День

    День
  •          (греч. ἡμερα, лат. dies). Понятие Д. означает и день естественный (naturalis), и день гражданский (civilis). Под первым подразумевается время от восхода до заката солнца, а время от заката до восхода солнца называется ночью (греч. νυξ, лат. nох). На языке мифов и Гомера Ночь — усмирительница богов и людей; сам Зевс страшится вызвать ее негодование. Гражданский Д., сутки, у древних определялся весьма различным образом. Вавилоняне считали сутки от утра до утра, умбры — от полудня до полудня, греки — от заката до заката, а римляне — от полуночи до полуночи. У Гомера и до эпохи эллинизма не встречается разделения дня на часы. Время определяется по состоянию утренней зари и по положению солнца, причем иногда различают время дополуденное и послеполуденное, утро, полдень и вечер. Для более подробного обозначения времени прибегали ко множеству выражений, заимствованных большей частью из обыденной жизни, напр., «время, когда площадь полна народа» (от 10 до 12 часов дня). Со времени изобретения солнечных часов и тенеуказателя (гномона) стали разделять день на 12 часов, которые, в зависимости от времени года, были то длиннее, то короче. Ночь, подобно дню, у Гомера разделяется на три части: на сумерки или наступающую ночь, середину ночи и рассвет. Впоследствии под влиянием военного обычая ночь делили на три стражи по 4 часа в каждой. Гражданский Д. (сутки) у римлян имел следующие части: время непосредственно после полуночи (nох media и de media nocte), время, когда запоют петухи и начинает светать (gallicinium), время, когда перестают петь петухи (canticinium), рассвет (diluculum), раннее утро (mane), время к полудню (ad meridiem), сам полдень (mendies) и время непосредственно за полуднем (de meridie), последняя часть дня вместе с закатом солнца (suprema), время от заката солнца до восхода вечерней звезды (vespera), сумерки (crepusculum), время зажигания огня (prima luсе или luminibus accensis), время, когда ложатся спать (concubium), глубокая ночь (intempesta nох), не имевшая подразделений, затем время к полуночи (ad mediam noctem) и полночь (media nох). Разделение суток на часы появляется у римлян лишь со временем введения в общее употребление солнечных часов (horologium solarium или solarium descriptum), которые привез в Рим Папирий Курсор в 291 г. до н. э., до войны с Пирром, и водяных часов (solarium ex aqua), введенных в Риме цензором Луцием Филиппом (164 г. до н. э.) и Сципионом Назикой (с 159 г. приспособленных и для измерения ночного времени, см. Клепсидра). С этих пор начинали считать ночь во время равноденствия с 6 часов вечера до 6 часов утра, а день — от 6 часов утра до 6 часов вечера. Ночь разделялась на 4 стражи (vigiliae) по 3 часа к каждой, а помимо этого считали ночь и по часам. В зависимости от продолжительности дней в различные времена года эти часы бывали то длиннее, то короче, и только шестой час дня всегда был в полдень, а шестой час ночи — в полночь, так что этот час может служить исходной точкой для приблизительного определения времени. По своему назначению Д. относительно судопроизводства делились на присутственные (dies fasti) и неприсутственные (nefasti), а также на такие, когда претор мог вести дело законным порядком (lege agere) и произносить известную юридическую формулу: «Do, dico, addico» («Предоставляю (права), произношу (приговоры), присуждаю»), в которой официально оглашал свои права и функции, или же не мог делать этого. Присутственные дни, в свою очередь, делились на комициальные (dies fasti comitiales) и некомициальные (dies fasti non comitiales). Первые дни, в которые не только претор мог вести дела, но и подлежащие магистраты могли созывать народное собрание (cum populo agere), т. е. комиции, назывались поэтому просто комициальными Д. (dies comitiales), а те, в которые вести дела позволялось только претору, но нельзя было созывать народные собрания, в узком смысле назывались dies fasti. Таких dies fasti в году было 38, и в римском календаре они обозначались буквой F. Кроме того, были еще дни смешанные (fissi и intercisi), когда только в определенные часы Д. можно было произносить вышеприведенные три слова. Неприсутственными считались такие дни, когда по религиозным причинам нельзя было производить ни судов, ни комиции. От разделения дней на fasti и nefasti следует отличать не имевшее прямого отношения к судам и комициям деление их на dies festi и profesti — Д. праздничные и рабочие. Однако это последнее деление, зависевшее от богослужения, в большинстве случаев совпадало с первым делением, которое, хотя и основано было на религиозных началах, но имело преимущественно политическое значение. Наконец, следует упомянуть еще о старинном разделении Д. на чистые (dies puri) и религиозные (religiosi или atri). Последние в народе считались неблагоприятными для какого-либо дела, напр., для вступления в брак, для начала путешествия и т. д.