Приложение 1. Топографические тексты

Практические руководства для путешественников (итинерарии и периплы — своего рода словесные карты), безусловно, постоянно использовались как торговцами, лицами, выполнявшими дипломатические поручения, и стратегами, так и паломниками, которые, как можно заключить по данным литературных и эпиграфических источников, во все эпохи в большом числе совершали путешествия в различные религиозные центры (Олимпию, Амиклы, Дельфы, Додону и др.) для поклонения святыням и с тем, чтобы обратиться с вопросом к оракулу, и, наконец, людьми, регулярно стекавшимися со всей Эллады на Олимпийские, Немейские, Истмийские, Пифийские, Карнейские и другие игры. Без такого руководства путешествовать было затруднительно, однако, как и большинство памятников нелитературной прозы, ни одно из таких пособий полностью до нас не дошло. Знаменитый перипл Псевдо–Скилака представляет собой позднейшую переработку оригинала VI-V вв. до н. э., а все остальные топографические тексты посвящены не Элладе, а восточным регионам и являются не практическими руководствами, а скорее отчетами о путешествиях, совершенных их авторами.
Топографическим текстам ad usum practicum посвятил ряд работ Л. Пирсон, который обнаружил следы их использования у Фукидида. Отметим основную черту подобных руководств: при описании какого–либо маршрута здесь упоминаются храмы и другие памятники, которые играют роль ориентиров, иногда вкратце сообщается и то, что связано с этими памятниками. Наличие такого рода заметок привлекло к подобным итинерариям Павсания[1].
Все приведенные нами тексты достаточно хорошо известны, однако как источники для реконструкции топографического жанра в греческой нелитературной прозе они практически не рассматривались. По этой причине мы сочли возможным включить в настоящую работу в качестве приложения наиболее интересные в этом смысле места из сочинений Псевдо–Скилака, Геродота, Фукидида и «оксиринхского» историка. Они служат иллюстрацией к § 3 главы 2 нашей работы и показывают, из какого типа источников черпал топографический материал Павсаний. Текст из Псевдо–Скилака переведен нами, Геродот цитируется в переводе Г. А. Стратановского с нашими изменениями, Фукидид — в переводе академика С. А. Жебелёва, «оксиринхский» историк — в переводе С. Я. Лурье.
Псевдо–Скилак
35. За Акарнанией лежит Этолия, города же в ней следующие: Калидон, Галикарна, Моликрея, а затем Дельфийский залив. Устье этого залива имеет 10 стадий (в ширину). Близ него находится храм.
37. За Локрами живут Фокейцы. На Киррейской равнине находится храм Аполлона и город Дельфы. Далее город Антикира, где лучше всего лечат от сумасшествия.
58. За Андросом находится остров Эвбея… Эвбея от храма Зевса Кенейского до Герестона, храма Посейдона, имеет длину 1350 стадий.
Геродот (VII книга)
176. Артемисий. Из широкого Флиасийского моря образуется узкий пролив, отделяющий остров Скиаф от материка [на котором стоит] Магнезия. За Эвбейским проливом находится побережье, называемое Артемисием, а на нем — храм Артемиды… На запад от Фермопил поднимается недоступная, обрывистая и высокая гора, идущая от Этны, а на востоке проход подходит прямо к морю и болотам. В этом проходе находятся горячие источники, их местные жители называют хитрами (χύτϱοι — горшки), а рядом с ними стоит жертвенник Гераклу.
198. Местность эта окружена высокими и недоступными горами под названием Трахинские скалы, которые замыкают всю Малийскую область: если направляться из Ахеи (ἰόντι ἀπὸ Ἀχαιίης Ἀντικύϱη), то первым городом в заливе будет Антикира, где впадает в море река Сперхей, текущая из области Эниенов. В 20 стадиях от Сперхея протекает другая река по имени Дирас, по сказанию явившаяся из земли на помощь охваченному пламенем Гераклу. А еще в 20 стадиях от этой реки течет третья река — Мелас.
199. Город же Трахин от реки Меласса в 5 стадиях. В этом месте — самое большое во всей этой области расстояние от гор до моря, где лежит Трахин. Ведь здесь равнина шириной в 22 тысячи плефров. В горе же, замыкающей Трахинскую область, к югу от города Трахина находится ущелье, по которому вдоль подножья горы протекает река Асоп.
200. К югу от Асопа есть еще небольшая речка Феникс. Она стекает с этих гор и впадает в Асоп. Между рекою Фениксом и Фермопилами лежит селение под названием Анфела; протекая мимо него, Асоп впадает в море. Около этого селения есть широкое поле, где находится храм Деметры Амфиктиониды, а там скамьи для Амфиктионов и храм самого Амфиктиона.
216. Тропа идет так: начинается она от реки Асопа, текущей по горному ущелью (гора там носит одинаковое с тропой название — Анопея). Проходит же эта Анопея вдоль горного хребта и оканчивается у города Альпена (первого города локров со стороны Малиды), у так называемой скалы Мелампиг и у «Обитателей Керкопов», в самом узком месте прохода.
Фукидид
I, 24, 1. По правую руку при входе в Ионический залив — город Эпидамн. В соседней области живут тавлантии — варвары иллирийского племени.
I, 46, 4….Химерий в земле феспротов. Это — гавань, над которой немного далее вглубь страны лежит город Эфира в Феспротийской Элиатиде. Вблизи Эфиры изливается в море Ахеронтское озеро, куда впадает протекающая через земли феспротов река Ахеронт (которая дала озеру его название). Неподалеку течет также река Фиамида, образующая границу между областью феспротов и Кестриной. Между обеими реками выдается в море мыс Химерий.
I, 126, 6….У афинян за городом бывают Диасии, называемые величайшим праздником Зевса Милостивого, причем от имени всего народа приносятся не крупные животные, а местные жертвы.
II, 34, 5….Общественное кладбище… находится в красивейшем городском предместье, где всегда хоронили павших на войне; исключение было сделано только для убитых при Марафоне: так как доблесть последних признана была выдающеюся, то их и похоронили на месте сражения.
II, 102, 2-6….Река Ахелой, вытекающая из горы Пинда, проходит по Долопии, по земле агреев, амфилохов и по Акарнанской равнине в глубине материка, мимо города Страта и изливается в море подле Эниад, образуя озеро в окрестностях города… Против Эниад лежит и большинство Эхинадских островов, почти вовсе не отделяющихся от устьев Ахелоя. Поэтому Ахелой, как большая река, постоянно образует наносы, и некоторые острова обратились уже в материк… Острова лежат тесно и потому соединяются между собой наносами, острова расположены вперемежку, а не в ряд, и не оставляют воде прямого выхода в море. Острова эти необитаемы и невелики.
IV, 24, 5. Пролив этот представляет часть моря между Регием и Мессеною, там, где расстояние между Сицилией и материком самое короткое; это и есть так называемая Харибда, где, по преданию, проплыл Одиссей. Вследствие узости этого места и сливающегося здесь потока из больших морей — Тирренского и Сицилийского, к тому же бурного [место], естественно, было признано опасным.
IV, 76, 3. Сифы лежат в Феспийской области, при море у Крисейского залива.
VI, 1,2. Обогнуть Сицилию на грузовом судне можно немного меньше, чем в восемь дней, и при такой величине остров отделен от материка проливом шириной всего лишь примерно в 20 стадий.
VIII, 67, 2. В Колоне есть святилище Посейдона, вне города, отстоящее стадий на 10.
Историк из Оксиринха
VII, 3. Меандр. Истоки этой реки находятся близ Келен, самого большого города Фригии, а впадает она в море близ Приены.


[1] См. прим. 21 на с. 149. Ср.: Diller A. The tradition of the minor Greek geographers. New York, 1952. Впервые на этот аспект указал А. Калькман (op. cit. S. 119-120). Топографические тексты более позднего происхождения содержатся во фрагментах Гераклида Критика (лучшее издание было предпринято Фр. Пфистером: Pfister F. Die Reisebilder des Herakleides. Wieden, 1951) ив сочинении Лукиана «De dea Syria». Его анализ дан в статье: Schnayder J. Przewodnik Lukianapo Hierapolisw Syrii // EOS. R. 41. 1940-1946. P. 130—156.
Ссылки на другие материалы: 
Ссылки на другие материалы: 
Ссылки на другие материалы: