Deus

    Déus
  •          (лат. бог), титул римских императоров. Хотя поэты уже Августа величали D., никто тогда не думал всерьез обоготворять его при жизни: это было не что иное, как выражение, которым образованное общество желало польстить ему и которое, по понятиям того времени, не считалось неприличным. Когда же Калигула приказал приветствовать себя названиями «Герой» и «Бог» (heros и D.), и сам в своих указах называл себя deus ас Iuppiter (богоравный Юпитеру), то это было проявлением его сумасшествия, и самим римлянам казалось смешным, когда он своим одеянием и другими внешними атрибутами представлял то того, то другого бога и даже различных богинь. Еще при жизни Нерона было принято воздавать божеские почести императору лишь после его смерти. Так продолжалось до тех пор, пока назначенный консул Аниций Цереалий из низкой лести не предложил Нерону обоготворение при жизни. Первым из императоров, который в официальных грамотах и указах стал называться титулом dominus et deus (господин и бог) и величался так во всех бумагах, был Домициан. Лучшие императоры запрещали склонному к лести народу обращаться к ним с подобным титулом, а позднейшие охотно допускали употребление этого обращения, если не отказывались от него по той же причине, что и Каракалла, а именно, чтобы избавиться даже и от этого побуждения к нравственным поступкам.