Dominus

    Dóminus
  •          (лат. господин, от domus, дом). По первоначальным представлениям римлян, каждый человек мог быть господином лишь относительно вещей (ср. Dominium), и так как на рабов смотрели как на вещи, то D. противопоставлялся рабу (servis). В древнейшие времена и дети находились в действительном владении (dominium) отца. Поэтому обычай, по которому дети называли отца D., о чем упоминают Светоний и Мартиалий, без сомнения, относится к глубокой древности. Когда во времена Империи утонченные греческие нравы повсеместно стали проникать во все общественные отношения, названия dominus и domina начали употребляться в качестве выражения вежливости, вначале при дружеском обращении братьев к братьям, мужа к жене и наоборот, подобно тому как и у греков супруга называлась δέσποινα — «госпожа». Однако и при менее близких отношениях мужчины называли взрослых девиц domina, а отдаленные знакомые приветствовали друг друга словами dominus или domine frater. Во времена Империи льстецы особенно старались почтить императоров этим именем как единственных достойных господ и властителей. Август и Тиберий строжайше воспретили употребление этого титула (первый из них даже издал особый указ по этому поводу), считая это личным для себя оскорблением, так как они желают властвовать не над рабами, но в качестве первого над равными (principes) — над свободными римлянами. Калигула позднее охотно допускал применение этого титула, Домициан официально требовал его, а большая часть его преемников принимали этот титул как должное, и лишь Аврелиан и Юлиан запретили его. Даже Траян. которого Плиний восхваляет за то строгое различие, которое он делал между dominatio и principatus, во всех письмах им же приветствуется словом domine. На монетах обозначение императора титулом dominus встречается лишь со времен Каракаллы. Фактически этот титул стал общепризнанным со времен Диоклетиана (см. Deus).