Брак

    Брак
  •          (лат. matrimonium).
  •     I. Б. у греков был прежде всего подчинен цели иметь законное потомство. Таким образом они удовлетворяли тройную обязанность: относительно богов, которым необходимо было оставлять слуг, относительно государства, существование которого обеспечивалось оставленным потомством (в Спарте, где частная жизнь полностью была подчинена интересам государства, это было единственной целью Б., а за безбрачие (агамию) даже налагалась атимия), и, наконец, относительно собственного рода, сохранение которого обусловливало, кроме всего прочего, постоянное исполнение обязанностей относительно умерших (украшение их могил, совершение семейных священнодействий). Сравнительно с этими соображениями любовь как чувство окончательно отступала на задний план и была полностью чужда эллинскому древнему миру. Поэтому при выборе невесты решающее значение имели соображения о приданом, роде и т. п. Часто отец сам выбирал невесту для сына, так как личное расположение не играло при этом никакой роли. Взаимная симпатия молодых людей, впрочем, и не могла развиться при той замкнутости, в которой жили, например, афинские женщины. Первым условием законного Б. в Афинах было то, чтобы супруга и супруг были гражданами. Дети от Б. гражданина с негражданкой считались незаконными (нотами). После смерти отца они могли претендовать лишь на подарок на сумму не свыше 1 тыс. драхм (нотея) и были уже по Солоновым законам лишены гражданских прав. Постановление это было дважды подтверждено: первый раз Периклом (460 г. до н. э.) и во второй — законом Аристофонта при архонте Евклиде (403 г.). Двоебрачие не позволялось, но известны случаи, когда муж кроме законной супруги (гаметы) имел еще наложницу (паллаку), — связь, о которой упоминается уже у Гомера. Родство не являлось препятствием для Б., нередки были Б. даже между сводными братьями и сестрами, хотя они встречались нечасто и, вероятно, не одобрялись общественным мнением. Законом был запрещен Б. между сводными детьми от одной матери. При более отдаленных степенях родства Б. между родственниками считался даже желательным, а в исключительном случае даже требовался законом (см. Наследство). Законному Б. должно было предшествовать обручение. При этом невесту представлял отец или то лицо, которое было ее куретом (брат, агнаты, опекун). Несоблюдение этих формальностей лишало детей прав гражданства, исключало их из фратрии отца и лишало притязаний на наследство. При обручении составлялись брачные договоры и определялось приданое, отсутствие которого не было препятствием к Б., но считалось неприличным. Поэтому иногда, чтобы устранить это неудобство, богатые граждане объединялись и на свои средства давали приданое бедным гражданкам. Оно не было собственностью мужа, но давало ему право пользоваться доходами. Помимо денежного приданого, невеста получала приданое вещами, размер которого ограничил Солон. В Спарте законы Ликурга запрещали давать какое бы то ни было приданое, дабы несколько состояний не достались одному лицу. В героические времена было наоборот: муж получал жену при помощи подарков, т. е. как бы покупал. Дню свадьбы предшествовали разные обряды. Богам — охранителям брака (Зевсу, Гере, Артемиде и Мойрам) приносили торжественную жертву (прогамию). В день свадьбы жених и невеста купались, причем воду для купания брали из определенного для каждого города источника. Для Афин таким источником была Каллироя. Женщина, приносившая воду (носили ли ее мужчины — сомнительно) для омовения вступающих в Б., называлась лутрофорой. В доме невесты после различных церемоний давался свадебный обед, во время которого женщины с невестой сидели отдельно от мужчин. Гости на свадьбе считались свидетелями заключенного Б. Под вечер после обеда жених (нимфий) на колеснице заезжал за невестой, которая сидела между женихом и близким родственником (паранимфом или парохом, от οχέμα — «повозка»). В Спарте, вместо того чтобы увозить, жених похищал невесту, заранее согласовав похищение с ее родителями. При втором Б. мужа он уже не увозил жену, но ему ее привозил родственник или друг (нимфогог). Жених и невеста были одеты в праздничные наряды и венки, причем невеста была укутана покрывалом. Перед свадебным поездом, а также позади него несли факелы. Свадебный факел зажигала мать невесты. Под пение брачного гимна (гименея) под аккомпанемент флейт и кифар поезд двигался в дом жениха, украшенный зеленью. Там встречающие молодоженов рассыпали лакомства, после чего начинался свадебный пир, на который приглашались гости, в том числе и женщины. Этот пир имел важное значение, поскольку факт его проведения считался перед судом доказательством того, что жена действительно законная. Как особый свадебный подарок упоминаются пироги из сезама (ячменя). После обеда с невесты снимали покрывало и уводили ее в брачный покой, у дверей которого исполняли свадебную песнь (эпиталамию). После свадьбы (на второй или на третий день) муж, родственники и друзья приносили жене подарки (анакалиптерии, «без покрывала»), которые назывались так потому, что жена теперь показывалась гостям без покрывала. Мужу тоже подносили подарки. Местом пребывания замужней женщины была женская половина дома (гинеконит) (см. Дом). Стол у супругов был общий, за исключением того случая, когда у мужа обедали гости. Деятельность жены ограничивалась домашним хозяйством, ведение которого, при замкнутой жизни афинских девиц, ей приходилось часто изучать только после свадьбы, и воспитанием детей: мальчиков — до начала обучения, девочек — до выдачи замуж (см. Воспитание). Ей было подчинено управление имуществом, рабами, хозяйством и кухней; в богатых домах она при этом пользовалась помощью ключницы (тамии). Кроме этого, жена заведовала уходом за больными, в чем ей помогали рабы. В бедных семействах хозяйке приходилось выполнять немало работ, которые обычно входили в обязанности рабов. Взаимные отношения супругов основывались больше на уважении, чем на любви. Муж был хозяином и признанным главой семейства. Нередко, однако, случалось, что личные свойства характера и величина принесенного в приданое имущества давали жене преимущество перед мужем. В Спарте, где муж менее посвящал себя семейной жизни, положение жены было свободнее и ее власть в доме была общепризнанной. Весьма строго наблюдали в Афинах за супружеской верностью жены, хотя ее нарушение в Афинах встречалось гораздо чаще, нежели в Спарте, где прелюбодеяние в древние времена было неслыханным преступлением. В Афинах оскорбленный муж имел право убить на месте соблазнителя жены. Жену постигало бесчестие (атимия), которому мог быть подвергнут и муж, но лишь при условии, если он оставлял жену при себе (в этом случае расторжение брака требовалось законом). Но и по другим причинам супруги нередко разводились без особенных затруднений, особенно для мужа (см. Расторжение брака).
  •          

    Введение невесты в дом жениха. С античного изображения.

  •     II. У римлян Б. с самого начала считался священным (dignitas matrimonii). Он был двух видов:
  •          1) законный гражданский Б. (matrimonium justum или legitimum) и
  •          2) незаконный Б. (matrimonium injuctum), признававшийся лишь на основании международного права, например, Б. между римлянами и перегринами.
  •          Необходимым условием первого был коннубий (право на заключение Б.) со стороны обоих супругов, последствием которого являлась полная власть отца над детьми. В древнейшее время после заключения законного Б. жена переходила из-под власти отца во власть мужа (in manus venire, conventio in manus). Вследствие этого ее приданое становилось собственностью мужа, хотя он был обязан возвратить его в случае расторжения Б. не по вине жены. Жена, которая переходила во власть мужа, называлась mater familias (мать семейства) и принадлежала своему супругу как дочь (filiae loco), то есть полностью переходила в его фамилию. Такой законный Б. заключался трояким образом:
  •          1) путем конфарреации (см. ст.);
  •          2) путем coemptio (нечто вроде покупки), обряда, возникшего из древнего обычая покупать жен. При этом муж произносил брачную формулу: «Аn sibi mater familias esse vellet» («Желаешь ли быть матерью семейства?»), на что жена отвечала: «Se velle» («Желаю»);
  •          3) посредством usus (срока давности), если жена в течение года не покидала дома супруга. По законам XII таблиц отлучка жены из дома в течении трех ночей подряд освобождала ее из-под власти мужа. Тогда она переставала быть mater familias и становилась матроной или «только женой» (uxortantum) и в этом качестве могла располагать своим состоянием, но уже не могла наследовать мужу. Этот способ заключения Б. считался законным, а в позднейшее время, особенно при императорах, стал преобладающим.