Герой

    Геро́й
  •          (греч. ἥρως). Греки называли Г. мифических богатырей древнейших времен, идеальные изображения человеческой силы и твердости духа. Для них они были посредниками между народом и его богами. Г., родившиеся от богов, были благодетелями греческого народа, основателями их городов и государств, учредителями законного порядка. По причине своего божественного происхождения и великих подвигов они после смерти удостоились богами отличающей их от обыкновенных смертных участи, а людьми — поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как настоящих людей, ни чисто символически, как отвлеченные понятия. Это — идеальные люди, освобожденные сказанием от случайностей и ограничений обыденной жизни и превращенные в художественно-прекрасные индивидуальности. Некоторые из них — просто плоды воображения, не имеющие никакого исторического основания, напр. т. н. ктисты или сикисты — основатели городов и артелей (напр. Визант, основатель Византии, или Дедал). Г. также являются реальные исторические личности, удаленные сказанием из пределов исторического мира, как, напр. большая часть легендарных троянских силачей. Некоторые из богов сделались героями, как напр. Трофоний, или, по крайней мере, независимо олицетворяют одну сторону какого-либо божества. У Гомера говорится исключительно про Г., у него так называется каждый сильный, честный, свободный муж. В особенности так именуются цари и члены знатных семейств, ведущие свой род от какого-либо бога (Диогены, ведущие род от Зевса, им противопоставляются простые люди). Они выделяются из основной массы людей большой физической силой. Но только некоторые из них, любимцы богов, такие как, Менелай и Радамант, не знают смерти и живыми переходят к блаженной жизни в Элисее. Но ни у Гомера, ни у следующих за ним эпиков нет следов поклонения им как богам. Гесиод первый называет полубогами поколение воинов, сражавшихся под Фивами и Троей, отличающееся справедливостью, силой и отвагой. После смерти они живут отдельно от прочих людей на Блаженных островах. У Пиндара Г., как сверхчеловеческие существа, стоят между людьми и богами и служат предметом религиозного поклонения. Исходной точкой их культа были преимущественно их могилы, но со временем им стали воздвигать храмы и алтари в отдалении от их места погребения. Иногда на могилах Г. ставили часовни (Герооны). В большинстве случаев, однако, поклонение известным Г. ограничивалось только определенными местностями. Тайная благотворная деятельность Г. в качестве духов местности (местных низших божеств), исходящая из глубины их могил, появление их около своих могил и в битвах или других местах, где они приносят спасительную помощь (напр. Тесей при Марафоне),— служили для их поклонников доказательствами постоянного их покровительства и участия. Культ Г. состоял в своеобразных жертвоприношениях, коренным образом отличавшихся от жертв, приносимых богам. Это были жертвы в честь умерших, состоявшие главным образом в возлиянии смеси из меда, вина, воды, масла и молока. Эти возлияния совершали около жертвенного очага у могилы Г. Приношение выплескивали в яму, вырытую на западе от могилы, причем лицом обращались на запад, страну тьмы и Аида. Если Г. приносили в жертву животных, то кровь выливали в яму, а мясо сжигали. В позднейший период даже исторических личностей возводили в ранг героев, как, напр., Гармодия, Аристогигона и Брасида. Каждого покойника также называли Г. вместо прежнего названия «макарит» (блаженный). Останки Г. иногда привозили домой с чужбины и предавали захоронению, чтобы обеспечить их благословение. С этим связывают возникновение христианского культа реликвий.