Военные награды и отличия

    Вое́нные награ́ды и отли́чия
  •          (лат. dona militaria). В. н. и о. были общие и индивидуальные. Первые заключались в раздаче денег всему войску; величина получаемой каждым отдельным солдатом суммы определялась соразмерно его обыкновенному жалованью. Во времена Империи это вознаграждение выдавалось не в виде награды за особые заслуги, а в виде подарка в торжественных случаях, относящихся к особе императора или к членам его фамилии, например, при восшествии на престол, в дни рождения и т. п. Часто эти деньги только обещали, а выполнение обещания откладывалось на неопределенное время. Обычно назначение общей награды войску соединялось с раздачей денег народу (congiarium). Особым видом такого вознаграждения было clavarium (деньги на гвозди), т. е. пособие на приобретение или починку солдатской обуви (калиг). В числе личных наград за храбрость на войне и военные подвиги первое по значимости место занимает триумф полководца. Во времена Республики он назначался сенатом по просьбе и предложению самого полководца. Первоначально необходимыми условиями для получения триумфа были: самостоятельное командование войсками (imperium) при занятии постоянной должности (поэтому П. Корнелий Сципион, будучи избран в чрезвычайные проконсулы, не мог получить триумфа после победы над карфагенянами в Испании), окончание войны и расширение пределов Римского государства. При этом в одном сражении должнс было быть убито по крайней мере 5 тыс. неприятелей. Назвавший неверное число убитых врагов по закону Мария Порция (63 г. до н. э.) подвергался взысканию. Верность объявленного перед сенатом числа требовалось подтвердить клятвой перед городским квестором. Полководцы, которым разрешался триумф по окончании их проконсульской должности, по определению народного собрания получали всю полноту власти (imperium) на день триумфа. Tax как полководец до триумфа не имел права вступить в город, то для выслушивания его отчета сенат собирался вне города, как правило, в храме Беллоны. В день, назначенный сенатом для триумфа, полководец во главе своего войска и в сопровождении всего города торжественным шествием вступал в город через специально построенные триумфальные ворота и направлялся к Капитолию. Сам он ехал в позолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, часто окруженный своими детьми. Остальные его родственники и его клиенты шли возле колесницы в белых тогах, а сам триумфатор представал в облачении Юпитера, одетый в расшитую пальметтами тунику (tunica palmata) и расписную тогу (toga picta), с лавровым венком на голове. Позади триумфатора на колеснице стоял государственный раб, который поддерживал над его головой золотую корону и громко напоминал ему о том, чтобы он не зазнавался в своем счастье. Впереди шествия везли на колесницах военную добычу, несли таблички с именами побежденных народов и изображения покоренных стран и городов. Затем следовали знатнейшие пленники в оковах, сопровождаемые своими родственниками, которые, однако, не входили на Капитолий. После того как колесница триумфатора достигала форума, пленников тотчас отводили в темницу, где зачастую немедленно предавали смерти. За пленными вели жертвенных животных, предназначенных для приношения Юпитеру Капитолийскому, а непосредственно перед триумфальной колесницей шли ликторы с фасциями (fasces laureati). Их окружали музыканты и певцы, распевавшие триумфальные песни. За колесницей двигалось победоносное войско. Каждый солдат, в лаврах и в блеске заслуженных им наград и знаков отличия, шел, восклицая: «Io triumphe!» («Ура триумфу!»), а сопровождающие их и бушующие вокруг них толпы народа беспрерывно повторяли этот возглас. Солдаты тоже пели хвалебные песни в честь своего полководца, прославляя его подвиги, а иногда и посмеиваясь над ним. В таком виде торжественное шествие направлялось к Капитолию, где заранее собирался сенат в белых одеждах. Здесь триумфатор приносил Юпитеру благодарность и жертвы и слагал свою золотую корону и часть добычи. Затем отпускали войско, получившее свою часть добычи. Все празднество заканчивалось торжественным пиром, на который получали приглашение и консулы. Тем не менее они не являлись на пир, чтобы никто из присутствующих не обладал высшей властью (imperium), подобно триумфатору. Если сенат, несмотря на просьбу полководца, отказывал ему в триумфе, случалось, что он самовольно праздновал триумф на Альбанской горе. Первым это сделал Папирий в 232 г. до н. э. Иногда в таком случае с успехом апеллировали к народу (впервые в 447 г. до н. э.). В период Империи самим полководцам приходилось отказываться от триумфа, потому что они всегда вели войны под ауспициями императоров, а вследствие этого праздновать триумф мог только император. Зато они получали знаки отличия триумфатора (ornamenta или insignia triumphalia), причем часто принимались в расчет не столько их подвиги, сколько расположение к ним императорского двора. Если не было условий, необходимых для триумфа, но требовалось отблагодарить полководца, то во времена Республики ему назначалась овация. Полководец вступал в город пешком или верхом, одетый лишь в тогу-претексту и с миртовым венком на голове. Он приносил в жертву не быка, как делал это триумфатор, а овцу, почему некоторые исследователи производят название овации от лат. ovis (овца). По другим предположениям, название «овация» происходит от возгласа удивления «О! О!» — Остальные военные награды и отличия полностью зависели от военачальника. Поэтому, согласно постановлению Августа, во времена Империи полководец не мог получать знаков отличия, которыми он сам имел право награждать других. Эти знаки отличия состояли главным образом в венках (corona). Названия их, помимо упомянутых уже триумфальных венков из лавра, а при позднейших императорах — из золота, и венков для овации из мирта, были следующие:
  •          а) corona civica (гражданский венок) из дубовых листьев, дававшийся за спасение соотечественника на войне, с надписью «Ob civem servatum» («За службу отечеству»);
  •          б) corona muralis (стенная корона) из золота, давалась тому, кто первым взошел на стену осаждаемого города; она имела форму зубцов стены.
  •          Похожей была
  •          в) corona castrensis или vallaris (лагерная корона), также золотая, назначавшаяся тому, кто первым взобрался на вал неприятельского лагеря;
  •          г) corona navalis (корабельная корона), с золотыми изображениями носов кораблей, давалась тому, кто первым вступил на неприятельский корабль; она называлась также rostrata corona (ростральная корона).
  •          Наконец,
  •          д) corona obsidionalis (осадный венок), даровавшийся не полководцем своим солдатам, а ему самому от имени осажденного города, который он спас от опасности. Он был сделан из травы (graminea).
  •          Другими, менее высокими наградами, были: копье или кубок для пехоты, а для конницы — нагрудные медальоны (фалеры), которые иногда раздавали и для украшения лошадей. Оба знака отличия давались тем воинам, которые внесли особый вклад в одержание победы. Далее в качестве наград давались браслеты (армиллы) и ожерелья (torques и catellae), состоявшие из скрученных цепей с серебряными и золотыми нитями. Первые из ожерелий (торквы) были покороче и иногда украшались драгоценными камнями, а последние (кателлы) спускались ниже на грудь. Наконец, в награду давали корникулы, серебряные украшения шлема. Давались в награду и небольшие знамена: лазурные (vexilla caerulea) — морским командам и пурпурные (vexilla purpurea) — пехоте. В виде награды некоторым солдатам удваивали получаемый ими паек, вследствие чего награжденные таким образом солдаты назывались дупликариями (дуплариями).
  •          

    а — триумфальный венок (corona triumphalis); б — гражданский венок (corona civica); в — стенной венок (corona muralis); г — корабельный венок (corona navalis).