Глава 10

10.1 Huius rex animi magnitudinem admirans cupiensque talem virum sibi conciliari, veniam dedit.
Непот утверждает, что Артаксеркс удовлетворил эту просьбу, поскольку он воспринимал Фемистокла как потенциального советника, который поклянется в верности Персии. Непот — единственный автор, который хвалит Фемистокла за его дух и упорство. Это умная уловка, чтобы изобразить характер Фемистокла в хорошем свете, прежде чем защищать его от обвинений в трусости и самоубийстве.
Ille omne ilIud tempus Iitteris sermonique Persarum se dedidit; quibus adeo eruditus est, ut multo сommodius diсatur apud regem verba fecisse quam ii poterant qui in Perside erant nati.
Thuc. 1.138.1; Diod. 11.57.5. Непот делает общее замечание, что Фемистокл изучал персидский язык, но не указывает, какой диалект он действительно изучал. Марр предполагает, что Непот неверно истолковывает свой источник относительно того, насколько бегло и стилистически Фемистокл умел говорить по–персидски.
Ни Фукидид, ни Плутарх не упоминают, что Фемистокл говорил по–персидски лучше, чем персидская знать. Фукидид продолжает, что самым важным греком при дворе Фемистокла сделали его репутация, его обещание покорить Грецию для Артаксеркса и, в частности, его ум и способности. Диодор (11.57.1-6) заставил Фемистокла выучить персидский язык, чтобы предстать перед судом, в котором он успешно защищался. Непот не верит, что Артаксеркс предал Фемистокла суду.
Непот, который следует версии Фукидида, отвергает эфорову традицию, сохраненную у Диодора.
10.2 Hic cum multa regi esset pollicitus gratissimumque illud, si suis uti consiliis vellet, illum Graeciam bello oppressurum
Непот настаивает, что Фемистокл обещал покорить греков для Артаксеркса. Это был еще один отвлекающий маневр Фемистокла. У Плутарха (29.3) Артаксеркс приглашает Фемистокла рассказать ему о политических, социальных, экономических и военных делах Греции. Фемистокл красноречиво отклонил эту просьбу.
Его мотивы можно рассматривать двояко. Во–первых, Фемистокл все еще непоколебимо поддерживал Афины (и остальную часть греческого материка). Во–вторых, вполне вероятно, что Фемистокл надеялся, что ему позволят вернуться в Афины.
magnis muneribus ab Artaxerxe donatus,
Непот намеренно расплывчат в этом вопросе. Фемистокл использовал свой интеллект для того, чтобы манипулировать Артаксерксом, заставляя его дарить ему подарки. Диодор (11.57.6) утверждает, что Ксеркс был настолько доволен тем, как Фемистокл оправдал себя, что среди прочих подарков подарил ему персидскую женщину в качестве невесты. Это резко контрастирует с Плутархом (24,4), который утверждает, что жена и дети Фемистокла присоединились к нему, когда он находился у царя Адмета, после того как они были тайно вывезены из Афин.
in Asiam rediit domiciliumque Magnesiae sibi constituit.
Thuc. 1.138. 5; Plut. Them. 31.2; Diod. 11.58.1. Может быть, Фемистокл должен был править Магнесией как сатрапией для Артаксеркса? Непот не согласен с этим. Были ли у Фемистокла другие дары, кроме городов? Плутарх не уточняет, какими были дополнительные дары, в то время как Диодор вторит Плутарху, но также упоминает сомнительную историю персидской невесты.
10.3 Namque hane urbem ei rex donarat, his quidem verbis, quae ei panem praeberet - ex qua regione quinquaginta talenta quotannis redibant - Lampsacum autem, unde vinum sumeret, Myunta, ex qua obsonium haberet.
Плутарх Them. 29.11. В то время как Непот (10.3), Плутарх (29.7), Фукидид (1.138.3) и Диодор (11.57.7) утверждают, что Фемистокл получал доход от Магнесии, Лампсака и Миунта, Непот и Плутарх подразумевают, что Фемистокл был самым влиятельным человеком в Магнесии, когда он жил там. Фукидид согласен с этим мнением (1.138.5).
Марр утверждает, что Магнесия была настоящим даром, в то время как Артаксеркс не имел никакого контроля над Миунтом. Спорно, имела ли Персия власть над Лампсаком, хотя Фемистокл и его сын Клеофант пользовались в городе почетом. Они получали часть его доходов в виде налогов и, возможно, иногда посещали город. Фрост предполагает, что Магнесия была подлинным подарком, в то время как Миунт и Лампсак, хотя и не контролировались Персией, платили дань как Персии, так и Афинам. Это объясняет, как Фемистокл мог получать налоги и продовольствие из этих городов.
Фукидид (1.138.5) и Плутарх (29.7) соглашаются, что Фемистокл получал пятьдесят талантов в год в качестве дани от Магнесии. В трудах Непота и Диодора нет никаких упоминаний о том, что Фемистокл правил городами в качестве персидского сатрапа или уполномоченного. Марр доказывает, что Фемистокл получил часть доходов от Магнесии, Миунта и Лампсака (ср. Thuc. 1.138). Магнесия в Малой Азии была настоящим подарком от Артаксеркса. Существует нумизматические свидетельства того, что Фемистокл и его семья сами выпускали монеты из Магнесии. Это объясняет, что Фемистокл действовал как царь или сатрап для Артаксеркса, что противоречит описанию Фемистокла у Непота. Марр ссылается на монету, на которой изображена статуя Фемистокла на могиле. Тиброн, спартанский полководец, переместил Магнесию в 400 году до нашей эры в более безопасное место. Миунт был даром лишь номинальным, поскольку он принадлежал Делийской Лиге и являлся также целью афинского флота. Лампсак, по–видимому, был податной территорией. Надпись, сделанная примерно в 300 году до нашей эры, свидетельствует о том, что там проводились игры в честь Фемистокла. Фрост добавляет, что Фукидид был первым автором, который упомянул о трех городах, переданных Фемистоклу, а также о пятидесяти талантах дохода, полученного от Магнесии. Марр также утверждает, что Миунт был фактически членом Делийской лиги, а это означает, что город платил дань лиге в 454/3 году. Получается, к 454/3 г. Лампсак был также платящим дань членом Делийской Лиги. Решение состоит в том, что многие города в Малой Азии платили двойной налог, Делийской Лиге и персам.
Между древними авторами существует консенсус относительно городов и их названий. Есть два вопроса, которые следует рассмотреть. Во–первых, были ли это настоящие дары или просто жесты со стороны Артаксеркса? Во–вторых, каков был статус Фемистокла? Магнесия была настоящим даром в отличие от городов–данников Миунта и Лампсака, которые не находились под контролем персов. Чеканка монет подразумевает, что Фемистокл правил Магнесией как сатрап для Артаксеркса. Ему не разрешили бы чеканить монеты, если бы он не обладал соответствующими политическими полномочиями для производства собственных монет. Ленардон упоминает о том, что Фемистокл выпускал в Магнесии монеты, которые носили его имя. Монеты были сделаны по аттическому стандарту. Было обнаружено четыре типа монет с именем Фемистокла.
К ним относятся цельный серебряный дидрахм весом 8,56 грамма, второй цельный серебряный дидрахм весом 5,59 грамма, посеребренный дидрахм весом 5,83 грамма, а также невидимая для общественности монета, принадлежащая коллекционеру в Турции. Первые три монеты соответствуют аттическому стандарту монеты. Были обнаружены также еще две монеты в четверть обола с именем Фемистокла. Подлецкий замечает, что Фемистокл выпускал свои собственные монеты только для того, чтобы заплатить войскам, которыми он командовал в качестве регионального правителя для Артаксеркса.
10.4 Huius ad nostram memoriam monumenta manserunt duo: sepulcrum prope oppidum, in quo est sepultus, statua in foro Magnesiae.
Thuc. 1.138.5; Plut. Them. 32.3: По словам Непота, два памятника были построены в честь Фемистокла в Магнесии, где он был первоначально погребен. Первым памятником была гробница Фемистокла, а вторым — статуя, которая была установлена на форуме в Магнесии. Фукидид (1.138.3) отличается от Непота и говорит, что в Магнесии для Фемистокла был построен только один памятник. Он был установлен на агоре или рыночной площади в Магнесии.
Диодор (11.58.1) сообщает о великолепном похоронии в Магнесии. Диодор отличается от Фукидида и Непота в двух аспектах. Во–первых, Диодор упоминает только об одном памятнике, построенном в Магнесии после смерти Фемистокла. Во–вторых, Диодор не упоминает о том, что останки Фемистокла были перезахоронены в Афинах позднее.
Диодор записывает уникальную хвалебную речь в честь Фемистокла в 11.58.4.1-59.4.2. Он восхваляет Фемистокла как самого выдающегося патриота, полководца и политика в Греции, чьи достижения никогда не были сопоставимы ни с одним другим политиком или полководцем. Ленардон утверждает, что Конон мог воздвигнуть гробницу в гавани, когда перестраивал оборонительные стены Пирея в 395 году. Ко времени Геродота о гробнице в Афинах знали все. Гробница в Пирее была терпима правящей элитой, даже если она не была официально санкционирована. Фрост упоминает, как афиняне тайно вывезли кости Фемистокла из Магнесии и привезли их в Афины, чтобы положить конец эпидемии чумы в городе. Фрост приписывает веру в реальную гробницу в Афинах мнениям различных писателей, которые писали на эту тему. Хотя большинство авторов сходятся во мнении, что Фемистокл был перезахоронен где–то в Пирее или поблизости от него, окончательного вывода сделать нельзя.
De cuius morte multimodis apud plerosque scriptum est, sed nos eundem potissimum Thucydidem auctorem probamus
Непот согласен с Фукидидом, что Фемистокл умер от старости, и отвергает любую другую причину смерти.
qui illum ait Magnesiae morbo mortuum neque negat fuisse famam, venenum sua sponte sumpsisse, cum se quae regi de Graecia opprimenda pollicitus esset praestare posse desperaret.
Thuc. 1.138.4, Plut. Them. 31.5. Непот точно перевел Фукидида, а также считает, что Фемистокл умер от естественных причин. Фемистокл умер в Магнесии в 460/59 году. Ему было 65 лет, ибо он родился в 525/24 году. Верхняя хронология представляет собой наиболее правдоподобные данные, поскольку она совпадает с датами деятельности Мильтиада во фракийском Херсонесе, суда над ним в Афинах, архонтата Фемистокла в 493/92 году, первого персидского нашествия 490-489 годов, строительства гавани Пирея, создания нового афинского флота из триер, второго персидского вторжения в 480-479 годах, изгнания Фемистокла из Афин в 471/70 году и первого египетского восстания против Персии в 459 году.
Кризис, который завершился смертью Фемистокла, был восстанием в Египте против персидского правления (Plut. Them. 31.3-5). Однако Плутарх допустил хронологическую ошибку относительно года, в котором умер Фемистокл, поскольку Египет восстал против персидского правления в 459 и 449 годах. Плутарх также путает даты в «Кимоне». Афины прислали помощь Египту, чтобы поддержать восстанию. Кимон, глава проспартанской фракции в Афинах, выиграл важные морские сражения против персов. Афиняне достигли Кипра и Киликии. Артаксеркс в конце концов отреагировал на новую афинскую угрозу и мобилизовал персидскую армию. Артаксеркс также настаивал на том, чтобы Фемистокл выполнил свое обещание сражаться с другими греками. Кимон умер вскоре после первого египетского восстания. Нижняя хронология предполагает, что Фемистокл родился в 515/5 году и поэтому умер в 450/49 году, особенно если использовать неверные даты Плутарха для двух египетских восстаний.
Миф о самоубийстве Фемистокла распространился, когда сыновья Фемистокла вернулись в Афины в 450‑х гг. друзья и семья Фемистокла утверждали, что Фемистокл почетно умер, остановив еще одно персидское вторжение в Грецию. Его враги, проспартанская фракция, утверждали, что Фемистокл совершил самоубийство из трусости, так как он был ошеломлен перспективой возглавить армию, поэтому он не мог сдержать своего обещания Артаксерксу вторгнуться в Грецию во главе персидской армии.
Довольно любопытно, что обе истории сохранялись на протяжении веков, хотя в некоторых случаях, как у Диодора, истории смешались, а факты слились.
Фрост не может поверить, что когда Фемистокл был стариком, Артаксеркс приказал бы ему вести армию в бой. Фемистокл умер примерно в 460 году. Плутарх утверждает, что Фемистоклу было шестьдесят пять лет, когда он умер. Если 460 год — это точная дата его смерти, то Фемистокл должен был родиться в 525 году. Марр следует высокой хронологии и помещает смерть Фемистокла в 460/59 году. Высокая хронология–это правильная хронология, которой необходимо следовать. Когда египтяне восстали в 461 году, Кимон жил в изгнании. Это отражает хронологическую ошибку Плутарха (31.4), который использует нижнюю хронологию. Позднее Кимон был отозван из ссылки и возглавил вторую афинскую экспедицию в Египет, где и умер. Плутарх действительно совершил хронологическую ошибку, перепутав даты и события двух египетских восстаний. Афинская помощь Египту и набеги на Персию стали причиной самоубийства Фемистокла. Скорее, Плутарх перепутал египетскую кампанию с киликийской. Кроме того, в «Кимоне» Плутарха Кимон захватывает Египет и достигает большого военного успеха, что заставляет Фемистокла совершить самоубийство. Плутарх также опускает любую ссылку на изгнание Кимона. Вряд ли Фемистокл дал бы обещание покорить Грецию. Источники претендуют здесь на романтическую выдумку. Ленардон поддерживает Плутарха.
10.5 Idem ossa eius clam in Attica ab amicis sepulta, quoniam legibus non concederetur, quod proditionis esset damnatus memoriae prodidit.
Thuc. 1.138.6; Plut. Them. 37.4. Непот согласен с Фукидидом в том, что кости Фемистокла были тайно захоронены в Афинах его друзьями, так как он был (ложно) осужден за измену. Этот приговор был закреплен проспартанской афинской политической фракцией, которую возглавил Кимон после изгнания Фемистокла.
Плутарх (32.3-5) представляет различные описания места последнего упокоения Фемистокла, включая почетную гробницу, построенную рядом с гаванью Пирей. Плутарх не упоминает, что Фемистокл был тайно перезахоронен в Афинах. Фукидид и Непот сходятся во мнении, что Фемистокл не совершал самоубийства. Вместо этого Фемистокл умер естественной смертью.
Непот опускает или резюмирует значительные аспекты жизни Фемистокла, которые он считает неподходящими для героической формы, в которую он помещает Фемистокла. У него нет упоминания о традиции, согласно которой Фемистокл получал и платил взятки. Фемистокл, возможно непреднамеренно, заложил основы для основания более поздней Афинской империи. Он был сторонником афинской демократии, что было существенным фактором в его столкновениях со Спартой после того, как персидская угроза спала. В конце концов, Непот превозносит Фемистокла после его смерти в изгнании в Персии за то, что он не предал Грецию (свою родину) или не отказался от своего собственного набора моральных принципов и ценностей. Вопрос патриотизма — это важное качество в Жизнях Непота, ср. Мильтиад 6.2; Фемистокл 2.3, 4.3-5, 6.2; Эпаминонд 6.4; Агесилай 6.1; и Тимолеонт 3.4-6. Это была принципиально значимая концепция, которую римляне должны были бы понять.
Непот кратко фиксирует нюансы политической биографии, особенно это касается De excellentibus ducibus exterarum gentium, наиболее яркий пример которого содержится в «Фемистокле». Хотя «Жизнь Фемистокла», несовершенна, она представляет собой подробное исследование, касающееся великого афинского политика и генерала, который был известен как своими недостатками, так и своими добродетелями.