F 52: Царские свадьбы в Сузах

Arr., An. VII 4, 4

Ὁ δὲ καὶ γάμους ἐποίησεν ἐν Σούσοις αὑτοῦ τε καὶ τῶν ἑταίρων· αὐτὸς μὲν τῶν Δαρείου θυγατέρων τὴν πρεσβυτάτην Βαρσίνην ἠγάγετο, ὡς δὲ λέγει Ἀριστόβουλος, καὶ ἄλλην πρὸς ταύτῃ, τῶν Ὤχου θυγατέρων τὴν νεωτάτην Παρύσατιν.

В Сузах он отпраздновал свою свадьбу и свадьбы своих спутников. Как сообщает Аристобул, он женился на старшей дочери Дария, Барсине, и, кроме того, взял в жены другую женщину, Парисатиду, самую младшую из дочерей Оха

Александр прибыл в Сузы весной 324 года и, согласно рассказу Арриана, после наказания сатрапа Сусианы он организовал эти царские свадьбы между знатными македонцами и благородными персиянками [1]. Арриан также называет невест других этеров и подробно рассказывает о свадебной церемонии. Тем не менее представляется целесообразным следовать Якоби, который расширяет фрагмент Аристобула: за фрагментом фактически не следует косвенная речь, и в следующей части историк из Кассандрии не назван. Однако это не означает, что Арриан не сообщал о данных, которые он обнаружил также у Аристобула: по–видимому, из текста вытекает желание подчеркнуть двойной брак Александра: в самом деле здесь информация, которая встречается только здесь, а не в других источниках, сообщающих известия о торжественных свадьбах.
Следует подчеркнуть, что история Арриана является наиболее подробной и единственной, в которой также указаны имена невест этеров.
Древнейший источник, кроме Аристобула, прямо упоминающий коллективные свадьбы — это Харет, на которого ссылается Aфиней [2]. Первое отличие состоит в том, что Харет датирует свадьбу поражением Дария, следовательно 330 годом: это может быть ошибкой Афинея при цитировании историка из Митилены, хотя это невозможно доказать. Сценография свадьбы описывается Афинеем: девяносто два ложа в одном здании, покрытые драгоценными тканями и роскошными полотнами. Банкет и все торжества, которые длятся пять дней, с театральными, магическими и музыкальными представлениями, также великолепны. Этот эпизод является частью афинеева отступления о tryphé (роскоши) Александра, и это объясняет большее внимание к церемониальному аспекту, нежели к главным героям свадьбы [3].
История Харета–Афинея, вероятно, опять рассматривается Элианом, который, в свою очередь, ставит свадьбу после взятия Дария (и, следовательно, на шесть лет раньше, чем фиксирует самая распространенная версия). Имена супругов не указываются, но описывается пышность приготовлений и торжеств, которые в этом случае, подчеркивая существование общего источника, длятся пять дней [4].
Диодор также приводит эпизод, хотя очень кратко: он сообщает, что Александр, придя в Сузы, женился на Статире, старшей дочери Дария, и дал Гефестиону младшую дочь, Дрипетиду, и убедил знатных этеров жениться, предложив им самых благородных персидских девиц [5].
Плутарх упоминает о браках в Сузах как в Жизни Александра, так и в первой речи трактата De Alexandri fortuna aut virtute. В биографии сказано, что Александр организовал свадьбы, предложив лучших персидских женщин лучшим среди своих людей. Сам он женился на Статире, дочери Дария. Затем описывается пир, предложенный уже женатым македонцам, во время которого каждому был вручен золотой кубок [6].
В речи упоминается, что сто персидских девушек и сто македонян и греков вступили в брак, собравшись под одним навесом с золотой крышей. Александр, увенчанный венком, сперва произнес гименей. Очевидно стремление подчеркнуть цель этой инициативы, направленной именно на то, чтобы объединить два компонента империи — греко–македонский и персидский [7]. Это подчеркивание, однако, отсутствует и в тексте Арриана, и в тексте Диодора, и, следовательно, вероятно, что это было более поздним творчеством, и что Александр прежде всего стремился к достижению определенной политической стабильности в Азии путем брачной политики, в которой приняли участие наиболее важные семьи коренного дворянства [8].
Стоит остановиться на двух женщинах, которые, согласно версии Аристобула, стали женами Александра. Следует упомянуть, что, согласно источникам, Александр ранее взял Роксану, дочь бактрийского аристократа, которая вскоре после смерти Александра также родила его единственного законного наследника [9].
Однако во время свадеб в Сузах, по словам историка из Кассандрии, Александр женился на старшей дочери Дария III, Барсине, и младшей дочери Оха, Парисатиде. Имя Барсины появляется только здесь, потому что в других источниках старшая дочь Дария зовется Статирой, как и ее мать [10]. Вероятно, что это ошибка, учитывая согласие других источников, хотя мы не должны забывать, что Аристобул отличается от остальной традиции также тем, что он называет третью невесту. Другая гипотеза состоит в том, что Аристобул здесь путает ее с другой Барсиной, женой Мемнона и дочерью Артабаза, племянника Великого царя, которая во фрагменте 11 определяется как единственная женщина, с которой у Александра были отношения до брака.
Что касается Барсины–Статиры, то согласно тому, что сообщает Плутарх, вскоре после смерти Александра Роксана, которая ревновала ее, ложным письмом заманила ее к себе и убила вместе с сестрой, затем бросила трупы в колодец и засыпала его землей при соучастии Пердикки [11].
Парисатида, третья жена Александра, была, по словам Аристобула, младшей дочерью Артаксеркса III Оха, царя Персидской империи с 358 по 338 гг.[11]. Только из этого отрывка мы знаем ее имя, потому что другие источники говорят о дочерях Артаксеркса в общих чертах. По словам Курция Руфа, три сестры были захвачены в Дамаске Парменионом в 333 году [12]. Источники ничего не говорят о том, что с ними произошло позже, и невозможно узнать, что случилось с Парисатидой после свадьбы с Александром.
Вероятно, что этим двойным браком Александр хотел официально стать связанным с двумя основными ветвями персидской царской семьи, получив еще большую легитимность в качестве наследника Великого царя [13]; тем не менее молчание других источников о Парисатиде необъяснимо, даже если кажется невозможным усомниться в известиях Аристобула, который, как мы видели, представляет собой древнейший источник среди тех, кто сообщал имена невест Александра. Следует отметить, однако, что более поздние источники больше всего подчеркивают роскошь и великолепие этих бракосочетаний или готовность Александра укреплять отношения между двумя народами: важность, придаваемая личности невест, также этеровых, поэтому уменьшается, так что ни один из источников, кроме Арриана, не говорит об этом, и относительно Александра достаточно упомянуть о браке со старшей дочерью последнего персидского царя, Дария III.
Аристобул, однако, внимательный к подробностям и интересовавшийся, как мы уже отмечали, событиями при персидском дворе и в восточном царстве в целом, не преминул назвать обоих невест и подчеркнуть, что они были дочерьми двух самых важных личностей царства [14]. Более того, фрагмент еще раз свидетельствует о внимании историка к женским фигурам и показывает, что его работа не была сосредоточена только на военных событиях или геоэтнографических подробностях, но представляла всестороннее описание экспедиции и жизни македонского передвижного двора [15].


[1] О прибытии в Сузы и мерах, принятых Александром см. Arr., An. VII 4, 1-3.
[2] Cfr. Ath. XII 54, 538b-539a (= Chares, FGrHist 125 F 4).
[3] О разделе о tryphé Александра см. Ath. XII 53-55, 537d-539b
[4] Ael., VH VIII 7.
[5] Diod. XVII 107, 6.
[6] Plut., Alex. 70, 3.
[7] Plut., de Alex. fort. I 7, 329e.
[8] Коппола указывает, что вместо признания интеграции между двумя народами браки санкционировали македонское господство над персами, так как македонцы женились на персиянках, но не персы на македонках.
[9] Plut., Alex. 47, 7-8; 77, 6; Just., Epit. XIII 2, 5; Curt. Ruf. X 6, 9.
[10] Curt. Ruf. IV 5, 1; Diod. XVII 107, 6; Just., Epit. XII 10, 9; Plut., Alex. 70, 3; 77, 6; de Alex. fort. II 6, 338d.
11 Plut., Alex. 77, 6.
[11] Ох было также имя сына Дария III и Статиры (и, следовательно, брата Барсины), как сообщалось Курцием (IV 11, 6, 14, 22) и Fragmentum Sabbaiticum (FGrHist 151 F 1, 5). Когда он был захвачен Александром вместе с его матерью и сестрами при Иссе, ему было шесть лет (Arr., An. II 11, 9; Diod. XVII 36, 2; Curt. Ruf. III 11, 24 – 12, 26).
[12] Curt. Ruf. III 13, 12.
[13] Следует упомянуть, что Дарий III принадлежал к младшей ветви персидской династии.
[14] Внимание Аристобула к «персидским» темам видно из фрагментов 9, 10, 24, 51.
[15] Другие фрагменты с женскими фигурами в качестве главных героев: F 2, F 10, F 11, F 21, F 30.