Аристипп

    Аристи́пп
  •          (греч. Ἀρίστιππος), философ из Кирены, основатель школы киренаиков (или гедоников), получившей свое название от имени родного города А. Провел юность в Афинах в обществе Сократа, а затем, еще при жизни Сократа, сам стал учить, подобно софистам, путешествуя из одной страны в другую. Он бывал на Эгине, в Сиракузах при дворе Дионисия Младшего и, наконец, вернулся на свою родину. Умер ок. 366 г. до н. э. Он первым из последователей Сократа стал брать плату за учение. Из довольно значительного философского наследия А. ничего не сохранилось. Его учение было приведено в систему лишь его учениками, возможно его внуком Аристиппом. Внешние обстоятельства жизни Α., родившегося в богатом, роскошном городе в состоятельном семействе, оказали влияние и на его философию. Его философию роднило с философией Антисфена то. что, отрицая возможность познания абсолютной, безотносительной истины, своей конечной целью она ставила вопрос о счастье человека. Вместе с тем А. существенно расходился с Антисфеном, противопоставляя принципу пренебрежения к потребностям принцип наслаждения (гедонизм). Несколько видоизменившись, философия А. продолжила впоследствии свое существование в эпикуреизме, так же, как антисфеновская в стоицизме. По мнению Α., благо есть приятное ощущение, и высшего счастья человек достигает, когда полностью отдается подобному состоянию, не смущаясь ни воспоминаниями прошлого, ни заботами о будущем (в этом смысле приятное ощущение должно быть непрерывным). А. различал две противоположности: страдание и наслаждение. Первое называлось у него «волнение», второе — «получение волнения». В душевных настроениях он выделял три различных состояния: удовольствие, неудовольствие и третье — среднее между первыми двумя. Удовольствие он сравнивал с тихим движением морских волн при легком ветре, неудовольствие — с порывистым движением их в бурю, третье состояние — с тишиною штиля. Из представителей киренаической школы после А. наиболее замечательны Гегесий, Аникерид и Феодор.