XL. О засадах

XL. О засадах[449]

Засады используют и нынешние ромеи, и арабы[450], и многие другие народы, однако, как мне кажется, с недостаточной пользой. Укрыв в засадах определенные подразделения войска, они демонстрируют остальную армию открыто, вызывая противника на себя. Но кто из тех, кто обладает хоть каким-то разумом, видя их, устремившихся явно в меньшем количестве против более крупных сил, не заподозрит, что у них имеется засада? Поэтому он будет наступать на них с осторожностью и не предпримет погоню на дальнее расстояние.
С учетом этого обстоятельства те подразделения, которые демонстрируют себя открыто, должны создать впечатление, что они не были сюда направлены специально, но очутились здесь непреднамеренно и по воле случая, а те, которые будут укрыты в засаде для перехвата врагов, должны быть размещены заранее не слишком близко, но и не чрезмерно далеко. Подразделения, которые сидят в засаде слишком близко, будут вынуждены встретиться со сплоченными преследователями, когда те еще не рассеялись кто куда; подразделения, которые размещены слишком далеко, не смогут помочь своим, поскольку те уже потерпят поражение до прихода к ним помощи по причине дальности расстояния[451].
Для того, чтобы бегство казалось более правдоподобным, преследуемым рекомендуется бросать что-либо из своего имущества, например, оловянные ножны, которые кажутся посеребренными, или двойные переметные сумы, закрытые со всех сторон. Это нужно делать не только для того, чтобы увлечь за собой преследователей демонстрацией собственной трусости, но и для задержки преследования. Иногда такой образ действия оказывался причиной нашей победы, когда одни из преследователей, сойдя с лошадей, тянули добычу в одну сторону, а другие - в противоположную. И часто в этом случае они поднимали меч друг против друга, так что бегущие, видя взаимный раздор среди преследователей, получали возможность повернуть назад против них[452].
Одновременно следует рассказать, как нам следует готовить засады против врагов. Если враги замышляют применить против нас засаду и если об этом нам стало известно заранее от разведчиков или перебежчиков, то мы должны во что бы то ни стало выслать заранее по другой дороге какое-либо подразделение войска, чтобы поставить его в засаду против вражеской засады. Но если мы не будем знать о существовании вражеской засады вплоть до тех пор, пока она себя не проявит, необходимо либо вообще не преследовать тех врагов, которые действуют в открытую, либо осуществлять преследование при сохранении боевого порядка, но не рассеиваться в погоне за бегущими[453]. Надежнее всего, если вслед за преследующими мы направим другие подразделения с целью поддержки идущих впереди.

[449] Принципы засадной тактики, излагаемые Анонимом в данной главе, не отличаются особой новизной и оригинальностью: все они построены на учете общеизвестного фактора, согласно которому, говоря словами Вегеция, «по отношению к отступающим проявляется больше смелости, но и меньше предусмотрительности» (Вегеций, III, 22. С. 276). Гораздо более детальную проработку этих проблем можно встретить в последующих военно-научных сочинениях. В «Стратегиконе Маврикия» засадам посвящена специальная книга, снабженная поучительными историческими примерами (см.: Strategicon, IV, 1-5. Р. 192-206). Информацией о засадах буквально насыщен трактат «О боевом сопровождении»; особый интерес в нем вызывает глава XVII, где речь идет даже не о единичных засадах, а о целом каскаде засад со все более возрастающей численностью размещенных в них стратиотов, действия которых четко скоординированы во времени и в пространстве (см.: Кучма. Два трактата. С. 189-195).
[450] Арабы (Αραβες) — единственное упоминание народа, судить о взаимоотношениях которого с империей по данному сообщению не представляется возможным: по крайней мере, к противникам ромеев он определенно еще не причислен. Как известно, в «Стратегиконе Маврикия», отстоящем от трактата Анонима на несколько десятилетий, упоминаний арабов не содержится — факт, вызывающий недоумение и весьма трудно поддающийся объяснению. В «Тактике Льва» арабская опасность для империи квалифицируется в качестве основной — Лев специально подчеркивает, что именно эта опасность и явилась главной побудительной причиной создания его трактата (см.: Táctica, XVIII, 142. Col. 981 В). Арабы остаются противниками империи и по сообщениям авторов трактатов конца X века. Подробнее антиарабская сущность военно-стратегической концепции византийцев данной эпохи проанализирована в статье: Кучма В. В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция / / Военная организация. С. 75-84.
[451] Высказанная здесь Анонимом общая установка детально обоснована в специальной главе IV книги «Стратегикона Маврикия», носящей характерное наименование «О времени удара из засад» (см.: Strategicon, IV, 4. Р. 202). Через посредство Маврикия информация о взаимодействии засадных подразделений с основной частью войска подробно рассматривается в «Тактике Льва» (в частности, в ее XIV главе). Примеры применения засадной тактики приводятся и авторами нарративных источников (см., например: Лев Диакон. История, VI, 12-13. С. 58-59).
[452] Стратегема, описанная Анонимом в данной главе, является одной из самых популярных во всей письменной полемологической традиции; свидетельства
о ее практическом применении нередки и в нарративных памятниках (одним из самых показательных примеров может служить сообщение Льва Диакона об одном из эпизодов военной кампании Льва Фоки против арабского войска под предводительством Хамвдана — см.: Лев Диакон. История, II, 5. С. 16). С учетом этого обстоятельства во многих трактатах содержится строжайший запрет собирать добычу на поле боя вплоть до полного окончания сражения (см., например: Strategicon, I, 8, 16. Р. 98; VII А, 14. Р. 240; VIII В, 44. Р. 286; Táctica, XVII, 67. Col. 929 С и др.). О законных способах сбора и распределения военной добычи с указанием источников и литературы см. в издании: Кучма. Два трактата. С. 164.
[453] В «Стратегиконе Маврикия» этот запрет приобрел форму афористичной сентенции: «Тот, кто после победы преследует врага расстроенным и неупорядоченным войском, тот передает врагам собственную победу» (Strategicon, VIII В, 11. Р. 280). Несколько ниже Маврикий добавляет: «Ведь часто враги, видя, как наши от радости утратили бдительность и расстроили свои ряды, вновь ободрялись, снова устремлялись в сражение и добивались победы» (Ibid., VIII В, 91. Р. 296-298).