Глашатай

    Глашатай
  •          (греч. κήρυξ, вестник) уже у Гомера имеет особое значение и в силу важности его обязанности считается неприкосновенным. Как посредник между различными государствами, он находился под защитой международного права. Спартанцы бросили в колодец вестника персидского царя, требовавшего у них покорности, после чего почувствовали угрызения совести, и двое из их сограждан добровольно просили отдать их персидскому царю в возмездие за совершенное злодеяние. Царь, однако, отослал их назад (см. Булис). Из-за убийства Г. возникла непримиримая вражда между Афинами и Мегарами. Г., всегда свободные люди, выполняли общественные и частные обязанности: они были послами вождей, в героическое время заботились о столе, разливали вино, прислуживали гостям, приводили певцов, запрягали колесницу и пр. Их общественные обязанности относились к собраниям, судопроизводству, религиозным процессиям в большие праздники и к жертвоприношениям. Они присутствовали при объявлении войны и при заключении мира. В Афинах, где только незначительные люди посвящали себя этой службе, Г. подвергались некоторому экзамену, состоявшему главным образом в испытании силы голоса, и содержались за счет государства. Их жезл из лавра или маслины, обвитый 2 змеями, назывался «керикеон». Как посланцы мира, они носили оливковую ветвь, перевитую шерстяными повязками. У римлян этот посох назывался кадуцеем (caduceus, от καρύκιον), носивший его — кадуцеатором (caduceator), преконом (рrаесо), легатом (legatus) или оратором (orator). Таким образом римляне отличали посланников мира от военных герольдов или фециалов.