Горгий

    Горги́й
  •          (греч. Γοργίας).
  •        1. Г. из Леонтины (Сицилия), софист, по мнению некоторых исследователей ученик Эмпедокла (ок. 480—380 гг. до н. э.). Уже в преклонных летах в 427 г. до н. э. вместе с Тисием приехал в Афины в качестве посла от своей родины, чтобы попросить помощи в войне против Сиракуз. Здесь он обратил на себя внимание новизной своего стиля речи. Немного спустя он навсегда уехал в Грецию, странствовал по греческим городам и приобрел много славы и денег преподаванием ораторского искусства и своими выспренными речами в частных собраниях. Последние годы жизни Г. провел в фессалийском городе Лариссе, где он и умер после Сократа, прожив более ста лет. В своем сочинении «О природе и о не-сущем» он берет исходной точкой учение элеатов, согласно которому истина есть совершенно равное единство без противоречий. Противопоставляя философским доводам убедительность представлений, формирующихся из опыта, хитро пользуясь различным значением слов, он приходит к следующим скептическим результатам:
  •          1) ничего не существует;
  •          2) если что и существует, то оно не может быть познаваемо;
  •          3) если что и существует и может быть познаваемо, то оно не может быть сообщаемо другим.
  •          От названия «учитель добродетели» он отказывался, не вникал в суть добродетели, описывая только, в чем состоит добродетель мужчины, женщины, и т. д. Учение о том, что истины не существует, он перенес на область красноречия. Красноречие ему представлялось диалектическим искусством, служащим произвольному утверждению или отрицанию, т. е. искусством убеждать человека независимо от понимания дела, следовательно — мнимым искусством. При этом он внес немалый вклад в формальное развитие красноречия. По примеру Корака и Тисия, которые уже учили красноречию и писали наставления в этом искусстве, он появился в Греции в качестве учителя красноречия. Но так как греки в то время главным образом привыкли слушать поэтические произведения, то его теория основывалась на связности и ритмическом построении речи. Главная сила Г. состояла в риторических фигурах, антитезах, исоколах. Его обучение молодежи сводилось к художественному развитию способности владеть разговорной и продолжительной речью. Метод Г. был весьма ненаучным и состоял в преподавании известных приемов, упражнений в таких оборотах, ложных заключениях и т. п., которые чаще всего применялись остальными учителями. Платон в своих диалогах выступает против Г. только в его качестве ритора. Сведения о его философии и взглядах содержатся в сочинениях Аристотеля («О Ксенофонте, Зеноне и Горгии»), Платона (диалоги «Гиппий» и «Горгий») и Секста Эмпирика.
  •        2. Следует отличать от него афинского ритора Г., у которого учился молодой Цицерон, но от которого он впоследствии отказался по совету отца. Г. является автором четырех книг «О виде диалогов и разговоров», которые сохранились отчасти в сокращенной передаче Рутилия Лупа (см. Луп).