Докимасия

    Докимаси́я
  •          (греч. δοκιμασία, испытание), разбор и проверка чьих-либо прав на занятие известного положения в государстве или в народной общине. Подобная проверка применялась, напр., при занесении в список граждан (лексиархикон), причем разбирали, имеет ли подлежащее Д. лицо законные притязания на право гражданства, т. е. происходит ли оно от родителей-граждан и т. п. Особенно была важна в Афинах Д. должностных лиц. Она производилась после избрания, до вступления в должность, перед государственным советом или перед судом. Относительно архонтов (поступали ли таким же образом относительно других должностных лиц — неизвестно) применялось иногда двойное делопроизводство. Вначале проверку проводил государственный совет. Кандидату на должность предлагались установленные вопросы. Если он отвечал на них неудовлетворительно или если находился обвинитель, высказывавший сомнение относительно его права на занятие должности, то дело передавалось в суд, который окончательно решал вопрос о допущении кандидата. Отвержение его кандидатуры называлось «аподокимасия». Предлагаемые вопросы отнюдь не касались личных качеств кандидата на занятие должности. В демократическом городе, каким были Афины, эта способность предполагалась в каждом гражданине. Действительно, каждый афинянин легко приобретал необходимый опыт и знания, благодаря публичности государственной жизни, а также ввиду сравнительно малого значения и ограниченного влияния отдельных отраслей разделенной между многими правительственной власти. Только при назначении на места, требующие особенных знаний и навыков, каковыми, напр., были военные должности, предлагавшиеся вопросы, вероятно, касались и личных способностей кандидата к исправлению надлежащей должности. Обычно же целью испытания было выяснение того, обладает ли избранный кандидат необходимыми для занятия места гражданскими качествами, т. е. происходит ли он от родителей-граждан (относительно архонтов в прежнее время требовалось даже чисто гражданское происхождение, считая не только родителей, но и дедов), придерживается ли он известных государственных культов (почитания Зевса и Аполлона), участвовал ли он в походах, пользуется ли он всеми гражданскими правами состояния (не предавался ли он атимии), достиг ли он законного возраста (определенного для членов совета в 30 лет) и т. д. В древнейшее время предлагался также вопрос об имуществе, который был упразднен со времен Аристида, распространившего право на поступление в архонты на все классы граждан. К Д. должностных лиц относятся три речи Лисия, произнесенные в государственном совете против Эвандра, избранного в архонты, и против Филона и Мантифея, избранных в члены совета. Следует также упомянуть об испытании ораторов. Хотя ораторы не считались должностными лицами, потому что любой гражданин, считавший себя к тому способным, мог выступить в народном собрании, однако для этого все-таки требовалось, чтобы желающий говорить пользовался всеми правами гражданского состояния (эпитимос). Против того, кто вследствие судебного приговора предавался атимии, но, невзирая на это, позволял себе публично выступить с речью в народном собрании, могла приводиться в действие т. н. эндексия (см. Атимия). Если же кто-то совершал проступок, влекущий за собой атимию, но к этому наказанию еще не был приговорен постановлением суда, то против него могло быть направлено заявление о необходимости подвергнуть расследованию поведение оратора. Это делалось в том случае, если, напр., утверждали, что он провинился дурным обращением с родителями, трусостью или другими военными проступками, что он промотал отцовское наследство и т. п. Оратора извещали о принятии против него этих мер в народном собрании. До решения дела он, вероятно, должен был воздерживаться от произнесения речей в народном собрании. Внесение в суд процесса принадлежало фесмофетам. В случае виновности подсудимого следствием этого разбирательства было то, что атимия, которой он подлежал за возводимые на него обвинения, произносилась над ним в форме торжественного судебного приговора.