до Брундизия. Она называлась Царской Д. (regina viarum) и хорошо сохранилась до времен Юстиниана. Эта Д. была сделана из тесаных четырехугольных камней, плотно сдвинутых между собой, и имела ширину, позволявшую легко разъехаться двум возам. С Аппиевой Д. соединялась построенная императором Домицианом via Domitiana из Синуэссы в Путеолы. Фламиниева Д. (via Flaminia), одна из старейших дорог, была проведена в 220 г. до н. э. цензором Цезоном Фламинием от Рима через Этрурию в Аримин, а там разделялась на две Эмилиевых Д. (via Aemilia): первая вела от Аримина до Аквилеи и была проложена в 188 г. консулом Марком Эмилием Лепидом, а вторая, ведшая через Пизу и Луну в Лигурию, была построена в 115 г. Марком Эмилием Скавром. Кампанская Д. (via Сатрапа) шла от Целимонтанских ворот (porta Coelimontana) в Кампанию и соединялась с Алъбанской (via Albana) и Тускуланской (Tusculana) дорогами. Между Фламиниевой и Аврелиевой (via Aurelia) дорогой, построенной в 241 г. консулом Луцием Аврелием Коттой, проходила Кассиева Д. (via Cassia) в среднюю часть Этрурии. К красивейшим и протяженнейшим Д. принадлежала Валериева Д. (via Valeria). Она начиналась от Рима, проходила через области сабинян, эквов, марсийцев до области пелигнян и представляла собой продолжение Тибуртинской Д. (via Tiburtinae), которая вела в Тибур в юго-восточном направлении. Латинская Д. (via Latina) была проведена от Капенских ворот по долине Лириса до Теана и соединялась с Аплиевой Д. Остийская Д. (via Ostiensis) пролегала по западному берегу Тибра до устьев его ниже Остии. Постумиева Д. (via Postumia) вела из Кремоны в Мантую; Соляная Д. (via Salaria) служила сабинянам для перевозки соли из Рима через ворота у Квиринальского холма (porta Collina) в Реате. Об Эгнациевой Д. (via Egnatia. См. Эгнации. Об улицах Рима, которые в первый раз были вымощены по приказанию цензоров Альбия и Флакка в 147 г. до н. э., и особенно о Священной Д. (Sacra via. См. Рим.
  •          Со времен Цезаря все главные города Италии были соединены сетью мощеных Д., а императоры строили их в провинциях и даже на островах, где исходными точками служили гавани. Все Д. отличались продуманным расположением, прочностью и удобством. Многие хорошо сохранились на значительном протяжении. Мильные камни (milliaria) впервые были расставлены у них Гаем Гракхом. Возле дорог также устраивали могилы и склепы (см. Погребение).