Демон

    Де́мон
  •          (греч. δαίμων, божество, дух), в ранней греч. мифологии — категория высших существ, наряду с титанами, богами (теями) и героями. У Гомера бог называется θεός или Д., с тем только различием, что θεός означает бога самого по себе, в блаженном спокойствии и отдалении от мира человеческого, а Д. — бога в его отношении к людям, насколько он влияет благотворно или пагубно на их судьбу, оказывая благодеяние и помощь или наводя страх. Представление о Д. относятся к весьма древней традиции, к примеру, уже сын Зевса и Плеяды по имени Лакедемон (Лакедаймон), давший название стране в Пелопоннесе, считался добрым Д.-хранителем Лаконики. Позднее возник особенный класс божественных существ, которых стали называть Д. Так, напр., Гесиод говорит, что люди золотого века по окончании своей земной жизни сделались Д., добрыми сверхъестественными существами, хранителями людей, и что они, носясь невидимо повсюду на земле, наблюдают за правдой и неправдой и даруют богатство. Учение о Д. получило полное развитие лишь в трудах философов. С того времени, как и героям стали воздавать божеские почести, Д. отвели место посередине между богами и героями. По мере того как боги все более и более удалялись от смешения с миром, Д. заполняли образовавшуюся между богами и людьми пропасть, действуя в качестве посредников, близких людям. Они способны чувствовать и страдать подобно людям, а также активно влиять на их судьбы. По учению Платона, Д., подобно христианским ангелам, приносят на землю повеления и дары богов и возносят к богам просьбы и молитвы людей. Из числа философов учение о Д. особенно активно развивали неоплатоники I в. Эти представления перешли и в народные верования, где нашли почву для дальнейшего развития в культе героев и в чествовании умерших. Д., невидимо окружающие людей и приносящие счастье и несчастье, разделялись по своим свойствам на добрых и злых, на духов-хранителей и духов-мучителей (аласторов), под влиянием которых, как полагали, находятся как отдельные лица, так и целые роды, города и страны. На основании учения Сократа и Платона возникло поверье, что у каждого человека есть свой Д., охраняющий его с минуты рождения и руководящий им в нравственном отношении, а так как Д. разделяли на добрых и злых, то со временем каждому человеку стали приписывать двух Д. — доброго и злого. У римлян подобными существами были местные боги (dii indigetes), напр. Ромул, Эней и Латин, а также гении (genii). Иудеи и христиане впоследствии объявили всех языческих богов злыми Д. — дьяволами.