XLI. О перебежчиках

XLI. О перебежчиках[454]

Перебежчиков необходимо не только принимать у себя, но и желательно хорошо с ними обращаться. Но следует всегда их остерегаться, даже если они строго следуют нашим религиозным обычаям и присоединились к нам посредством законных браков[455]. Наиболее выдающимся из них следует разрешить пребывание в городах, если мы этого пожелаем, а остальных следует держать под подозрением, особенно если неприятель, от которого они бежали к нам, подступает к городу. Самых незначительных из них следует выдворить из городов, особенно когда они ранены или имеют телесные повреждения, даже если они так пострадали от своих соплеменников.
Следует остерегаться не только таких перебежчиков, но и тех, которых враги будут посылать нам под предлогом дара в рабство. Так, однажды персы, прислав в дар триста человек якобы в качестве рабов, с их помощью захватили город[456].

[454] Как справедливо отмечено первыми издателями трактата (Köchly, Rüstow. Anonymus. S. 331), информация о перебежчиках также относится к числу сюжетов, широко распространенных в военно-научной литературе. Определенной новизной характеризуется рекомендация Анонима о неодинаковом подходе к различным категориям перебежчиков: такой совет не повторяется у более поздних авторов. Большое внимание проблеме перебежчиков уделяется в «Стратегиконе», поскольку, по мнению Маврикия, они способны принести врагам даже больший вред, чем пленные, захваченные с их стороны (Strategicon, VIII В. 6. Р. 278); именно поэтому в «Стратегиконе» дана рекомендация по пресечению бегства к врагам собственных солдат (Ibid., VIII А, 28. Р. 274). Бросается в глаза тот факт,
что отношение к вражеским перебежчикам, демонстрируемое Маврикием, в целом является гораздо более жестким, чем отношение Анонима (см., например: Ibid., VIII А, 36, 41, 42. Р. 276; IX, 3. Р. 314 и мн. др.). В «Тактике Льва» это отношение вновь смягчается — практически оно ничем не отличается от тона Анонима, хотя требование постоянного наблюдения и тщательного контроля в отношении перебежчиков остается неизменным (Táctica, XV, 36. Col. 896 C-D; XVI, 21. Col. 913 A; XVII, 43. Col. 924 A; XVII, 116. Col. 944 C-D). Об использовании перебежчиков упоминают и авторы трактатов конца X века, но они пишут об этом гораздо менее подробно, чем Маврикий или Лев.
[455] Отмеченный пассаж является одним из немногих свидетельств конфессиональной принадлежности нашего автора. Комментируя данный отрывок, Дж. Дэннис предполагает, что перебежчики, которых здесь Аноним имеет в виду, должны были при вступлении в брак принять христианство, если до этого они исповедовали другую веру; если же они принадлежали к каким-либо христианским еретическим течениям, они должны были стать ортодоксальными христианами (Dennis. Anonymus. Р. 121).
[456] Установить источник данного сообщения Анонима не представляется возможным. Сходный мотив звучит в позднейшей рекомендации Маврикия: «Не следует принимать без разбора бежавшую от неприятеля прислугу: ведь они часто посылаются врагами обманным путем в качестве ищущих покровительства и строят козни тем, которые их принимают» (Strategicon, VIII А, 41. Р. 276).