Ода VII. Диагору Родиянину, победителю на пугилате

Содержание.
Пиит прославляет разные победы, Диагором[1] одержанные, в особенности же венец полученный им вновь на Пугилате в олимпийских играх. Включение повести о Тлептолиме, основатель Родоса, и о происхождении Солнцева богослужения на сем острове.

Какую радость ощущает
Жених среди цветущих лет,
Когда невесту получает
И тесть когда ему дает
С ней вкупе чашу золотую
Искусно сделанну, драгую,
Приятным полную вином;
Сей дар, символ любви священной,
Приемлет он с душой смягченной,
И радость в свой приносит дом.

Толико сердцем восхищенны
Приявшие венец в играх,
Когда плоды, умом рожденны,
И музы дар в моих стихах
Я им в награду посвящаю,
И славны их труды венчаю;
Блажен, о ком везде гремят
На лирах песни беспристрастны,
И флейты тихи, сладкогласны;
Они бессмертие дарят.

Парнасса мне пути открыты;
Родос я славлю в песни сей,[2]
Пою победы знамениты
Отважных, ревностных мужей,
Которым глас пиита лестен;
Да будет Диагор известен
И Демагет, его отец[3]
За добродетель, снисхожденье,
Стяжавший дружбу и почтенье
От добрых, искренных сердец,

Потомки оба Геркулеса,
Чрез Тлептолима, корня их,
В отцах их кровь текла Зевеса
Со кровию богов других;
Но чистое происхожденье
Помрачено чрез заблужденье,
Чрез слабость, свойственную всем.
Так смертных жребий здесь непрочен
Не всяк бывает непорочен,
Во всем течении своем.

Зиждитель Родоса почтенный
Единым делом помрачен,
Что палицей вооруженный
И гневом ярым распален,
Переменен одной минутой,
Лицимна предал смерти лютой,[4]
Который дядя был ему.
Толико бедственны суть страсти,
Когда, предавшися их власти,
Не внемлем более уму,

Сверша убийство толь ужасно,
Он смело Феба вопрошал;
Сей бог ему вещает ясно,
Чтоб он от той земли бежал,
Где Гидра Лернска всех терзает. [5]
Сей бог ему повелевает,
Чтоб он в корабль поспешно сел,
И чтоб чрез волны плыть стремился
К стране, где царь богов явился,
Где он в златом дожде сошел,[6]

В то время медная секира [7]
Вулкана в дебрях раздалась,
Паллада, к удивленью мира,
Из мозга Зевса родилась
С пронзительным военным криком,
И при явлении толь великом
В земле и в небе встала брань:
Оракул грозно возвещает,
Что он платить повелевает
Юпитеровой дщери дань.

Они рек им громкою трубою;
“Паллада с теми хочет жить,
Которы искренной душою
Ей будут жертвы приносить.“
Сие сладчайше прорицанье
Творит в Родосцах ревнованье;
Тогда почтенный Прометей
В их души пламя льет священно,
И каждый хочет непременно,
Чтить бога жертвою своей.

Обыкновенно то бывает,
Что облак разумы мрачит,
Что дым с пути их совращает
И в деле им успеть претит.
Родосцы к храму поспешают,
Олтарь средь леса воздвизают,
Но огнь священный позабыт;
Дары приносятся богинь,
Но, по неведомой судьбине,
Огонь на жертв не горит.

Сие в смятенье всех приводит;
Но сильной Зевсовой рукой
Густое облако нисходит
И сыплет с неба дождь златой.
Палладино благодеянье
Дает Родосцам дарованье
В ваянье больше всех успеть,
Чтоб сим искусством все пленились,
Чтоб истуканам их дивились [8]
Повсюду, где их будут зреть.

Их слава громка озарила,
Возрос к художествам их жар;
Премудрость в них усовершила
Природы щедрой редкий дар.
Преданье ныне есть меж нами:[9]
Что Родос был сокрыт песками,
Лежал во глубине морской,
Под волны погребен ревущи,
В те дни, как боги всемогущи
Делили землю меж совой.

Но Феб на время удаленный,
Когда творился сей раздел,
В отсутствии от всех забвенный,
В разделе части не имел,[10]
Юпитер вспомни правду строгу,
Благотворя блестящу богу,
Желает землю вновь делить;
Совет он прежний пременяет,
И всем богам повелевает
Чрез жребий паки все решишь.

Феб рек: сего я не желаю,
Но в море, под хребтом зыбей,
Пространну землю применяю,
Удобную питать людей
И быть обильною плодами;
Там тучны пажити с полями
Произведут всех былий род;
Да мной земля сия живится,
Она с усилием стремится
Чело поднять из бездны вод.

Лахезии в сие мгновенье[11]
Он руку вверх поднять велит; [12]
Бессмертных просит одобренья,
Да рок их волю совершит;
Главой Юпитер помавает,
И твердо Фебу обещает,
Вознаградить его труды.
Дают на то все боги право,
И остров новый величаво
Главу подъемлет из воды

Бог сильный родов размноженья,
Повсюду свой лиющий жар,
Коней имеющий в правленье,
Родящих пламень, дым и пар,
На остров новый сей приходит,
С Родоской нимфой производит,
Прекрасных, мудрых семь сынов, [13]
Достойных их происхожденья,
И чрез полезны откровенья
Светилом ставших всех веков.

Родосцов славно угощенье,
Каким почтен был Тлептолим,
Приводят все труды в забвенье,
Перенесенны в море им;
Пиры и почести отличны,
И жертвы пышны, необычны
Свершаются в его глазах;
Средь яств изящных и обильных,
Тельцов, волов кормленных сильных,
Курился тук на олтарях.

В боях, которы учрежденны [14]
Во граде сем ему же в честь,
Судьи отличностью почтенны,
Спешат борцу венец поднесть.
Но чудо странно, непонятно,
Что Диагор чехырекратно
В Немее, в Истме победил,
И под Афинскими стенами,
В сраженье с новыми борцами,
Своею силой удивил.

Ему за подвиги щастливы
В Аргос медный щит был дан;[15]
В Аркадии, в пределах Фивы,[16]
На празднествах Беоциян,[17]
В Эгине, даже и в Пелене[18]
Подвержен не был он премен
И принял сряду шесть венцов;
Его геройство всем священно,
И в камне имя впечатленно[19]
В пример для будущих родов.

Юпитер, грома повелитель,
Виновник всех великих дел!
За то мне буди покровитель,
Что Диагора я воспел.
Пошли ему твою ты милость:
Печаль, нещастие, унылость
От Диагора отжени;
Да будет он благословенным,
От чуждых, от своих почтенным,
Да поживет нещетны дни.

Он гнева, зависти не знает,
Сие ты ведаешь, Зевес,
Он добродетелью пылает,
Он друг людей и друг небес;
Не попусти сему народу,[20]
Забыть когда его породу;
Храни всегда сию страну,
Да Диарог в пирах, в беседах,[21]
В борьбах, в ристаниях, в победах
Везде вкушает тишину.


[1] Доселе Пиндар прославлял атлетов, победителей в конских ристаниях и на колесницах; в сей же оде и в последующих воспевает он победителей на пугилате, в борьбе и проч. — Диагор, сын Демагетов увенчан был, яко победитель, на пугилате в 79 Олимпияду. Сей Диагор и все его семейство столько прославились, что Афмиктионы ему, его трем сынам и внукам многие колоссальные статуи воздвигли. Когда одна из его дочерей, по имени Аристопатрия явилась к цирку для сражения, то не взирая на закон, воспрещающий женщинам вступать в игры цирка, она получила на то исключительное позволение, по единому уважению ко славе отца её; вступила в борьбу и одержала победу. — Сия Пиндарова ода столько прославилась, что оную златыми буквами начертали на столбе, в храме Минервином стоявщем.
[2] Нимфа города Родосса, по мнению одних, происходит от Афимтриты и Солнца, а по мнению других от Нептуна и Венеры Афродиты, то есть, от рожденной морскою пеною. В последовании обясняется, как чрез остров Родосс означалось отличное свойство солнца и что стихотворцы, для описания прелестей сего острова, утверждали, будто во весь год, каков бы ни был облачен день, солнце всегда на горизонте оного сияло. Цицерон сие же самое говорит о Сиракузе,
[3] Предание утверждает, что Демагет был любим и уважаем в Родоссе.
[4] Гомер в Илияде песнь II говорит: “Геркулес воспитал Тлептолема, который убил Лицимна, своего дядю, а потом, ослабев от лет, строил корабли.“ Эвстат объясняет сие убийство недобровольным; поелику Тлептолем ударил Лицимна, почитая его за провожавшего его невольника.
[5] То есть, Аргос, где делала опустошения Гидра Лернская, которую Геркулес убил.
[6] Гомер богатство Родосса приписывает земледелию, приведенному на оном в цветущее состояние трудами Тлептолема, а Пиндар говорит, что торговля и промышленность были сего богатства источниками.
[7] Высокое иносказание о премудрости, о непоколебимом мужестве, управляемом правосудием и мудрыми советами, коими сопровождается премудрость исходящая из мозга правителя богов.
[8] По мнению Аристарха Родияне были изобретатели скульптуры, или искусства, делать статуи; другие приписуют оное Дедалу, и некоторые наконец обитателям острова Хиоса, отечества Гомерова, где, как говорят, увидели первую статую окованного Бахуса; сии различные мнения и красота сих статуй подали случай к сочинению басни, будто бы сии статуи были живые и переходили из города в город. Протоген, который, как говорят, вылил славный Родосский колосе, был Родиянин. Деметрий сын Антигона, имел к произведениям сего художника такое уважение, что лучше пожелал снять осаду Родосса, и отступить от оного, нежели сжечь статуи, в оном находящиеся. Агезандер, Полидор, Антенодор, славные скульпторы, были из Родосса.
[9] Сия посторонняя повесть введена для объяснения, каким образом Родосс достался на часть Аполлону, и для приплетения к сему пиитической картины, выхождения Родосса из волн морских.
[10] Поелику сие делалось по жребию, то отсутствующий Аполлон был исключен.
[11] Яко той парке, которая при распределении участей и жребиев присутствует.
[12] Поднятие руки есть древнейшая форма присяги. Так точно поступаемо было и в народных собраниях, когда предлагаемое мнение принимали и одобряли. Франки, предки французов ударяли в щиты, в знак согласия. Смотри Тацита.
[13] Серкафа, Актиса, Макария, Тенагеса, Триопета, Фаэтона, дерзнувшего управлять отцовскою колесницею, и Охима.
[14] По убиении Тлептолема на Троянской осаде, Родияне привезли на свой остров пепел его и кости; воздвигли ему великолепный памятник; удостоили его божеских почестей; учредили игры на конях; причем давалась вместо венца тополевая ветвь; сии игры праздновались ежегодно в 24 день месяца Горпиея (Сентября).
[15] На играх Юнониных, или Гекатомбических, так называемых по причине предшествующих им жертве ста волов, награда состояла из медного щита и миртового венка.
[16] Славнейшие сих мест игры были в Аркадии игры Лицейские, где в награду давали медную броню, а в Фивах игры Геркулесовы.
[17] У Беоциян также разнородные игры, в разных городах празднуемы были.
[18] В Пелене были игры Теоксениянские и Гермеониянские в честь Меркурию.
[19] Для воздания превосходнейшей чести победителям, и сохранения в памяти их подвигов, имена их вырезали на марморных столбах,
[20] Поелику и предки Диагоровы благодетельствовали Родоссу, то Пиит желает, чтобы они помнили его происхождение, и его уважали не по одним токмо его достоинствам, но и по породе.
[21] Сие пожелание Пиит делает для того, что часто и в торжествах и в пирах случались неспокойствия и тревоги.