Анналы

    Анна́лы
  •          (лат. annales, ежегодная запись событий), запись наиболее значительных событий по годам. У римлян в древнейшие времена этим занимались жрецы, позднее понтифики или Великий понтифик. Они заносили в А. важнейшие события года. Поэтому летописи римлян назывались Annales pontificum. Они охватывали период до понтификата Муция Сцеволы (130 г. до н. э.), а в позднейшее время (до 114 г. до н. э.) были переработаны, дополнены и сведены в 80 книг, названных «А. maximi» («Великие анналы»). Maximi они назывались по своему официальному характеру. Во время пожара в Риме в 389 г. погибли и летописи. Поэтому фрагменты, относившиеся к древнейшим временам, впоследствии могли быть восстановлены только по воспоминаниям, и, следовательно, менее достоверны. Наряду с официальными А. существовали семейные хроники. Слияние частных А. с официальными сообщениями произошло во времена Фабия, когда было положено начало литературной обработке истории. Вначале современная история излагалась членами знатнейших родов в виде мемуаров, причем на греческом языке. Чаще всего она отражала интересы отдельных личностей или партий. Так было, начиная с Фабия, и продолжалось до времен Суллы и Катулла. Противоположность этим аристократическим мемуарам представляет латинская стихотворная хроника (Невий, Энний). На латинском языке писали Кассий, Гемина и Кальпурний Пизон Фругий. Со времен Гракхов возрастает число писателей и объем исторической литературы. Аристократические вожди партий стали описывать события на латыни, отражая при этом политические тенденции. К этому времени относятся сочинения одного из замечательных анналистов Корнелия Сизенна (ок. 80 г.), которые охватывают римскую историю до времен Суллы включительно. Квинтий Клавдий Квадригарий писал о временах от галльского пожара 389 г. до Суллы. К этому периоду относятся сочинения Валерия Антиата, которого Ливий неоднократно упрекал в недостоверности, и др. Хотя с этого времени исторические сочинения принимали все более художественную форму, за ними по-прежнему сохранялось название Α., особенно в том случае, если материал, освещавший события эпохи, не современной автору, излагался преимущественно в хронологическом порядке. Так, сочинение Тацита «Ab excessu divi Augusti» («История от смерти божественного Августа») долгое время обозначалось названием «Анналы» (см. Тацит).