Гостеприимство

    Гостеприи́мство
  •          (лат. hospitium). В античные времена Г. выступало формой защиты иностранцев, их личности и имущества. Греческий национальный характер был склонен к гостеприимству и хорошему обращению с чужестранцами. Даже убийцы, если они просили защиты в чужих родах, брались под защиту и пользовались правом Г., будь они знатные или нищие. Этот обычай сохранился до позднейшего времени. Греки, как и римляне, считали, что гость находится под покровительством богов (отсюда один из эпитетов Зевса — Ксениос, «Иностранный»). Цезарь и Тацит хвалят необыкновенное гостеприимство германцев, у которых считалось преступлением отказать в убежище. В то же время в Риме чужестранец вообще был вне защиты (см. Иностранцы), но существовали договоры (foedera) и отношения Г. (hospitia), при заключении которых обменивались гостевыми значками (tesserae hospitales), предъявляя их затем при входе в дом хозяина. Такие значки сохраняли свою силу как отличительные знаки для позднейших потомков. Это соглашение обязывало не только ко взаимному дружескому приему, но также к защите и помощи во всех политических и частных делах, напр. к защите перед судом и т. д. Эти обязательства переходили также и к потомкам и постоянно свято оберегались, пока не был уничтожен союз. Поэтому довольно часто встречается название paternus amicus et hospes (наследственный друг и гость). Дружественные союзы заключали не только отдельные фамилии различных городов. Подобное Г. могло оказываться Римом от имени государства (hospitium publicum) отдельным лицам за особые заслуги. Так, Тимасифей Липарский, который в 391 г. до н. э. спас от морских разбойников римское посольство в Дельфы, был удостоен такой привилегии. Эта заслуга была принята во внимание и по отношению к его потомкам при покорении острова Липары в 252 г. до н. э. Этрусский город Цере за то, что дал приют римским святыням при разграблении Рима галлами в 389 г. до н. э., получил hospitium, с которым было соединено право гражданства без избирательного права (sine suffragii jure) (см. Цере). Чужеземных царей Рим чествовал титулом amicus et socius (друг и союзник), а также оказывал им государственное Г. (hospitium publicum). Когда они являлись в Рим, то их принимали от имени государства и угощали за государственный счет. В свою очередь, чужеземные города заключали со знатными римлянами договоры о Г., с чем обычно соединялось избрание римлянина в патроны. Этот факт подтверждают многие найденные надписи (см. Патрон).