Гладиаторы

    Гладиа́торы
  •          (лат. gladiatores, от gladius, меч). Первоначально у этрусков гладиаторские игры были погребальными играми, заменившими человеческие жертвы в память умершего. Однако у римлян это значение вскоре исчезло перед удовольствием, которое им, как людям, чрезмерно гордящимся своей свободой, доставляло зрелище агонии рабов, не имеющих, по их понятиям, ни нравственного, ни общественного достоинства (vile damnum, ничтожные, обреченные на смерть). Широкому распространению этих игр также способствовало стремление воспитать и сохранить воинственный дух граждан, в которых при помощи этих зрелищ подавлялось всякое человеческое чувство по отношению к врагам. Кроме того, гладиаторские игры представляли собой удобный способ расположить к себе толпу. Такими софизмами Цицерон, Плиний и Сенека защищали гладиаторские игры, в отличие от тех, кто называл их жестоким зрелищем, оскорбляющим всякое человеческое чувство. В виде похоронных игр бои Г. (munera gladiatoria) впервые были организованы в Риме в 264 г. до н. э. Марком и Децием Брутами в честь их покойного отца. Они проходили на Бычьем форуме (forum boarium), и в них участвовало три пары Г. Затем упоминается ряд гладиаторских игр, устраивавшихся на похоронах знаменитых мужей, но развитие этого состязания как такового относится к последним временам Республики. Цезарь также устроил гладиаторские игры на Форуме, после чего при основании новых городов в Италии главная площадь всегда приспосабливалась к гладиаторским играм. Под конец Республики стали строить специально предназначенные для боев Г. амфитеатры (см. Театр).
  •          

    Распорядитель, отводящий места двум гладиаторам. С рисунка из помпейского амфитеатра.

  •          Г., как правило, были военнопленными, которых передавали хозяину, ланисте (lanista, мясник). Ланиста готовил Г., обучая их отважному, ловкому и во всех отношениях интересному способу искусной борьбы. Вскоре ланисты стали содержать на свои средства большое число Г. (familiае gladiatorum, lanistarum, ludi gladiatorii), которых давали напрокат или продавали тем лицам, которые желали устроить для народа такое зрелище. Каждый влиятельный или богатый римлянин содержал Г., которые в смутные и беспокойные времена, предшествовавшие установлению императорской власти, представляли большую опасность для государства и причиняли немало бед отдельным лицам, как это явствует из распри Милона с Клодием. Во времена Империи создавались императорские школы Г. Так, Домициан основал подобные заведения в столице. В Помпеях при раскопках была найдена гладиаторская казарма, внутреннее устройство которой заставляет предполагать, что она была рассчитана на 122 Г. В школе Г. должны были соблюдать особую диету (sagina gladiatoria, «питание Г.»), за что они, благодаря своей пище, состоявшей из ячменной муки, назывались также гордеариями (hordearius, питающийся ячменем). У Г. не было особенного оружия, одинакового для всех. Достаточно было, если Г. упражнялся и отличался в каком-либо одном виде борьбы. Новичок (tiro), успешно окончивший первое публичное представление, получал дощечку из слоновой кости (tessera gladiatoria, гладиаторская табличка) с надписью Sp., Spect. или Spectat. (от spectatus, испытанный). Сохранилось большое количество таких дощечек.
  •          

    Бой секутора и ретиария. Человек позади ретиария — ланиста, учитель и содержатель гладиаторов. С римской мозаики.

  •          Если Г. своей храбростью и ловкостью, доказанной на нескольких играх, приобретал расположение зрителей, то по требованию публики, хозяин (lanista) или тот, кто устраивал игры (editor munerum) дарил ему rudis (см. Рудис), тем самым освобождая от дальнейшей гладиаторской службы, хотя сам бывший Г. еще не получал полной свободы. Такой Г. назывался рудиарием (rudiarius, отслуживший свое) и посвящал свое прежнее оружие храму Геркулеса. Иногда эти люди вновь нанимались для гладиаторских игр за большую наемную плату (см. Авторамент). Случалось, что люди свободного состояния, лишившиеся своего имущества, даже из числа знатных семейств, за подобное вознаграждение участвовали в играх в качестве Г. Эти авктораты (auctorati, нанятые по договору) перед своим выходом на арену должны были давать клятвенное обещание не щадить своей жизни в борьбе. Иногда, в виде исключения, на арене состязались даже женщины и, к особенному увеселению народа, карлики. Объявление об играх (munus gladiatorium) публиковало лицо, устраивавшее игру, — эдитор (editor). Вывешивалось объявление (edictum), иногда с изображениями борцов. Прочую информацию об играх содержала программа (libellus), которую заранее издавали и рассылали по провинциям. В позднейший период Империи это сообщение помещалось также в правительственных ведомостях. Программы указывали повод к празднеству (напр. в Помпеях № 1196 «Рrо salute domus Augustae», «В честь божественного Августа»), имя эдитора, число выходящих пар, доходившее в Помпеях до 30, и день проведения игр. Кроме того, указывалось, какого рода будут состязания.
  •          

    Бой бестиариев с дикими зверями. С римского изображения.

  •          В день торжества Г., выстроившись попарно, отправлялись в амфитеатр, где на арене ланиста назначал отдельные пары и представлял эдитору оружие для проверки. Затем гладиаторы некоторое время развлекали публику потешной борьбой тупым оружием (аnnа lusoria): бросали и ловили дротик. Когда же подобная игра начинала надоедать народу, то трубой (тубой) давался знак к началу серьезной борьбы. Команда к началу звучала так: «Ponite iam gladios hebetes, pugnetur iam acutis» («Вынимайте немедленно мечи, сражайтесь на совесть»). Затем ланисты отмеряли место, в пределах которого должен был происходить бой. Побежденный Г., в том случае, если рана не была смертельной, мог просить пощады у народа (misericordiam populi tentare, provocare ad populum, exorare popnium — «взывать к милосердию»), подымая указательный палец. Исполнение этой просьбы называлось «миссия» (missio, пощада). При этом зрители подымали правую руку, складывая ее в кулак и прижимая большой палец (роllicem рremere). Отказ в помиловании выражали протянутой рукой (verso роllice). Однако лица, осужденные на смерть (ad gladium, к мечу), если они должны были выходить на арену в качестве борцов, не могли быть помилованы. Плиний рассказывает, что люди, страдавшие тяжкими болезнями, иногда пили кровь убитых Г. Трупы вытаскивали крюками (unci) с арены через Либитинские (похоронные) ворота (porta Libitina) в сполиарий (spoliarium, место где добивали тяжело раненных и раздевали убитых Г.) и тут же погребали. Организатор игр, если он был частным лицом, во время игр пользовался правом налагать на себя знаки должностных лиц. Впоследствии, в правление императора Тиберия, после того как в Фиденах обрушился театр, плохо выстроенный Атилием, и погибло более 50 тыс. чел., право устраивать для народа гладиаторские игры предоставлялось только действительно богатым людям. В последнем веке Республики для некоторых магистратов проведение гладиаторских игр для народа стало почти обязательным. Народ их требовал в виде признательности и вознаграждения за голоса, отданные при выборах. Поэтому должностное лицо, не оправдавшее их ожиданий, легко могло лишиться расположения народа, тем более что законом, принятым по инициативе Цицерона (о соискании государственных должностей, de ambitu), воспрещалось давать такие игры с целью расположить к себе народ в течение двух лет до соискания должности. Эдилы зачастую были обязаны тотчас же после вступления в должность выразить свою благодарность и просьбу в будущем содействии при помощи эдильских игр Г. (munera aedilium). Этим объясняется тот факт, что каждый устроитель старался превзойти другого в размахе зрелища. Поэтому в гладиаторских играх выставлялось огромное количество бойцовских пар, а к основным поединкам прибавлялась для разнообразия борьба зверей между собой и зверей с людьми (см. Бестиарии). Такие игры сохранились до позднейших времен Империи, и их устраивали то в более широком, то в сокращенном виде, смотря по настроению императоров. Август также издал законы о гладиаторских играх (он ограничил число пар до 60) и потребовал, чтобы оповещение о таких играх зависело от разрешения сената. Кроме того, он поручил главный надзор надо всеми играми и торжествами преторам, обязывая вместе с тем их самих организовывать за свой счет игры Г. С этой целью им из казны в виде пособия выдавалась определенная сумма и, чтобы предупредить всякую конкуренцию, было установлено, чтобы один претор не расходовал на эти нужды больше другого. Тиберий принял дальнейшие ограничения, которые, однако, при последующих императорах вновь были отменены.
  •          

    Сражение секуторов. С помпейской фрески.

  •          При определении различных наименований гладиаторов следует отличать общие названия от более узких понятий. Г.-меридианы (Gladiatores meridiani) и бестиарии увеселяли народ перед началом борьбы настоящих Г.-ординариев (ordinarii). Бестиарии сражались утром или до полудня с дикими зверями (на что решались даже императоры, но, как правило, бойцами были только преступники, осужденные на смерть, или рабы, совершившие побег), меридианы — в полдень, после окончания так называемой венации (см. Венация). Они были одеты в короткую тунику и не имели никакого оборонительного оружия, вследствие чего приходилось принуждать их к борьбе силой и ударами. Бустуарии (G. bustuarii) сражались около могилы или погребального костра (ad bustum, rogum); кубикуларии (cubicularii) — во время пира в помещении (кубикуле), согласно обычаю, перенесенному в позднейшее время из Кампании в Рим. Ординарии назывались так для отличия от упомянутых меридианов, не снабженных никаким серьезным оборонительным оружием. Так называемые катерварии (от caterva, толпа) сражались друг с другом целыми группами. Со слов Светония можно сделать заключение о существовании названия Г.-мунерарий (G. munerarius), имевшего одинаковое значение с ординарием. Он же упоминает об организаторе игр (editor muneris), т. е. о самом Домициане. Усиленно приглашаемыми Г. (G. postulaticii) и фискалами (fiscales, содержавшимися за гос. счет) в поздний период Империи были императорские Г., отличавшиеся во всех отношениях. Об их представлении народ просил императора громкими заявлениями под конец торжества. Они назывались также цезарианцами и авликами (придворными). Упоминаемые Светонием пегмарии (pegmares, сражающиеся на подмостках) были старыми отставными Г., которых Калигула велел поставить на деревянные подмостки (pegma) и отдать на растерзание диким зверям. Ординарная гладиаторская борьба заключалась в том, что противники боролись друг с другом различным оружием. Пару составляли ретиарий (retiarius) и секутор (secutor, преследователь). Первый был снабжен сетью, которую он старался накинуть на голову противнику, и держал в левой руке трезубец (fuscina) для поражения секутора, запутанного им предварительно в сеть. Голова его была непокрытой, и одет он был в одну тунику. Его противник имел шлем, шит и меч. Если ретиарий промахивался, накидывая противнику сеть на голову, то ему приходилось бежать от своего преследователя-секутора. Но, как правило, он одерживал верх благодаря своей ловкости, успевая во время бегства приспособить сеть для нового броска. Впоследствии вместо ретиариев появились лаквеарии (laquearii), имевшие, кроме короткого меча, еще аркан, который они ловко подбирали, чтобы накинуть его на голову противника. Они изредка сражались и между собой. Ретиарий получал иногда в противники так называемого мирмиллона (mirmillo, по изображению рыбы, украшавшей его шлем). Такой Г. был вооружен на галльский манер шлемом, щитом (scutum) и мечом. Но чаще с таким мирмиллоном состязался фрак (Thrax), имевший фракийское вооружение: круглый щит (раrmа) и короткий изогнутый меч (sica). Гладиаторы, которых называли самнитами (Samnites) по их самнитскому оружию, были вооружены полностью. У них был щит с широким верхним краем, клинообразно суживающийся вниз, чтобы не препятствовать быстрому движению сражающегося, латы, наголенник на левой ноге и шлем, украшенный султаном. Хотя они принадлежали к числу так называемых ординариев, которые всегда боролись с иначе вооруженным противником, но об этих противниках нет точных сведений. В период Империи это название более не встречается, вероятно, они назывались тогда гопломахами (hoplomachi, тяжеловооруженные). Изображения таких состязаний сохранились на мозаичном паркете, найденном в местечке Nennig. Важен также обнаруженный в Помпеях большой барельеф, изображающий различные моменты гладиаторских состязаний. Кроме упомянутых равно вооруженных Г., встречаются еще эсседарии (essedarii), в подражание галльским воинам сражавшиеся на колеснице, запряженной двумя лошадьми (essedum), и андабаты (andabatae), сражавшиеся верхом на лошади. У андабатов был глухой шлем без глазных отверстий, закрывавший все лицо, и копье (spica) в руках. Такие Г. мчались друг на друга, ничего не видя. Отсюда появилась поговорка «Аndabatarum more pugnare» («Сражаться, ничего не видя»), обозначавшая двух противников, не выяснивших, о чем, собственно, они спорят. В более позднее время появились димахеры (dimachaeri), имевшие в каждой руке по короткому мечу. Кроме жезла (rudis), бывшего всегда главной наградой гладиатора, победителю как знак победы давалась гладиаторская пальма (palma gladiatoria), а во время Августа и позже — деньги. В правление императора Коммода существовала особая касса, из которой Г. до выхода на арену выдавались небольшие суммы, а самому Коммоду выплачивались большие деньги. Вскоре гладиаторские игры из Рима были перенесены в провинции, напр. Сципионом в Карфаген. В Италии Кампания считалась родиной гладиаторских школ. Неоднократно эти школы, вследствие громадного количества рабов, обучавшихся в них управляться с оружием, представляли немалую опасность для Рима. Спартак, бежавший вместе с Криксом и Эномаем из школы Лентула, нашел здесь убежище и в короткое время собрал около себя 10 тыс. чел. из различных гладиаторских школ Кампании, особенно Капуи. Восстание Спартака римляне подавили с величайшим трудом после больших потерь и нескольких поражений. Второй раз Рим был испуган восстанием пренестинских Г. в правление императора Нерона. В междоусобные войны между Огоном и Вителлием Г. принимали в войска. Они, благодаря своему умению обращаться с оружием, оказывали незаменимую услугу, когда дело доходило до рукопашного боя. Кроме того, их часто использовали в качестве наемных убийц. Гладиаторские игры сохранились до позднейших времен. Даже христианская вера не была в состоянии их полностью уничтожить, так как политические причины и ненадежность владения престолом принуждали императоров добиваться этим способом расположения народа, а толпа, как и прежде, требовала «хлеба и зрелищ» («раnеm et circenses»).