Гений

    Ге́ний
  •          (лат. Genius, от глаг. geno = gigno, рождать), у римлян первоначально божество — прародитель рода, затем бог жизненной и мужской силы, дух-покровитель мужчин (женщинам покровительствовали духи под названием Юноны). Считалось, что у каждого человека есть свой Г., как бы лучшая часть его личности и представитель высоких качеств его души. Он сопровождал человека в виде хранителя от колыбели до могилы и различным образом влиял на него в течение всей жизни. Поэтому каждый римлянин приносил своему Г. жертвы и благовонные курения, вино и цветы. Обычно это делалось в день рождения, в день свадьбы и в другие важные дни жизни. Чествуя Г., римляне предавались веселью и радости, поскольку Г. хотел, чтобы люди наслаждались дарованной им жизнью и продлевали ее, умеренно пользуясь ее дарами. Весельем люди угождали своему Г. (indulgere Genio), а усложняя свою жизнь, они обижали его (defraudare G.). После смерти человека Г. оставался на земле и охотно пребывал около могилы своего любимца. Г. считался в основном добрым духом человека. Однако, подобно тому как греки предполагали, что существует не только добрый дух (агадодемон), но и злой дух (какодемон), римляне веровали в злых Г. Свой Г. был не только у каждого отдельного человека, но и у каждого семейства и общины, города и государства (G. publicus, G. populi Romani). Существовали также Г. местностей и стран (G. locorum), бань, театров и т. д. Местных Г. обычно представляли в виде змей, которые пожирали приносимые им плоды. Г. человека изображался в виде юноши, одетого в тогу, с покрытой головой, с чашей и рогом изобилия. Г. отождествляли с греческим демоном.