Глава 5

Эта глава тесно связана с предыдущей и содержит пять примеров, которые проливают свет на кажущийся приветливый и мягкий характер Артаксеркса. Великий царь появляется как разумный, умеренный и скромный человек. Из–за значительного анонимного содержания этой главы невозможно датировать события.

5.1 Синет: Этот анекдот Плутарх также повторяет в Моралиях (172b). Как уже отмечалось, он подробно описан у Элиана (var. 1,32) и заключается в следующем: не упоминаемый у Плутарха по имени герой принес Великому царю воду не из любой реки, но из реки Кир. В этом кратком изложении рассматриваются различные аспекты Ахеменидского царства.

Этот подарок является особой честью для Великого царя, так что он богато вознаграждает Синета. Тот получает — по Плутарху и Элиану (который также упоминает персидскую одежду) — золотую чашу и 1000 дариков. Этот анекдот также затрагивает щедрость Великого царя.

Согласно Элиану вода кажется особенно ценной, поскольку Синет взял ее из Кира. Но это не единственный особый аспект этого фактически незаметного дара: вода была и является незаменимым сырьем жизни в Персии. В обязанность правителя входило заботиться о том, чтобы его подданные предоставляли и культивировали этот эликсир. Важность воды в этом географическом районе также объясняет идеологический смысл хранения воды из рек Империи (Дунай и Нил) в царской казне (согласно Динону, FGrH 690, F 23b). Мы также знаем из Агафокла Кизикского (FGrH 472), современника Динона, что была некая «золотая» вода, предназначенная для питья только царю. Эта конкретная вода отождествлялась с водой из Хоаспа, упомянутой Геродотом, которую было разрешено пить одному Великому царю (Hdt. 1, 188). Поэтому кажется, что вода из Хоаспа была особенно хороша (Ktesias, FGrH 688, F 37, Curt., 5, 2, 9, Plin. nat., 37, 156).

Кроме того, этот анекдот также дает указание на путешествия Ахеменидов, то есть на обычай великих царей кочевать между постоянными резиденциями (Пасаргады, Персеполис, Вавилон, Суза и Экбатана). Это изменение места жительства часто комментируется древними авторами. Ксенофонт приводит в качестве причины этих поездок климатические условия в разные времена года в империи: Великий царь пытается всегда жить в свежести и тепле весны (Xen. Kyr. 8, 6, 22; еще Strab. 16, 1, 16; Athen. 12, 513F; Ael. nat. 3, 13). Отсюда по Ксенофонту было недалеко от изнеженности и морального разложения (Xen. Ages. 9, 5). С другой стороны, Элиан видит здесь мудрость великих царей, поскольку они выбирают свое местонахождение в соответствии с климатом подобно перелетным птицам (Ael. nat. 3, 13).

Однако, бегство от экстремальных летней жары на периферию не является единственной причиной для царских путешествий, Там, где он был, царь мог заниматься конкретными региональными проблемами и контактировать с подданными, о чем также свидетельствуют многие древние авторы. Курций сообщает, что Дарий III при отступлении после поражения при Гавгамелах был встречаем поселковыми жителями как царь (4, 16, 15). Еще одной причиной переездов двора были также крупные военные действия, которые вел Великий царь в качестве верховного главнокомандующего. Даже в этих случаях весь двор переезжал с царем. Так, например, Парменион после битвы при Иссе захватил двор Дария III с наложницами и слугами в Дамаске (Ahen. 13, 608A).

Но ни в коем случае эти путешествия не характеризовались спонтанностью или импровизацией, как считают некоторые древние авторы, но были подробно запланированы как спектакли или приемы Великого царя, которые могли бы выстраиваться в зависимости от региона, местных обычаев и традиций. В этом контексте можно увидеть участие Великого царя в вавилонском Новом году. Здесь могут быть достаточны два примера, чтобы доказать это: согласно Геродоту (7, 32), глашатаи Ксеркса должны были с одной стороны двигаться из Сард вперед в Элладу требовать земли и воды, а с другой стороны, заранее объявлять о запланированном прибытии Великого царя, чтобы можно было подготовить царский стол; Элиан рассказывает, что во время царского путешествия из Экбатаны до Персиды сгоняют жителей убивать всех скорпионов на дороге от (anim. 15, 26). Для городов и мест, которые посещал царь со своим мобильным двором, забота о царе и его окружении была бременем, поскольку, как отмечают греческие авторы, царя сопровождали тысячи людей. Эти посещения сильно подрывали финансовые ресурсы города.

5.2 Эвклид: По словам Плутарха, Эвклид был лакедемонянином при дворе персидского великого царя Артаксеркса II. Но поскольку у нас нет о нем дальнейших свидетельств, нечего сказать о его задаче/должности (миссии?). С точки зрения содержания, этот краткий пример снисходительности царя к спартанцу противоречит Artax. 22, 1: Там читатель узнает, что Артаксеркс ненавидел всех спартанцев, кроме Анталкида, и считал их самыми возмутительными людьми на свете: «Артаксеркс, хотя он всегда ненавидел всех остальных спартанцев и считал их, как говорит Динон, самыми возмутительными из всех людей, он оказал топовые почести Анталкиду, когда тот приехал в Персию». Поскольку Эвклид наверняка не был периэком или илотом, то Динон, возможно, не был донором для эпизода с ним (если мы исключим внутренние противоречия в его творчестве), поскольку Великий царь, по крайней мере, был очень щедр к этому спартанцу.

5.3 Тирибаз был ведущим персидским «дворянином» при Артаксерксе II. Он дает совет царю перед битвой при Кунаксе (Artax. 7.3) и помогает Артаксерксу в битве, подведя ему нового коня после его падения с седла (см. Artax. 10, 1, согласно Xen. 4, 4, 4, и это, очевидно, привилегия Тирибаза). Он предоставил свободный проход греческим наемникам на обратном пути (Xen. an. 4, 4, 4–6) и, кажется, наследовал Тиссаферну (после его казни) как каран в Малой Азии и, вероятно, также как сатрап в Сардах. Он помог Анталкиду с помощью финансовых средств восстановить спартанский флот и арестовал Конона как предателя, который, однако, бежал к Эвагору на Кипр (Xen. Hell. 4, 8, 12–16; Diod. 14, 85, 4; Plut. Ages. 23, 2). В 388 году после временного отзыва Тирибаз вернулся в Лидию. О его изменчивой судьбе см. 5, 3f.; 24, 4 и 27, 9f.: По Плутарху он порой был одним из первых лиц Империи, но затем — из–за неуравновешенного характера — впадал в немилость и оказывался на дне. Он участвовал в подготвке так называемого Анталкидова мира, который он зачитал греческим послам в своей резиденции в Сардах (Xen. an. 5, 1, 30f.). Вместе с зятем Глосом он победил Эвагора Саламинского (435-375/74) у Кития (381), но вступил в переговоры с кипрским царем, за что был обвинен Оронтом перед Великим царем (Diod. 15. 8). Как участник кампании против кадусиев он, как говорят, спас Артаксеркса и его армию и, следовательно, был высоко оценен и освобожден от обвинения. Он принял участие в заговоре Дария, старшего сына Артаксеркса II, против Великого царя и погиб (Artax. 24. 27–29; Diod. 15, 8f.).

5.6 Статира: Эти темы (женщины, колесницы, ревность) несколько раз поднимаются в трудах Плутарха. Три из шести примеров из Vita (4, 5-5, 6) вошли в Regum et Imperatorum Apophthegmata. Так что идентичная история находится в Моралиях (173f), только там сам Артаксеркс дал указание жене путешествовать с отодвинутыми шторами. Это описание противоречит другому месту (Artax. 27, 1), где Артаксеркс изображен, как и принято у варваров, ужасным ревнивцем. Это повествование запускает процесс раскола между Артаксерксом II и его сыном и назначенным преемником Дарием, который в конечном итоге приводит последнего к гибели. В целом, по словам Плутарха, считается смертельным преступлением обгонять повозки, используемые царицей, или проезжать между ними. Этот отрывок, в свою очередь, тесно связан с эпизодом из биографии Фемистокла, когда Фемистокл использует неизмеримую ревность персов, чтобы добраться инкогнито до персидского двора в фургоне, покрытом со всех сторон тканями (Plut. Them. 26, 4f.). В качестве донора здесь наверняка подозревается Динон.

Из–за описанного противоречия эпизод со Статирой не может быть приписан тому же источнику, что и описание ревнивого Артаксеркса, для которого донором, вероятно, будет Динон, так что последнего — конечно, не с уверенностью, так как мы слишком мало знаем о работе Динона — для Artax. 5, 6 можно исключить. По крайней мере, можно предположить, что для пассажей, которые Плутарх приводит как в Апофтегматах, так и в Vita Артаксеркса, источником был компендий, а не Динон. Что царицы путешествовали по частным и официальным делам, мы знаем не только из греческих свидетельств (например, Ktesias, FGrH 688, F 14 [39]: Амитида, дочь Аместриды, отправляется в Сирию, чтобы воспрепятствовать своему мужу Мегабизу поднять восстание против царя), но и из Персепольских табличек, которые позволяют сделать выводы о путешествиях Артазостры, дочери Дария I.