Глава I — первая кампания (58 г. до н. э.)

I. Цезарь. — II. Война с гельветами. — III. Война с Ариовистом. — IV. Наблюдения.
I. Цезарь родился в 100 г. до н. э., умер в 44, он прожил 56 лет.[1] Ему было всего шестнадцать, когда он подвергся преследованиям со стороны Суллы. Первые шаги на военном поприще он делал под командой претора Фермия, заслужил гражданский венок при штурме Митилены, отправился в Киликию, оставался при дворе царя Никомеда в Вифинии, сорок дней был в плену у пиратов, вернулся в Рим, обвинил Долабеллу, человека консульского звания, затем уехал на Родос изучать там красноречие в знаменитой школе.
По возвращении народ последовательно назначал его военным трибуном, квестором, эдилом, понтификом. Он произнес надгробную речь в честь своей тетки Юлии, сестры отца и жены Мария. При несении изображений Юлиев римляне с удовольствием увидели образ Мария; затем на Капитолийской площади он поставил статую в честь этого победителя кимвров, что вызвало возбуждение в сенате. Он вызвал Цинну, своего шурина, изгнанного с Серторием. Он приговорил к смертной казни подручных Суллы, убийц проскрибированных. Народ, который его любил, назначил ему претуру в 62 г. Его магистратура была бурной. Сенат выступил против него. Он управлял Цизальпинской Галлией, а годом позже как пропретор Испанией. Он собрал тридцать когорт в Португалии. Армия провозгласила его императором. По возвращении в Рим он потребовал триумфа и консульства. Он заключил с Помпеем и Крассом первый триумвират и отдал свою дочь Юлию замуж за Помпея, который в нее страстно влюбился.
Назначенный консулом в 59 г. он повел себя как трибун, издавал аграрные законы, раздавал землю бедным, объявил Птолемея, царя Египта, и Ариовиста, царя свевов, друзьями римского народа. Сенат постоянно возражал ему. Он стал главою партии марианцев.
В 58 г. он был назначен наместником Иллирии и Галлии Цизальпинской сроком на пять лет: ему были даны три легиона. Через несколько недель к его наместничеству добавилась Нарбонская Галлия и четвертый легион; он набрал два новых; один из них, состоящий из галлов, назывался Жаворонки, — этот легион прославился. Войну в Галлии он начал с шестью легионами, в ходе войны их число увеличилось до двенадцати. Цезарь провел в Галлии восемь кампаний в течение которых он два раза вторгался в Англию и дважды пересекал Рейн. В Германии[2] он провел девять крупных сражений и три больших осады, превратил в римскую провинцию пространство в 200 лье[3], обогатил казну контрибуцией на восемь миллионов[4]. Во время Гражданской войны Цезарь сражался в Италии, Испании, Иллирии, Египте, Азии и Африке в 49, 48, 47, 46 и 45 годы; он провел шесть больших сражений, из них четыре с римскими легионами партии Помпея, а два против варваров. В этих тринадцати кампаниях он был побежден трижды: при Диррахии, в Александрии и в Африке; но эти неудачи не повлияли на исход войны. Его лейтенанты[5] терпели крупные поражения, которые он исправлял своим присутствием.
II. Галлия делилась на четыре части: Бельгика, Кельтика, Аквитания и, наконец, Римская Провинция. Бельгика располагалась между Сеной, Рейном и морем; Кельтика — между Сеной, Роной, Гаронной и океаном; Аквитания — между Гаронной и Пиренеями; Галлия Нарбонская или Римская включала Дофине, Савой, Лион, Прованс и часть нижнего Лангедока, расположенного на берегу Средиземного моря.
Власть Цезаря распространялась на Нарбонскую Галлию и Цизальпинскую Галию, в которую входила вся долина По, восточная граница проходила по Рубикону, а западная по Магре, недалеко от залива Ла–Специя. Таким образом в его власти находилась оборона сухопутной границы Италии, весь Альпийский пояс и Иллирия.
Галлы находились в состоянии небольших государств, которые общие интересы решали в форме конфедерации республик. Национальные собрания происходили в Шартре. Галлы перешли через Альпы и вторглись в северную Италию за шесть или семь веков до н. э.: они основали города Милан, Мантую, Верону и т. д.; эта страна стала называться Цизальпинская Галлия. Римляне впервые вошли в Галлию в 209 г. до н. э. Призванные марсельцами, они прошли Вар следуя по Карнизу, чтобы избежать Альп. В 123 г. до н. э. консул Секст в Провинции построил Экс. Народ Отёна[6] в следующем году призвал на помощь консула Домиция против арвернов, которые были в союзе с аллоброгами или дофинцами. Армии сошлись возле Авиньона; римляне победили. В следующем году на месте впадения Изеры в Рону произошло еще одно сражение; галлы были избиты и утоплены в реке. Дофине и Прованс были превращены в римские провинции. Несколько лет спустя Рим основал колонию в Нарбонне, присоединив к своим владениям Лангедок.
Гельветы или швейцарцы и жители Брисгау постановили в этом 58 году покинуть свою страну и отправиться в Сантон к побережью океана. Они сожгли двенадцать своих городов и четыреста деревень, заготовили муки на три месяца и отправились в поход; всего их было 380 000, в том числе 90 000 боеспособных мужчин. Цезарь, который только что получил в управление Галлию, поспешив со всем усердием, прибыл в Женеву на восьмой день и разрушил мост через Рону. В Провансе был только один легион; он послал за тремя старыми легионами, которые находились в Иллирии, и за двумя новыми, которые он набрал, построил укрепление высотой 16 футов[7] и длиной 6 лье от Роны до Юры. Пока он был занят организацией обороны, гельветы отправили к нему запрос о прохождении через Римскую провинцию: он дал им отрицательный ответ 13 апреля (23 января). Последние, отчаявшись преодолеть укрепления, обратились к франк–комтонам, которые поддались уговорам. Они перешли через Юру и прибыли к Соне. Сам Цезарь в это время переходил Альпы, чтобы поторопить марш своих легионов. Во главе их он вошел в Лион, прибыл в Шалон–на–Соне, застав врасплох народ Цюриха, который стоял лагерем на левом берегу этой реки (Соны), полностью уничтожил их и пятнадцать дней преследовал остальных гельветов с шестью легионами и конницей отёнов. Прибыв маршем из этого города гельветы неожиданно напали на него: это были бесстрашные люди[8]. У Цезаря было времени только на то, чтобы поставить четыре старых легиона в три линии на склоне холма, а два новых с обозом на вершине. После упорного боя гельветы были разбиты; при наступлении ночи они ушли и через четыре дня прибыли к Лангре. По требованию Цезаря, который их помиловал, они обязались вернуться на родину и восстановить свои города. Численность этого народа сократилась до одной третьей (130 000).
III. Ариовист, царь свевов, был объявлен союзником римского народа. Призванный в Галлию овернами и франк–комтонами, он победил отёнов и их союзников в битве при Порталье, принудив все небольшие республики выплачивать ему дань и поставлять заложников. Позже он наложил иго на самих франк–комтонов и присвоил треть их земель, на которых поселил 120 000 германцев. Еще большее их количество, привлеченные такой приманкой, готовились перейти Рейн; 24 000 человек уже покинули Констанс и сто кантонов свевов уже прибыли на этот берег реки: Галлия была потрясена в своих основах и обратилась к римлянам.
Цезарь запросил встречи с Ариовистом. Получив отказ, он перешел Сону и неожиданно оказался у Безансона. После нескольких дней отдыха он продолжил поход на Майнц. На седьмой день, совершив обход, чтобы избежать гор, две армии встретились. Цезарь и Ариовист провели безрезультатные переговоры. Германцы отличались большим ростом, силой и храбростью. После некоторых маневров две армии сошлись на поле боя на расстоянии шестнадцати лье от Рейна. Ариовист был разбит, его армия загнана в реку, сам правитель спасся на маленькой лодке. Это бедствие потрясло германцев и спасло галлов. Сам Цезарь пересек Альпы, оставив армию под командованием Лабиена.
Таким образом в этой первой кампании он сражался в двух больших битвах против гельветов и свевов, к которым присоединились народы Констанца, Богемии, Страсбурга и Майнца.
IV. Наблюдения
Наблюдение первое. — Цезарю потребовалось восемь дней, чтобы попасть из Рима в Женеву; сегодня эту поездку он мог проделать за четыре дня.
Наблюдение второе. — Обычно окопы римлян имели ров 12 футов шириной и 9 футов глубиной, ров имел треугольный профиль[9]; из вынутого грунта строился вал на высоту 4 фута и шириной 19 футов, на нем ставился бруствер 4 фута высотой, на котором ставился частокол, заглубленный на 2 фута в землю, что дало высоту палисада 17 футов от дна канавы. Один туаз[10] этого окопа, 324 кубических фута (один туаз неполный), может быть сделан одним человеком за 32 часа или три дня работы, а двенадцатью человеками за два или три часа работы. Легион, который исполнял эту работу, 6 лье окопов, что составляет 21 000 туазов, мог сделать за 10-15 дней.
Наблюдение третье. — Именно в апреле гельветы пытались переправиться через Рону (римский календарь тогда был в большом беспорядке, он ушел вперед на 80 дней; таким образом 13 апреля соответствовало 23 января[11]). К этому времени легионы из Иллирии успели добраться до Лиона и Верней Соны: на это ушло 50 дней. Через 20 дней после перехода через Сону Цезарь победил гельветов в битве: эта битва произошла между 1 и 15 мая, что соответствовало середине августа римского календаря.
Наблюдение четвертое. — Необходимо признать отвагу гельветов, способных так долго поддерживать нападение на римскую армию, столь же многочисленную, как и их собственная. Говорят, что им потребовалось 20 дней на переправу через Сону, что заставляет думать об их плохой организации; но это невероятно.
Наблюдение пятое. — Поскольку только 130 000 гельветов возвратились в Щвейцарию, мы не должны делать вывод, что потери составили 230 000 человек, поскольку большое количество нашли убежище в галльских городах и частью поселились там, а частью вернулись на родину. Число комбатантов было 90 000, что составляло четверть населения; это выглядит сильным преувеличением. 30 000 из кантона Цюриха были убиты или взяты в плен при переправе через Сону; таким образом для решающей битвы оставалось 60 000 бойцов. Цезарь, у которого было шесть легионов и много вспомогательных войск, имел численное превосходство.
Наблюдение шестое. — Армия Ариовиста была не больше чем у Цезаря; численность германцев, поселившихся в Франк–Комте, составляла 120 000 человек; но какая разница между армией составленной из ополченцев, то есть из людей всяких наций, способных носить оружие, и римской армией, состоящей из регулярных войск, людей в большинстве своем неженатых и профессиональных солдат! Гельветы и Свевы отличались доблестью: но что может сделать храбрость против такой дисциплинированной армии, как римская? Нет ничего экстраординарного в успехе Цезаря в этой кампании, что, однако, не уменьшает славу, которую он заслуживает.
Наблюдение седьмое. — битва против Ариовиста была дана в сентябре и на берегу Бельфора.


[1] Подробнее биографию и политическую карьеру Цезаря см. Плутарх, Цезарь (http://simposium.ru/ru/node/11009) и Светоний, Юлий Цезарь (http://simposium.ru/ru/node/13506).
[2] Оговорка. В Галлии.
[3] Старинная французская мера длины. Скорее всего Наполеон использовал сухопутное лье — 4444,4 м. (¹/₂₅ градуса Земного меридиана).
[4] Наполеон не указал денежную единицу. Скорее всего он имел в виду франки.
[5] Использую слово, употребленное Наполеоном. Во французском языке лейтенант — это не только офицерский чин, но и «сподвижник, ближайший помощник».
[6] Отён — Autun, город в Бургундии, до завоевания бургунцами носил название Августодун. Нынешний городок Мон–Бевре возле Отёна — это древняя столица галлов–эдуев Бибракта. Таким образом под отёнцами Наполеон разумеет эдуев.
[7] Допустим, Наполен пользовался французским футом, который равен почти точно 30 см.
[8] Скомканная фраза, которая совершенно не имеет смысла. Из–за нехватки продовольствия недалеко от города Бибракта Цезарь решил отступить. Гельверы, приняв это за робость — напали на римлян. Вероятно при стенографировании секретарь пропустил несколько предложений.
[9] В оригинале en cul–de–lamp — нечто имеющее форму верхушки лампы. В современном французском языке осталось только как архитектурный и полиграфический термин. То что имеется ввиду именно треугольный профиль рва подтверждают цифры, приведенные Наполеоном далее. Имеем треугольную призму: основание — треугольник со стороной 12 футов и высотой 9 футов, высота призмы 6 футов. V = 12×9×½×6 = 324 кубических фута.
[10] 1 туаз = 6 футов, т. е. примерно 2 м.
[11] О реформе Цезарем календаря см у Светония. Поправку в 2,5-3 месяца следует иметь, по крайней мере, с Пунических войн. Так Ганнибал переходил Альпы не в ноябре, месяце наиболее неблагоприятном для этого мероприятия, а в сентябре — месяце вполне удобном.