Анаксагор

    Анаксаго́р
  •          (греч. Ἀναξαγόρας), философ, с которого начинается новое направление в истории греческой философии. Его причисляют к древнейшей ионийской школе и поэтому называют учеником Гермотима и Анаксимена. А. родился в Клазоменах в Лидии ок. 500 г. до н. э., был современником философов Эмпедокла, Парменида, Зенона и Демокрита. Смолоду, отстранившись от общественных дел, он посвятил себя науке. После продолжительных путешествий на 30-м (или 45-м) году жизни А. прибыл в Афины (456 г.) в самую блестящую пору деятельности Перикла, с которым завязал дружеские отношения. Еврипида и Фукидида также называют учениками А. Впоследствии он был обвинен в безбожии за свои космологические взгляды. Перикл спас его от смертной казни, выхлопотав для него оправдание, заменявшее смерть изгнанием. По другим источникам Α., несмотря на оправдание, оскорбился обвинением и сам покинул Афины. Умер в Лампсаке в 428 г. Его заслуга как философа состоит не только в том, что он перенес философию из М. Азии в Афины, но и в том, что он первый создал учение о духовном начале всего сущего. Это начало он называет «нус» (νοῦς, ум), стоящий в известных отношениях к деятельности, создающей мир. А. утверждает, что нет ни возникновения, ни уничтожения, ни каких-либо качественных изменений, а существует только соединение и разъединение различных веществ. Он отличал этот формальный принцип (энергия) от материи (динамика). Согласно его учению, материя каждого отдельного существа состоит из подобных друг другу частиц, неподвластных качественным изменениям, т. н. гомеомерий, «семян», находящихся в хаотическом состоянии. Только нус, по мнению философа, прост, не смешан и чист. Нус придает «семенам» всеобщее вращательное движение, которое и упорядочивает их, создавая реальный мир. А. не соглашался с распространенными в то время астрономическими теориями: солнце, по его мнению,— огненная масса, а луна — темное небесное тело с горами, долинами и т. д., освещаемое солнцем. Так он в примитивной форме предвосхитил космогоническую теорию Канта — Лапласа и принцип сохранения материи и энергии. Основное философское сочинение А. «О природе» было написано прозой и дошло до нас в отрывках.