Десятина

    Десяти́на
  •          (греч. δεκάτη).
  •        1. Установленная в 411 г. до н. э. Алкивиадом и другими афинскими полководцами корабельная пошлина для всех неафинских судов, которые шли из Понта близ Византия, и, вероятно, для тех, которые входили в него. Таможня (декатейтерий) находилась в халкедонской области в Хрисополе. Поражение при Эгоспотамах вынудило афинян прекратить взимание этой пошлины. Ок. 392 г. она вновь была возобновлена Фрасибулом и отдана на откуп. По Анталкидову миру Д., вероятно, была упразднена в 387 г. О том, что она служила для афинян весьма богатым источником доходов, можно заключить из весьма оживленной торговли, которая велась по этому маршруту. Когда упоминается о местах для взимания Д. (декатейтерий), всегда имеются в виду корабельные пошлины. Впрочем, названия Д., откупщики десятины (декатоны), взиматели Д. (декателоги) встречаются и в другом значении. Во-первых, Д. продуктов сельского хозяйства как подать от несвободного владения. Такой Д. требовал тиран от всех своих подданных, такой же Д. пользовалось Афинское государство от всех принадлежавших ему земельных владений. В особенности такого рода подать взималась в пользу храмов, которые вследствие добровольных приношений или насильственного завоевания владели недвижимым имуществом, но за Д. предоставляли право пользоваться им частным лицам или общинам. Так, греки дали обет: в случае успешного окончания войны с персами обложить Д. в пользу дельфийского бога все государства, помогавшие неприятелям. Во-вторых, Д. является как «доля богов» от того, что достается человеку. Д. этого рода приносили богам под видом какого-нибудь посвящаемого им дара. Статуя Афины Защитницы в афинском акрополе была даром, сооруженным из Д. от добычи, полученной при Марафоне. При всякой конфискации имущества и при взыскании денежной пени в Афинах десятая доля принадлежала казне богини Афины, а пятидесятая доля — остальным богам. В казну Афины поступала также десятая часть дани, платившейся союзниками.
  •        2. Семейный праздник в Афинах, совершавшийся обычно на десятый день по рождении ребенка. Новорожденный получал подарки от родных, и обычно в этот же день ему давали имя. Совершение этого домашнего торжества считалось также доказательством того, что дитя признается отцом.