Дионисии

    Диони́сии
  •          (греч. τά Διονύσια), праздники в честь Диониса. Круг таких празднеств, учрежденных в Аттике, состоял из 4 главных праздников, которые начинались поздней осенью или в декабре и продолжались до весны.
  •        1. Малые или сельские Д. отмечали в месяце Посейдеоне (декабрь — январь). Они праздновались в деревнях в честь первого разлива и дегустации свежего вина, а не по случаю сбора самого винограда, который продолжался лишь до начала ноября. Аристофан в комедии «Ахарняне» дает живое изображение этого праздника, существенную часть которого составляла торжественная процессия членов семейств для принесения жертвы. С праздником были связаны всевозможные деревенские увеселения, забавные танцы и насмешливые шутки, которые послужили началом драматической поэзии. Труппы странствующих актеров разыгрывали свои пьесы, обычно такие, которые уже раньше представлялись в городе. Особенно забавным увеселением на этом празднике, продолжавшемся несколько дней, были т. н. асколии, во время которых мальчики для потехи зрителей скакали на одной ноге по наполненным мехам, вымазанным маслом. В то же самое время в Элевсине и в Афинах праздновались пожинки (Алоя) — праздник, совершавшийся одновременно в честь Диониса, Деметры и Персефоны. Следующий за этим праздник
  •        2. Леней, праздновали в месяце гамелионе (январь — февраль). Они совершались в самих Афинах и были как бы продолжением сельских Д. Первоначально это действительно был сельский праздник Ленейского округа, который устраивался для жителей Афин и окрестностей. В состав праздничной программы входили большой пир. для которого город поставлял мясо, и торжественное шествие по городу с обычными на праздниках Диониса шутками и насмешками. Тогда же разыгрывались трагедии и комедии.
  •        3. В течение следующего месяца Антестериона происходили Антестерии. В первый день праздновали почин выбродившегося вина (Пифойги, «откупорка бочек»), во второй день отмечали «Праздник кружек». На большом общественном пиру соревнующиеся одновременно пили молодое вино; кто первый осушал свою кружку — тот получал приз. Важнейшим действием этого дня были таинственная жертва, которую супруга архонта-басилевса приносила Д. в его ленейском храме, и бракосочетание ее с богом. Третий день назывался Хитры — «Горшечный праздник». В этот день горшки с вареными стручковыми плодами выставляли в виде жертвы для подземного Гермеса и для душ умерших.
  •        4. Большие или городские Д., или просто Д., праздновались в месяце Гелафеболионе несколько дней подряд. Своим великолепием они привлекали в город множество местных жителей и иностранцев. Древнее деревянное изображение бога, перенесенное некогда из Элевтер в Афины, блестящей процессией переносилось из Ленея в небольшой храм, находившийся по дороге в Академию, в котором оно, вероятно, первоначально находилось. При этом ликующие хоры в честь Диониса-освободителя (Элевтерия) пели дифирамбы, составленные для этого праздника знаменитыми поэтами. Только что сочиненные комедии и трагедии два дня подряд с большой пышностью представляли перед огромным числом зрителей из местных жителей и иностранцев, поэтому в этих собраниях и объявляли об общественных наградах вроде награждения Демосфена венком.