Метродор Скепсийский

Составитель: 

T 1 Diogenes Laertios, Vitae philosophorum [Vide: Demetrius Magnes & Sosibius apud Diogenem Laertium], 5, 84
одиннадцатый — из Скепсиса, человек богатый и знатный, большой любитель наук, — это он вывел в люди своего земляка Метродора
T 2 Strabo, Geographica [Vide: Apollodorus et Eratosthenes apud Strabonem], 13, 1, 55
Позднее жил Метродор, человек, который от философии обратился к политической деятельности и в большинстве своих сочинений учил риторике; он применял своеобразный новый стиль, изумляя многих. Благодаря славе ему удалось, несмотря на бедность, заключить блестящий брак в Халкедоне, и он выдавал себя за халкедонца. Расположив к себе Митридата Евпатора, он вместе с женой уехал с ним в Понт; назначенный на судебную должность, он пользовался исключительным почетом; на его решения нельзя было апеллировать к царю. Однако счастье его не было прочным: столкнувшись с враждой людей, менее справедливых, чем он, Метродор отделился от царя во время посольства к Тиграну Армянину. Тигран же отослал его против воли назад к Евпатору, когда тот был уже изгнан из отцовского царства. Но в пути Метродор скончался: неизвестно, был ли он казнен по повелению царя или же умер от болезни, ибо говорят и то и другое.
T 3 Plutarch (Ploutarchos), Lucullus, 22, 1-5
Однако теперь он вызвал его ко двору, оказывая знаки почтения и любви; цари устроили тайное совещание, стараясь устранить причины для взаимного недоверия — на беду своим приближенным, ибо на них они сваливали вину. В числе последних оказался Метродор из Скепсия, человек немалой учености и не чуждый красноречия, который при Митридате достиг такого влияния, что его называли «отцом царя». Рассказывают, что когда Митридат послал его к Тиграну просить помощи против римлян, Тигран спросил: «А сам ты, Метродор, как посоветуешь мне поступить в этом деле?» То ли желая блага Тиграну, то ли зла Митридату, Метродор ответил, что как посол он просит за своего государя, но как советчик рекомендует отказать ему. Теперь Тигран все рассказал Митридату, попросив его не быть с Метродором слишком жестоким; но тот был немедленно умерщвлен, и Тиграну пришлось раскаиваться в своей откровенности. Впрочем, откровенность эта была не единственной причиной гибели Метродора, она только дала последний толчок недобрым намерениям Митридата, который уже давно втайне ненавидел своего приближенного. Это стало совершенно очевидно, когда были захвачены тайные бумаги царя, среди которых был приказ о казни Метродора. Тигран устроил Метродору великолепные похороны, не пожалев никаких трат, чтобы почтить после смерти того, кого он предал при жизни.
T 4a Cicero, M. Tullius, De oratore, 1, 45
Ведь я имел случай слышать лучших знатоков, когда в бытность мою квестором прибыл из Македонии в Афины, где тогда, говорят, процветала Академия во главе с Хармадом, Клитомахом и Эсхином. Там же был Метродор, вместе с ними учившийся у самого Карнеада, который, как говорили, превосходил всех остротой и богатством речи; в почете были Мнесарх, ученик твоего друга Панэтия, и Диодор, ученик перипатетика Критолая.
T 4b Cicero, M. Tullius, De oratore, 2, 365
Но тем не менее приходилось мне слушать, как я вчера говорил, в Афинах — самых лучших ученых, а в Азии — даже самого твоего Метродора Скепсийского, рассуждавшего как раз об этих вещах
T 4c Cicero, M. Tullius, De oratore, 3, 75
И хотя я всегда испытывал жажду к тем занятиям, о которых я говорю, но отведал я их совсем немного: сперва — в Азии, где я, будучи квестором, встретился со своим почти ровесником, ритором из Академии, известным Метродором, которого добром помянул Антоний,
T 5a Cicero, M. Tullius, De oratore, 2, 360
Мне случалось видеть замечательных людей с прямо сверхъестественной памятью: в Афинах — Хармада, в Азии — Метродора Скепсийского, который, говорят, и посейчас жив;
T 5b Cicero, M. Tullius, Tusculanae disputationes, 1, 59
Я не говорю, какою памятью славился Симонид, какою — Феодект, как памятлив был посланный от Пирра к сенату Киней, как потом Хармад и не так давно умерший Метродор Скепсийский, как наш друг Гортензий
T 5c Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 7, 89
Некий Хармад в Греции всякую книгу, которую кто–либо требовал из библиотеки, тотчас воспроизводил по памяти, словно читая ее. Наконец, на этой основе было создано искусство воспроизводить услышанное теми же самыми словами, которое было изобретено лирическим поэтом Симонидом, а усовершенствовано Метродором из Скепсиса.
T 6a Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 34, 34
Метродор из Скепсиса, которому прозвание дано по его ненависти к римскому народу
T 6b Ovid (P. Ovidius Naso), Epistulae ex Ponto, 4, 14, 37-40
Едким словом своим не край — авзонийские нравы
Скепсий клеймил и Рим требовал гневно к суду.
Ярый этот навет народ пропустил равнодушно,
Не повредил истцу неугомонный язык.
T 7a Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 3
О местах и народах [из Западного Средиземноморья источники включают] Феопомпа, Метродора из Скепсиса, Калликрата … Тимогена
T 7b Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 7
[Для книги рассматривающей особенности человеческих тел, отличительные человеческие способности, болезни, и призраки, источники включают:] Ксенагора, Метродора из Скепсиса, Антиклида, Критодема.
T 7c Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 28
Для препаратов, полученных из животных [источников] Аристотель, Метродор из Скепсиса, врач Хикетид …
T 7d Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 34
[Для знаний, относящихся к металлам и статуям] иностранные источники включают Демокрита, [Для знания, относящегося к металлам и статуи] иностранные источники включают Демокрита, Метродора из Скепсиса Менехма кто писал О торевтике (О искусстве тиснения)
T 8a Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 4
[Для мест Северо–Восточного Средиземноморья, источники включают] Метродора, Клеобула, Посидония.
T 8b Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 5
[Для мест в Северной Африке, источники включают] Александр Полигистор, Метродор, Посидоний [который написал] перипл [путевой очерк] …
T 8c Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 6
[Для мест в Армении и Индии, источники включают] Амомета, Метродора, Посидония
T 8d Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 1, 37
[О драгоценных камнях, источники включают] Зеенофема, Метродора, Сотака

О Тигране

Книга первая
F 1 Scholia, Argonautica, 4, 131
В своей первой книге О Тигране Метродор говорит, что Аракс называется thermodos или «даритель тепла».

Относительно истории

Книга первая
F 2 Scholia, Argonautica, 4, 834
И вокруг проливов в море есть извержения огня таким образом, что само море становится горячим, как сообщает Метродор в книге первой Относительно истории и Феофраст в своих Исторических воспоминаниях. Они говорят, что рев из островов Эола слышен на расстоянии тысячи стадиев; даже возле Тавромения рев, как гром.

О привычках

F 3 Athenaios, Deipnosophistae, 9, 45, 391d
И Метродор пишет в сочинении «О привычках», что сычи ловятся во время ответного танца.
F 4 Scholia, Theriaca, 613
И Метродор в своей книге о привычках говорит, что тамариск–это самые древние растения и что египтяне в своей процессии Зевса носят венок тамариска, как это делают маги у мидян.
F 5 Strabo, Geographica, 16, 4, 16
Впрочем, рассказы Метродора Скепсийца в его книге «О привычке» похожи на сказку, и ими следует пренебречь.

Об упражнениях

Книга вторая
F 6 Athenaios, Deipnosophistae, 12, 77, 552cd
Метродор из Скепсиса во второй книге «Об упражнениях» пишет, что поэт ГИППОНАКТ был не только мал, но и худ; однако обладал большой физической силой и мог, не говоря уже о другом, очень далеко забросить даже пустой сосудец, — а ведь легкие предметы не имеют силы рассекать воздух, и поэтому сообщить им большую скорость очень трудно.
F 7 Strabo, Geographica, 11, 5, 1
Другие писатели, тоже прекрасно знакомые с этими местами (среди них Метродор Скепсийский и Гипсикрат), утверждают, однако, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими.
F 8 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 3, 122
Стыдно нам заимствовать сведения об Италии у греков. Тем не менее: Метродор из Скепсия утверждает, что имя реки Пад [По] взято от «пади» — галльского названия ели, потому что около ее истоков растет много этих деревьев. А на языке лигуров эта самая река зовется Бодинкум, что означает «бездонная». В пользу этого утверждения говорит то, что близлежащий город Индустрия в старину назывался Бодинкомагум, [а находится он как раз там,] где начинаются особенно глубокие [места на По].
F 9 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 5, 136
… свободный остров Хиос, который Эфор называет своим оригинальным именем Эфалия, Метродор и Клеобул назцывают Хиа от нимфы Хионыc, другие от снега, и [некоторые называют] Макрида и Питуса.
F 10 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 8, 36
Мегасфен пишет, что в Индии змеи достигают таких огромных размеров, что целиком заглатывают оленей и быков, а Метродор — что в окрестностях реки Риндак на Понте они хватают и заглатывают пролетающих над ними птиц, даже если те летят высоко и быстро.
F 11 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 28, 78
Но по любому другому поводу менструации [т. е. другому, чем во время затмения] если женщины ходят голыми постоянно через зерно, гусеницы, черви, жуки и другие вредители падают замертво. Метродор из Скепсиса описывает приспособление созданное в Каппадокию из–за распространенности испанских мух (cantharides), в соответствии с которым менструирующие женщин переходят через середину хлебной нивы со своими юбками задран ыми выше ягодиц.
F 12 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 34, 34
Я полагал бы, что это были статуи только богов, если бы Метродор из Скепсиса, которому прозвание дано по его ненависти к римскому народу, не обвинял в том, что Вольсинии были завоеваны из–за 20005 статуй.
F 13 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 37, 33-36
Филемон говорит, что янтарь есть вещество ископаемое и выкапывается в Скифии в двух местах, — в одном белый и воскового цвета, называемый собственно янтарем, в другом — темно–желтый, известный под названием гиалопирриха (hyalopyrrichum). Демострат называет его lyncurium или рысь–моча и говорит, что он от мочи диких животных, известных как рыси … другие называет его langurium и говорят, что есть звери в Италии называемые languri. Зенофем называет эти же существа langae и помещает их рядом с рекой По. Судин говорит, что есть дерево, которое называется lynca категории, которое растет в Лигурии и Метродор был такого же мнения.
F 14 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 37, 61
Метродор из Скепсиса является единственным — по крайней мере, насколько мое чтение идет — кто говорит, что адамас находится в той же части Германии, а именно на остров Басилия, как и янтарь, да и вообще предпочитает этот адамас на Аравию. Кто может сомневаться в лживости этого утверждения?
F 15 Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 37, 178
Что касается paneros, или «все–любящего» камня, Метродор не описал его. Но он приводит довольно изящное стихотворение о нем, составленное царицей Тимарис и посвящен Венере, в котором он понимается как помощь плодородности. Некоторые люди называют этот камень panerastos, или «любящий все». Существует много видов понтийских [драгоценных камней]: есть звездчатые либо с кровавыми, либо с золотыми вкраплениями, которые рассматриваются как священные. Другие вместо звезд имеют линии таких же цветов; третьи — изображения гор и долин.
F 16 Scholia, Thebais, 3.479
Бранх был фессалиец, возлюбленный Аполлона, как был Гиакинф. После того, как он был убит, Аполлон оплакивал тяжко и почтил его могилой и храмом, где сам Аполлон известен как БранхидскийB. † Этот Зоамахон † по мнению Метродора Периегета он основал три знаменитых храма от Эфиопии до Ливии.
F 17a Scholia, Alexandra (Scheer E.), 697
Осса – самая высокая гора в Италии, согласно Метродору.
F 17b Tzetzes, Ioannes, Alexandra (Scheer E.), 697
Ким и Осса – самые высокие горы Италии, согласно Метродору.
F 18 Stephanos of Byzantium, Ethnica, — ῞Υπανις
Гипанис, разделяясь на два рукава, одну часть воды изливает в Меотийское озеро, другую же — в Понт. Но Метродор в 4 книге говорит, что грязный источник питает ее и делает реку непригодной для питья.