Глава 22

22.1 Φίλας … πρὸς Πτολεμαῖον ἀπέστειλαν: По словам Диодора, захваченный корабль, на борту которого находились дары Филы, был квадриремой и плыл из Киликии. Фила много лет прожила в Киликии со своим первым мужем Балакром, и поэтому неудивительно, что она снова комфортно обосновалась там, вероятно, в Тарсе, в то время как Деметрий проводил операции в этом регионе. Родосский капитан Демофил послал Птолемею захваченные пурпурные одежды в качестве даров, «подобающих царю» (Diod. 20.93.4), что может быть признаком того, что Птолемей принял царское имя до окончания осады, хотя известны многочисленные анахроничные ссылки на диадохов как на царей.
22.2 Φιλίππου … ἑλόντες: об уважении афинян к личной переписке Филиппа и Олимпиады см. также Mor. 799 e и Apul. Apol. 86. Отказавшись подражать филантропии афинян, родосцы также вносят свой вклад в атмосферу неподходящей и неудачной имитации, которая пронизывает «Жизнь».
22.2 Ὀλυμπιάδος: Олимпиада, принцесса из молосского племени Эпира, предположительно встретила Филиппа Македонского на Самофракии еще в детстве (Plut. Alex. 2.2), вышла за него замуж в 357 году и родила ему двух детей, Александра и Клеопатру. После того, как Александр уехал в Азию, она поссорилась с его наместником Антипатром, в конечном счете вернувшись в Эпир, где она проживала в царском великолепии до 317 г. Она играла важную роль в ранней борьбе диадохов, пытаясь выдать замуж свою дочь Клеопатру за Леонната и Пердикку, хотя ни одна попытка не увенчалась успехом (Клеопатра, которая трижды выходила замуж, но никогда ни за кого из диадохов, была убита Антигоном, когда тот обнаружил, что на ней собирается жениться Птолемей, Diod. 20.37.3–6). После того, как она присоединилась к Полиперхонту против Кассандра, она вернулась в Македонию в конце 317 года, где она убила Филиппа III и его жену Адею–Эвридику (дата неизвестна, поскольку Филипп III правил в течение шести лет и четырех месяцев после смерти Александра в июне 323 года; Diod. 19.11.4-7 ; Just. 14.5.10; Heid. Epit. T 11 = FGrH 155 F 2.2), и взяла под свою опеку оставшихся членов семьи Александра–его вдову Роксану, сына Александра IV и его нареченную Деидамию (будущую жену Деметрия). Олимпиада разрушила ту поддержку, которой она пользовалась в Македонии, проведя кровавую чистку своих политических врагов (Diod. 19.11.8–9, 35.1), но ее уничтожила восходящее могущество Кассандра. Когда Олимпиада и ее окружение попали в его руки после длительной осады в Пидне, собрание македонских войск приговорило ее к смерти, и Кассандр передал ее семьям ее жертв для казни (Diod. 19.51; Just. 14.6.6–12).
22.4 ὁ Καύνιος Πρωτογένης … τέχνης πόνον τοσοῦτον: Этот знаменитый художник, скульптор и дружественный соперник Апеллеса (родился в Кавне в Карии (Pliny HN 35 .101; Paus. 1.3.5) или Ксанфе в Ликии (Suda s. V Πρωτογένης, Adler Π 2963), хотя он, кажется, провел большую часть своей жизни на Родосе. По Плинию (NH 35.106), он также провел время в Афинах, где его портреты включали Антигона, и по крайней мере одна из его работ была выставлена в галерее Пропилей. Его шедевром был портрет Ялиса, основателя родосского города. Если верить истории о борьбе Протогена за то, чтобы идеально изобразить пену на морде запыхавшейся собаки, Ялис был изображен в охотничьей сцене (Pliny NH 35 .102). Плутарх дает аналогичное сообщение об этом эпизоде в Mor. 183 A-B, а Плиний (HN 35 .104) утверждает, что Деметрий действительно снял осаду Родоса, чтобы не навредить картине. В рассказе Авла Геллия (NA 15.31.1-5), родосские послы убеждают Деметрия не уничтожать работу Протогенов.
22.4 Ἰάλυσον: Камир, Линдос и Ялис были тремя внуками Гелиоса, главного божества Родоса, и мифическими основателями трех городов на острове: Линдоса на востоке и Камира и Ялиса на западном побережье. Деметрий, вероятно, основал свой родосский лагерь близ Ялиса, к тому времени всего лишь пригорода большого города Родоса, который был образован синойкисмом трех городов в 408 году. «Ялис» был самым известным произведением Протогена.
22.5 ἑπτὰ γὰρ ἔτεσι: Протоген славился необыкновенной заботой, с которой он отделывал свои картины (Квинтилиан 12.10.6). Элиан (VH 12.41) также утверждает, что «Ялис» находился в процессе создания семь лет, в то время как Фронтон (11) утверждает, что на его завершение потребовалось одиннадцать лет.
22.6 Ἀπελλῆς: Известный, возможно, как величайший из всех греческих художников, Апеллес родился в Колофоне (Suda s. v. Ἀπελλῆς, Adler A 3008 ) или Косе (Pliny NH 35 .79) ок. 370 г. Он написал портреты Филиппа, Александра и нескольких маршалов Александра, включая Антигона, которого Апеллес изобразил в профиль, чтобы замаскировать его отсутствующий глаз (Pliny NH 35.90). Александр, как нам рассказывают, был настолько впечатлен творчеством Апеллеса, что однажды наградил художника царской суммой в двадцать талантов (Cic. Verrine Orations 6.60; Pliny NH 35 .92) и никогда больше не позволял другому художнику рисовать его (Cic. ad familiares 15.12.7; Horace Epistles 2 .1.239–40).
22.7 ταύτην μὲν οὖν τὴν γραφὴν εἰς ταὐτὸ ταῖς ἄλλαις συνωσθεῖσαν ἐν Ῥώμῃ τὸ πῦρ ἐπενείματο (судьба протогенова «Ялиса»): И Цицерон (Orat. 2.5), и Страбон (14.2.5) видели эту картину еще на Родосе. Так как Страбон писал во время царствования Августа, предание о том, что она была доставлена в Рим Кассием, убийцей Цезаря, после его разграбления Родоса в 42 году, должно быть отброшено. В какой–то момент в 70‑х годах нашей эры, однако, она была отправлена в Рим и установлена в храме мира (Pliny HN 35.102), памятник, который Плиний считал одним из самых красивых в Риме. Веспасиан построил храмовый комплекс в честь взятия Иерусалима в 71 году нашей эры (Suet. Vesp. 9), и он был украшен трофеями этого города, а также рядом произведений известных греческих художников (Joseph. BJ 7.5.7; Pliny HN 34.84; 35.109; 36.27, 58; Paus. 6.9.3; Juv. 9.23). Огонь, уничтоживший «Ялиса» Протогена, обычно отождествляется с массовым пожаром в Риме незадолго до смерти Коммода в 191 году нашей эры, но это не может быть так, поскольку пожар был известен Плутарху, который умер ок. 120 г. н. э., и «Ялис», должно быть, был поглощен более ранним пожаром, о котором до нас не дошло никаких записей. Источником пожара, пожравшего храм, мог быть один из его друзей в Риме.
22.8 Τῶν δὲ Ῥοδίων … ἐπὶ Πτολεμαῖον: Плутарх объединил более раннее и в конечном счете неудачное посольство, отправленное Афинами и другими греческими городами, чтобы убедить Деметрия и родосцев прийти к соглашению (Diod. 20.98.2-3), с посольством этолийцев, которые помогли договориться о компромиссном урегулировании, в конечном итоге положившем конец осаде (Diod. 20.99.3). Согласно условиям договора, Родос оставался формально союзником Антигона, но был освобожден от любых обязательств по борьбе с Птолемеем. Родос должен был оставаться свободным, автономным и не иметь гарнизона, и Деметрию было разрешено выбрать 100 родосских заложников, за исключением нынешних магистратов, для обеспечения дальнейшего сотрудничества с городом. Заложники были, по–видимому, поселены в Эфесе, потому что именно там они были найдены и отправлены домой в 302 году Препелаем, доверенным генералом и, вероятно, родственником Кассандра (Diod. 20.107.4).