Приложение 1. Дамон, сын Дамонида

Из двух фигур, которые вырисовываются на интеллектуальном фоне Перикла, Анаксагора и Дамона, прямое влияние Дамона, похоже, было преобладало. Дамон был истинным представителем «эпохи софистов», чье исследование наук и критическое изучение институтов, несомненно, разделял сам Перикл. Специализацией Дамона была музыка, и он теоретизировал о связи музыки с этикой и политикой (DK 37 B4, 6, 10). Но он также мог распространяться по любому предмету (Plato Laches 180d) и был связан с Продиком из Кеоса (Laches 197d), современником Сократа, известным изучением смысла слов.
Однако главный интерес Дамона для нас возникает из того факта, что он также был активным политиком, чья связь с Периклом прочно засвидетельствована. Аристотель (Ath. Pol. 27.4), как мы видели, приписывает ему «большую часть» законодательства Перикла, в частности, введение платы присяжным. Связь этих двух людей подтверждается Исократом (15.235) и Платоном (Alcibiades 1.118c). Даже утверждение Аристотеля о том, что Дамон подвергся остракизму, получает частичное подтверждение из открытия остракона с его именем. Что двое этих людей состояли в близких отношениях доказано вдобавок двумя стихами комика Платона, которые позволяют нам установить приблизительную дату остракизма Дамона: «Теперь, прежде всего, пожалуйста, скажи мне вот что: ибо люди говорят, что ты вырастил Перикла, как второй Хирон» (Plut. Per. 4.4).
Поскольку комик Платон создал свою первую пьесу в 428 году, terminus post quem для остракизма Дамона будет 438/7 г., хотя, конечно, пьеса могла быть написана несколько лет спустя. В связи с судебным преследованием Фидия в 438/7 г. соблазнительно разместить остракизм в том году или после него, чтобы комедия Платона была произведена в 428/7 или 427/6 г. В любом случае, смысл этих стихов заключается в том, что Дамон не мог подвергнуться остракизму до 438 года. Это подтверждает замечание Псевдо–Платона (Алкивиад 1.118c), что Перикл общался с Дамоном, когда Перикл был в расцвете сил («и даже сейчас, в его возрасте, Перикл общается с ним»). В начале пятидесятых, а тем более в конце шестидесятых будет слишком рано для вменяемого общения; сообщение Платона (Rep. 400bc) говорит о том, что Дамон все еще жив и интеллектуально энергичен. Если бы Дамон мог достоверно предположить, что он посоветовал Периклу платить присяжным, то контекст должен быть в конце пятидесятых или, лучше, в начале сороковых годов.