Диоскуры

    Диоску́ры
  •          (греч. Διόσκουροι, Зевсовы отроки), в греч. мифологии близнецы Кастор и Полидевк (лат. Поллукс), сыновья Леды, братья Елены и Клитемнестры, родившиеся в Амиклах. Они считаются или сыновьями Тиндарея и называются поэтому Тиндаридами, или же детьми Зевса, который, по позднейшему сказанию, произвел их, приняв вид лебедя. По Гомеру, они еще до Троянской войны сошли с лика земли: «Но и в недрах земных высоко почтенные Зевсом, то один день, чередой, наслаждаются жизненным светом, то умирают опять, а по чести богам они равны». Это были два юных героя, один из которых, Кастор, славился как укротитель коней (Ипподам), а второй, Полидевк,— как кулачный боец. Они предприняли поход в Аттику, чтобы освободить свою сестру Елену, похищенную Тесеем, участвовали в походе аргонавтов и в калидонской охоте. Д. боролись с сыновьями Афарея, Идасом и Линкеем, у которых они похитили их невест, Левкиппид Фебу и Гилаейру, дочерей общего их дяди Левкиппа, и женились на них (см. Идас). В этой борьбе пал Кастор, бывший смертным сыном Тиндарея. Тогда Полидевк, бессмертный сын Зевса, из любви к брату упросил своего отца, чтобы и ему было позволено умереть вместе с братом. Зевс, однако, предоставил выбор: или обитать с ним вместе на Олимпе, или один день пребывать вместе с братом на Олимпе, а другой — в преисподней. Полидевк избрал последнее. Таким образом позднейшее сказание объясняло упомянутую Гомером поочередную смену смертно-бессмертной жизни. Первоначально оба Д. были, вероятно, древнепеласгическими божествами света, перенятыми вторгшимися в Пелопоннес дорийцами и почитавшимися ими как герои-полубоги. В Спарте они были защитниками государства и покровителями гимнастики. Впоследствии их смешивали с самофракийскими Кабирами, представляли путеводителями моряков и покровителями гостеприимства. Знаком их близости моряки считали появляющиеся иногда на оконечностях мачт огоньки — огонь Св. Ильи. Праздник в честь Д. назывался Диоскуриями или Анакеями от Ἄνάκες, т. е. ἄνακτες — «властители», «верховные правители», как называли их в некоторых местах, в том числе и в Афинах.