Примечания к I филиппике

В I филиппике содержится политическая программа Демосѳена по отношению к Филиппу и македонской державе, программа, которой он оставался верным до конца, и с которой теперь выступал перед народом впервые. Оратору было в то время 30 лет с небольшим; но в его распоряжении имелось уже достаточно данных для того, чтобы решительно и смело высказать взгляд на положение дел, сложившийся у него из наблюдений над недавними событиями, из знакомства с прошлым аѳинской истории и с характером аѳинского народа, с его слабостями и достоинствами. Последствия аѳинской политики, господствовавшей в то время и воплощавшейся в лице Евбула и его сторонников, были на-лицо: быстрый роет македонской державы, пренебрежительное отношение Филиппа к республике, утрата республикой многих владений на Ѳракийском побережье и, наконец, близость наступления Филиппа на самую Аттику. Для оратора было ясно, что республика должна отказаться от усвоенного ею образа действий, как опасного для её достоинства и самого существования; вместе с тем он сознавал и трудность принятой на себя задачи - свернуть аѳинский народ с той дороги, по которой вели его влиятельнейшие руководители. Вера в аѳинский народ, поддерживаемая воспоминаниями о прошлом, со включением некоторых пережитых оратором событий, как задержание Филиппа по ту сторону Ѳермопил (352), смягчает резкость обличения, проходящего через всю речь; она и служила для оратора надежным средством найти себе сочувствие в слушателях. Прежде всего в собственной истории должны были аѳиняне найти для себя и урок, и критику тогдашнего поведения. Оратору оставалось только напомнить эти уроки и рядом с ними доказать возможность торжества над врагом. Пробуждением надежды на торжество аѳинского оружия, на приобретение новой славы аѳинским народом, оратор старается обратить слушателей к забытому способу действий против внешнего врага. Это - положительная сторона речи, и воодушевление оратора должно было сообщаться народному собранию. С просьбами и мольбою обращается оратор к своим слушателям. Тем с большею смелостью Демосѳен настаивает на ошибочности господствующей политики, на прискорбных её последствиях.
Со времени Дионисия Галикарнасского I Филиппика приурочена к архонтству Ариотодема, т. е. к 351 г. до P. X, (01. СѴП, 1) и вопреки Дионисию рассматривается как цельная речь, произнесенная за-раз, а не составленная механически из двух речей, будто бы первоначально разделенных четырехлетним промежутком времени: вторую половину речи (§§ 30-51) древний ритор относит к 347 г., ко времени после падения Олиноа (к Аллею, 4. 10). Таким образом со времени вступления Филиппа на македонский престол и его первых успехов (858) прошло до этого времени не меньше 7 лет. И характер Филиппа, и его политические раз-счеты успели обнаружиться достаточно. Какого-либо частного повода к речи оратор не называет, да в нем и нужды не было. Уже много раз аѳиняне в народном собрании и вне его обсуждали на все лады поразительные успехи Филиппа; не раз они посылали против него войска; не раз бывали им обмануты. Все это было на виду и на памяти у всех, равно как и бессилие аѳинян остановить завоевательное движение царя. Демосѳен признает возможным, чтобы аѳиняне сравнялись с противником и даже превзошли его и в количестве войска, и в своевременности военных действий, а так как правда, а с нею и милость богов на их стороне, то у них есть основание рассчитывать на победу. До сих пор они, воздерживаясь сами от военной службы, полагались только на наемные войска и на их военачальников, да и этими пользовались нерадиво, не предупреждая событий, без предварительно составленного плана, но лишь следуя на буксире за ними и покоряясь тому плану, какой изобретал их противник; наконец, наемные войска и вожди их оставались без жалованья, почему легко покидали службу и меняли ее на предприятия, более для них выгодные, а аѳиняне, сидя дома, изощряясь в красноречии, жадно прислушивались к новостям с поля войны, толковали об них, порицали военачальников, и потом, когда это было бесполезно, предавали их суду или вызывали с поля войны. Демосѳен поэтому предлагает аѳинянам не уклоняться от военной службы, не отказываться от денежных жертв, снарядить флот с экипажем из граждан, во всякое время готовый сразиться с Филиппом на море, и образовать постоянное войско для наступательных действий на Филиппа в пределах его собственных владений; четвертую часть этого войска, правильно и достаточно оплачиваемого, должны составлять сами граждане. Только при этом условии аѳинские стратеги, таксиархи, филархи и гиппархи перестанут служить куклами для украшения городских праздников. Уже здесь Демосѳен противопоставляет ревность и точную предусмотрительность аѳинян по отношению к празднествам их беспечности и легкомыслию в военном деле, еще не касаясь вопроса о суммах на эти празднества.
Советы оратора не были приняты собранием: во все продолжение аѳинской войны аѳиняне содержали на жалованье наемное войско; не было у них и флота с воинами из граждан. История оправдала опасения Демосѳена, и он в речи "О венке" мог с полным правом сказать о себе, что "умел различить события при их зарождении, заранее постигнуть их и заранее сообщить свои мысли другим" (XVIII, 246).