Греческая антология

    Гре́ческая антоло́гия
  •          (лат. Anthologia graeса, «Собрание цветов греческой поэзии»). Именем «Антология» греки обозначали сборники небольших, особенно эпиграмматических стихотворений. Древнейший сборник такого рода был составлен поэтом Мелеагром из Гадары (Сирия) ок. 60 г. до н. э. и назван «Στέφανος» («Венок»). Он включал в себя, кроме собственных стихотворений Мелеагра, произведения 46 его современников и древнейших поэтов, напр., Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Симонида и др. Филипп из Фессалоник, живший, вероятно, при Траяне, присоединил к этому сборнику избранные эпиграммы 13 поэтов, прославившихся после Мелеагра. Подобные антологии впоследствии были составлены Диогенианом Геракл ейским, Стратоном Сардийским (при Адриане) и Агафием Миринским (при Юстиниане). Эти сборники не дошли до нас. Но из них в X в. при Константине Порфирородном Константин Кефала составил новую обширную антологию, причем расположил отрывки в 15 книгах своего сборника не в алфавитном порядке, как это делали Мелеагр и Филипп, а по содержанию. Кроме эпиграмм древнейшего времени, сюда вошли и некоторые новейшие дополнения. Из этой антологии в IV в. монах Максим Плануда сделал извлечение в 7 книгах, которое и было в эпоху Возрождения впервые напечатано во Флоренции в 1494 г. под редакцией ученого грека Иоанна Ласкариса под заглавием «Собрание лучших стихотворений» («Ἀνθολογία διαφόρων ἐπιγραμμάτων»). Позднее появился прекрасный латинский перевод этой антологии, сделанный Гуго Гроцием. В 1606 г. Салмансий обнаружил в Гейдельбергской библиотеке рукопись антологии Константина Кефалы. Наконец, в 1772—1776 гг. вышел сборник R. F. Ph. Bruncka, заключающий в себе антологию Кефалы (за исключением некоторых бессодержательных эпиграмм из христианских времен), а также все известные по другим источникам эпиграммы и отрывки лирических произведений различных древних поэтов, напр. Архилоха, Солона, Симонида и пр., распределенные по авторам. Новое издание этого сборника сделал Fr. Jacobs в 13 томах (1794—1814). Позднее (1813—1817) он же по одной копии издал в 3 томах текст гейделъбергской рукописи с сохранением порядка, в котором в ней были расположены эпиграммы, и сделал прекрасное извлечение из антологии под заглавием «Delectus epigrammatum Graecorum» («Лучшие греческие эпиграммы») (1826). Вновь издал Г. а. по палатинскому (гейделъбергскому) списку, с прибавлением эпиграмм, заимствованных из других источников, Dubner (Paris, 1864—1872). Эпиграммы, содержащиеся в Г. Α., относятся к различным векам и весьма различны по своему достоинству, но большая часть их принадлежит к числу лучших памятников греческой поэзии. В них мы видим неисчерпаемую разносторонность и поэтический склад греческого духа, который умел остроумно и в высшей степени изящно изображать самые разнообразные отношения и направления внутренней и внешней жизни человека. Из авторов, помещенных в антологии эпиграмм, особенно замечательны: Симонид Кеосский, собственно основатель эпиграмматического искусства (559—462 гг. до н. э.), Анакреонт, Каллимах Киренский, Феокрит Сиракузский, Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский (ок. 125 олимпиады, 280 г. до н. э.), Мнасалк Сикионский (ок. 133 ол., 248 г. до н. э.), Риан из Бены (ок. 139 ол., 224 г. до н. э.), Диоскорид (ок. 145 ол., 200 г. до н. э.), Антипатр Сидонский, Мелеагр Гадарский, Антипатр Фессалоникский, Кринагор Митиленский, Леонид Александрийский, Луцилий, Филипп Фессалоникский, Леонтий, Руфин, Павел Силеантиарий, Агафий Миринский.