Глава четвертая

Начало Арабии-Макина. Ератосѳеново описание Северной, Счастливой и Южной Арабии. Города, система управления в них. Благовония Счастливой Арабии. Город Айлана. Сезострисовы столбы у Дейры. Острова во входе в залив. Артемидорово описание Арабского залива. Города, гавани, острова. Побережье Ихѳиофагов и Кочевников. Город Птолемаида, Острова: Мероэ и египетских изгнанников. Образующие Нил реки. Нравы и обычаи материковых жителей по берегам этих рек. Охота на слонов. Струѳофаги и охота на казуаров. Акридофаги. Пустыня скорпионов. Обитающие у пролива народы. Хелонофаги с гаванями Арсиноей и Дейрой. Южный рог. Описание носорога. Жирафы, другие дикие животные. Змеи. Нравы и обычаи Троглодитов и Эѳиопов. Посейдий, Пальмовый лес и другие пункты на Арабском побережье. Богатства и торговые сношения Сабаев. Причина названия моря Ериѳрайским. Набатаи; главный город Скала. Неудачный поход Элия Галла в Арабию. Занятия и нравы жителей Счастливой Арабии. Гомеровские Сидонцы и Ерембы. Планы Александра относительно Арабии.
1) Началом Арабии от Бабелонии служит Макина. Перед нею лежит с одной стороны пустыня Арабов, с другой болота Халдаев, которые образуются разлитиями Евфрата, наконец с третьей стороны Персидское море. Имея воздух нездоровый и будучи покрыта туманом, страна эта производит однако прекрасные плоды несмотря на дождливый и жаркий климат. На болотах растет виноградная лоза: в плетеные коробки кладут столько земли, сколько требуется для того, чтобы виноградная лоза могла крепко держаться в ней; иногда плетенка сносится водой, но потом отбивается снова на прежнее место.
2) Однако я возвращаюсь к тем сведениям об Арабии, которые сообщает Ератосѳен. Относительно северной, пустынной части страны, находящейся между счастливой Арабией, Углубленной Сирией и Иудеей до угла Арабского залива, Ератосѳен говорит, что от города Героев, где находится другое углубление залива по направлению к Нилу, через Петру Набатаев до Бабилонии, 5,600 стадий, причем вся эта линия тянется по направлению к летнему востоку через земли прилегающих арабских народов: Набатаев, Халдаев и Аграев. Над ними простирается Счастливая Арабия на 12,000 стадий к югу до Атлантического моря. Первые, населяющие Арабию после Сирийцев и Иудеев, земледельцы; следующая за ними область песчана и бесплодна; на ней растет немного пальм, аканѳ и тамариск, есть цистерны с водой, как и в Гедрозии. Ее населяют Арабы Скениты и пастухи верблюдов. Крайние части Арабии на юге, противолежащие Эѳиопии, орошаются летними дождями и засеваются два раза в год, как и индийские земли. Здесь текут реки, теряющиеся в равнинах или озерах. Страна отличается обилием всякого рода плодов, медовых деревьев; также много разного рода скота, кроме лошадей, мулов и свиней; есть много всякой птицы, кроме гусей и кур. Эту крайнюю часть Арабии населяют четыре очень больших народа: Минаи подле Красного моря, наибольший город их Карна, или Карнана; с Минаями пограничны Сабаи, главный город которых Мариаба. Третий народ Каттабаны, простирающиеся до теснин и переезда через Арабский залив; главный город их Тамна. Хатрамотиты живут главным образом по направлению к востоку; у них город Сабата.
3) Города эти управляются монархически, находятся в цветущем состоянии и роскошно украшены храмами и царскими дворцами. Дома жителей этих народов напоминают способом расположения строевого леса египетские дома. Каждая из этих четырех областей занимает больший кусок земли, нежели египетская Дельта. Царская власть наследуется не сыном от отца, но первым, родившимся в каком-либо знатном роде после назначения царя. Поэтому лишь только царь вступил на престол, беременные жены знатных мужчин записываются, и к ним для наблюдения приставляется стража; мальчика, прежде всех родившегося от какой либо из этих женщин, принимают согласно закону и воспитывают по царски, как наследника.
4) Каттабания производит ладон, а Хатрамотитида смирну. И эти, и другие благовония продаются купцам в обмен; купцы прибывают к ним из Айлан в Минаю семидесятидневным путем. Айлана - город в другом углу Арабского залива, в том, который подле Газы и называется Айланитским, как мы уже сказали. Герраи приходят в Хатрамотитиду в сорок дней. Берег Арабского заливу вдоль Арабии, начиная от Айланитского угла, имеет 14,000 стадий, как пишут спутники Александра и Анаксикрат; но это слишком много. Длина Троглодитики, остающейся с правой стороны, если выезжать из города Героев, до Птолемаиды и до охоты на слонов, определяется в 9,000 стадий к югу и немного к востоку, а оттуда до теснин больше на восток считается около 4,500 стадий. Мыс образует теснины в сторону Эѳиопии; называется он Шеей и имеет город того же имени; населяют его Ихѳиофаги. Говорят, здесь есть колонна Сезостриса Египтянина, указывающая в священных литерах место прохода через эту теснину. Как кажется, Сезострис первый покорил Эѳиопию и Троглодитику, после чего он перешел в Арабию, а оттуда прошел всю Азию; вследствие этого во многих местах укрепления называются сезострисовыми и показываются сооруженные им храмы египетских божеств. Теснина у Дейры суживается до шестидесяти стадий; впрочем в настоящее время не это место называется тесниной, но лежащее несколько дальше, где расстояние между двумя материками определяется почти в двести стадий; шесть лежащих в этом промежутке островов близко один к другому наполняют этот пролив, оставляя очень узкие проходы для плавающих; через них перевозятся товары, идущие из страны и в страну; эти-то проходы называются в настоящее время тесниной. За этими островами следует дальнейший водный путь вдоль области, дающей смирну, на юг и вместе восток до той страны, где растет корица; путь этот тянется тысяч на пять стадий; говорят, дальше никто не проникал. На этом побережье немного городов, за то на материке есть много городов, и они хорошо населены. Такие сведения об Арабии сообщает Ератосѳен; присоединим к этому еще кое что, находимое у других писателей.
5., По словам Артемидора, Арабский мыс противолежащий Дейре, именуется Акилой; жители окрестностей Дейры имеют обезображенные головки полового члена. Отправляясь от города Героев, мы подходим прежде всего к городу Филотере подле Троглодитики, так названному по имени сестры второго Птолемея; город основан Сатиром, посланным для исследования охоты на слонов и побережья Троглодитики; далее следует другой город, Арсиноя, потом ключ горько-соленой воды, низвергающейся с высоко скалы в море; недалеко отсюда на равнине возвышается гора сурикового цвета. Дальше отсюда находится Мышья стоянка, называщаяся также стоянкой Афродиты; это - большая гавань с изогнутым входом. Перед ней лежит три острова, два из которых покрыты тенистыми оливковыми деревьями, третий покрыт ими меньше, но имеет множество цесарок. Еще дальше следует залив Акаѳарт (Нечистый), расположенный против Ѳебаиды как и Мышья стоянка; он справедливо называется Нечистым, потому что благодаря подводным камням и почти непрерывно свирепствующим ветром, залив этот вечно бушует. В глубине залива помещается и город Береника.
6) За заливом следует остров Офиода, названный так от обилия на нем змей; царь избавил остров от змей, частью потому, что змеи умерщвляли многих из пристававших к острову, а частью ради топазов. Это прозрачный камень, имеющий блеск золота; днем заметить его не легко, потому что солнечный блеск затемняет топаз, за то ночью собиратели различают его ясно. Для знака ставится ночью какой-нибудь сосуд на том месте, где замечен топаз, и камень вырывается днем. Для собирания топазов и охранения их содержался отряд людей на жалованьи египетских царей.
7) За этим островом следует несколько народцев Ихѳиофагов и Номадов; а еще дальше находится гавань Сотейры (Спасительницы), названная так несколькими предводителями флотов, спасшимися от больших опасностей. Здесь начинается значительная перемена в свойствах побережья и залива: берег больше не скалист и как бы соединяется с Арабией. море мелко до того, что едва имеет две сажени глубины, зеленая поверхность воды покрыта мхом и водорослями, которых особенно много на том переезде, где под водою растут даже деревья; в проливе этом водятся в изобилии морские собаки. Дальше следуют Тавры, две горы, издали похожие на быков. За ними поднимается другая гора со святилищем Изиды, сооруженным Сезострисом. Дальше остров, засаженный оливковыми деревьями и наводняемый морем. Еще дальше следует недалеко от охоты на слонов Птолемаида, основанная Евмедом, именно: будучи послан Филадельфом на охоту, он обвел тайком остров рвом и валами, успев расположить в себе сопротивлявшихся жителей и из врагов сделать своими друзьями.
8) В этом промежутке изливается в море рукав реки Астаборы, которая берет начало из озера и здесь изливается в море одною частью своих вод, неся другую, большую в Нил. Дальше следуют шесть островов по имени Латомии; за ними так называемое Сабаитское устье, а на материке укрепление, сооруженное Сухом; потом гавань Елая и остров Стратона; еще дальше гавань Саба одноименное и с ней место охоты на слонов. Внутренняя тамошняя область называется Тенессисом; ее населяют отпавшие от Псамметиха египетские беглецы, прозванные Сембритами, т. е. пришельцами. Они управляются царицей, под властью которой состоит также недалеко от этих мест лежащий на Ниле остров Мероэ. Недалеко над этим последним лежит на той же речке другой остров, также жилище изгнанников. Скорые путешественники совершают путь от Мероэ до этого моря в пятнадцать дней. Недалеко от Мероэ находится слияние Астаборы, Астапа, а также Астасобы с Нилом.
9) По этим рекам живут Ризофаги и Гелей, так названные потому, что из прилегающего к ним озера они выкапывают корни и, разбивая их камнями, приготовляют из них лепешки, которые едят, поджаривши на солнце. В этих местностях водятся также львы, которые впрочем около восхода созвездия собаки выгоняются из этих стран большими комарами. Недалеко отсюда живут и Сперматофаги, которые в случае недостатка зерен питаются желудями, приготовляя их точно также, как Ризофаги приготовляют болотные корни. За Елаей следуют сторожевые башни Деметрия и алтари Конона. На материке в изобилии растет индийский тростник в той области, которая называется землею Коракия. Некогда в глубине материка лежала Ендера, жилище неодетых людей, которые пользуются луками из тростника и обожженными стрелами; они пускают стрелы в животных большею частью с деревьев, и только иногда находясь на земле. У них в большом числе водятся дикие быки, мясом которых равно как и других животных они питаются. В том случае, когда охота бывает совершенно неудачной, тамошние жители поджаривают сухие шкуры и довольствуются такой пищей. У них кроме того в обычае устраивать для несовершеннолетних юношей состязание в стрельбе из лука. За алтарями Конона следует гавань Мелин, а над нею находится укрепление и несколько пунктов для охоты. Еще дальше лежит гавань Антифила, а над нею живут Креофаги, мужчины которых имеют обезображенный половой член, а женщины по еврейскому закону обрезаны.
10) Над ними дальше к югу живут Кинамолги, у здешних туземцев называющиеся Агриями, носящие длинные волосы, длинные бороды и содержащие у себя очень больших собак; с ними Кинамолги охотятся на индийских быков, выгоняемых из соседних местностей дикими зверями или недостатком пропитания; появление здесь индийских быков приходится на промежуток времени от летнего поворота до середины зимы. За гаванью Антифила следует другая гавань, называющаяся рощею изувеченных; потом, подле Саб город Береника и очень большой город Сабы: далее следует роща Евмена. Над нею лежит город Дараба и место охоты на слонов, прозванное местом охоты у колодца. Здесь живут Елефантофаги, устраивающие охоту следующим образом: когда, сидя на деревьях, они замечают проходящее через лес стадо слонов, то не нападают на него, а только перерезывают нервы у тех из самых задних слонов, которые заблудятся, для чего охотники и подкрадываются к ним тайком. Некоторые охотники поражают слонов стрелами, отравленными змеиным ядом. Стрельба из лука производится тремя лицами, из которых двое упираясь ногами держат лук, а третий натягивает тетиву. Другие охотники намечают деревья, под которыми обыкновенно отдыхают слоны; затем подходя с другой стороны они подрубливают ствол, а прислонившееся к дереву животное падает вместе с деревом; так как слон встать не может, потому что голени не расчленены и кость не изогнута, то охотники прыгают на него с деревьев и убивают его. Охотники эти называются у Номадов нечистыми.
11) За Елефантофагами живут Струѳофаги, небольшой народ, у которого водятся птицы, величиною с оленей; они летать не могут, но бегают быстро, как верблюды-страусы. На них охотятся или с луком, или, покрываясь кожею казуара, причем охотники покрывают правую руку кожей казуаровой шеи и приводят ее в движение, похожее на повороты шеи самим животным; левой рукой они разбрасывают из висящего при них мешка хлебные зерна, сгоняя привлеченных таким образом птиц в ущелья, где стоящие наготове люди убивают их палками. В кожи этих птиц туземцы одеваются, а также делают из них ковры. С этими жителями ведут войны эѳиопы, называемые Симами, вооруженные рогами антилоп.
12) На границе с Эѳиопами живут Акридофаги, чернее других, мельче и кратковечнее; так, они редко живут больше сорока лет, потому что тело их изъедается множеством насекомых. Питаются они саранчей, заносимой в эти страны сильно дующими юго-западными и западными весенними ветрами. Бросая в ущелья сильно дымящийся кустарник, медленно сгорающий... ; потому что саранча пролетающая над ущельем, закрывается дымом и падает, после чего охотники давят саранчу, мешают ее с солью и приготовляют употребляемые в пищу лепешки. Над Акридофагами простирается необитаемая пустыня, имеющая обширные пастбища, но покинутая людьми через скорпионов, которых здесь бесчисленное множество, и через так называемых четырехчелюстных ядовитых пауков. Чрезвычайное размножение их и было причиной выселения оттуда людей.
13) За гаванью Евмена до Дейры и до теснин шести островов живут Ихѳиофаги, Креофаги и наконец Изувеченные, простирающиеся вглубь материка. Здесь есть много пунктов охоты на слонов, незначительных городов и островков перед берегом. Большая часть тамошних жителей - кочевники, и только немногие занимаются земледелием, у некоторых имеется в изобилии стиракс. Ихѳиофаги собирают рыбу во время отливов, бросают ее на камни и жарят на солнце. Кости сжаренных рыб сбрасывают в кучу, а мясо их топчут ногами, потом приготовляют из него лепешки, снова подсушивают их на солнце и тогда уже употребляют в пищу. Зимой, вследствие невозможности собрать рыбу, они толкут собранные в кучи кости и едят приготовленные из костей лепешки; свежие кости они высасывают. Часть жителей употребляет в пищу мясо некоторых раковин; помещая раковины во рву или в какой нибудь луже и бросая в пишу им мелкую рыбку, они в случае недостатка рыбы питаются этими раковинами. Некоторые из жителей, населяющие безводное побережье, через каждые пять дней отправляются со всем домом с криками и песнями к источникам и там, припавши к воде как рогатый скот, пьют, пока не вздуется живот на подобие барабана, после чего они возвращаются домой к морю. Живут они в пещерах или в хижинах, покрытых оливковыми листьями и поддерживаемых балками и стропилами из китовых и рыбных костей.
14) Хелонофаги покрывают свои хижины покровами черепах, которые так велики, что в них даже купаются. Так как в изобилии выбрасываемая морем трава образует высокие, похожие на холмы кучи, то иные делают в них подвалы и живут там. Покойников своих они выбрасывают на съедение рыбам на берег, откуда морские волны сносят их в воду. В большом числе островов есть здесь три близко лежащих один к другому; один из них называется Черепашьим, другой Тюленьим, а третий Ястребиным. Все морское побережье, не только в пределах теснин, но и далеко за ними, покрыто пальмовыми, оливковыми и лавровыми лесами. Там есть остров Филиппа, над которым находится так называемое Пиѳангелово место охоты на слонов. Дальше лежит город и гавань Арсиноя; за ними Дейра, а над Дейрой охота на слонов. Дальше за Дейрою простирается производящая благовония область, сначала та, в которой растет Смирна, и которая населена Ихѳиофагами и Креофагами. Тут же растет египетский миндаль и египетская фига. За нею находится охота на слонов Лиха. Во многих местах здесь есть лужи дождевой воды, по осушении которой слоны своими хоботами и зубами роют ключи и находят воду. На этом побережье до мыса Пиѳолая находится два больших озера; одно из них, называемое морем, имеет соленую воду, другое сладкую. В последнем водятся гиппопотамы и крокодилы, а на окраинах его растет папирус; в этой местности можно видеть и ибисов. Недалеко от мыса Пиѳолая население имеет уже неизуродованные тела; за ним начинается земля, приносящая ладан. Здесь также есть мыс и храм с тополевой рощей. На материке есть речная долина, называемая долиной Изиды, и другая, по имени Нильская долина, обе поросшие смирной и ладаном. Здесь есть еще цистерна, наполняемая горными водами. Дальше следует Львиная сторожевая башня и гавань Пиѳангела. Ближайшая местность производит pseudocasiam. Непосредственно за ней лежит несколько речных долин, поросших ладаном, и течет несколько рек до страны, производящей киннамом (корица). Ограничивающая эту страну речка содержит в себе много ситнику. Дальше протекает другая речка, и лежит гавань Дафнунт, потом идет речная долина, называемая Аполлоновой, производящая кроме ладана и смирны корицу; впрочем эта последняя в большом изобилии растет в глубине материка. Дальше следует выдающаяся в море гора Слон, яма с водой, а за тем большая гавань Псигма и так называемый водоем Кинокефалов; наконец крайняя оконечность этого побережья Ноту-Керас (Южный рог). Обогнувши оконечность к югу, мы не находим больше, говорит Артемидор, исследованных гаваней или каких-нибудь иных пунктов, потому что на следующем за сим побережье нам ничего неизвестно.
15) Напротив, вдоль известного берега от Дейры до Южного рога находятся столбы и алтари Пиѳолая, Лихи, Пиѳангела, Льва и Харимотра, но длина этой части берега неизвестна. Страна переполнена слонами и львами, которые называются муравьями; они имеют цвет кожи золотистый, шерсть более густую, чем арабские львы, и половые члены их обращены назад. Здесь же водятся отважные пантеры и носороги. По величине уступая немного слонам, носороги не меньше их по длине от головы до хвоста, хотя Артемидор утверждает, что он сам видел в Александрии более коротких носорогов; в вышину носороги ниже слонов дочти на одну пядень, судя по крайней мере по тому носорогу, которого мы видели сами. Цвет кожи носорога похож больше на цвет слона, а не быка. Размеры у него бычачьи; фигура больше всего напоминает фигуру свиньи, особенно передняя часть головы за исключением впрочем носа; нос его представляет кривой рог - тверже всякой кости. Носорог употребляет свой рог в дело, как оружие, подобно кабану, пользующемуся с таким образом клыками. На поверхности кожи его находятся две полосы, идущие, как кольца змей, от спины до живота, один на плече, другой на бедрах. Мы предлагаем это описание по виденному нами экземпляру; Артемидор кроме того прибавляет, что это животное вступает в борьбу с слоном из за пастбищ и, подведши под него переднюю часть головы, разрезывает противнику живот, если только слон не предупредит его хоботом в зубами.
16) В этих местностях водятся также верблюды-пантеры, не имеющие ничего общего с пантерами, потому что пестрота кожи делает их скорее похожими на молодых оленей с длинными пятнами. Задняя часть у них гораздо короче передней, так что животное кажется сидящим на хвостовой части, имеющей вышину бычачьей; напротив передние ноги ничуть не ниже верблюжьих; вытянутая шея прямо вверх, выше верблюжьей. Я полагаю, что именно вследствие этой неравномерности частей это животное не обладает той быстротой, какую приписывает ему Артемидор, по словам которого ни одно животное не превзойдет верблюда-пантеры в быстроте; тем не менее это не дикий зверь, а скорее пастбищное животное, потому что в нем вовсе не замечается дикости. По словам того же Артемидора, там родятся сфинксы, кинокефалы, павианы с львиной мордой и с туловищем пантеры, а величиною с козулю; там же будто бы водятся дикие красноватого цвета быки, питающиеся мясом, по величине и быстроте значительно превосходящие наших. Есть там кроме того, как уверяет Артемидор, гиены, представляющие смесь собаки и волка. Рассказы скепсийца Метродора в сочинении О привычке оказываются баснями, которых не следует принимать во внимание. Артемидор говорит, что тамошние змеи, имеющие в длину тридцать локтей, одолевают быков и слонов, - в этом по крайней мере сообщении Артемидор не превосходит меры, потому что индийские и либийские змеи, на которых растет даже трава, баснословнее этих.
17) Троглодиты ведут пастушеский образ жизни и управляются по местностям. Женщины и дети у них общие за исключением тиранов. Соблазнивший жену тирана уплачивает овцу. Жены их тщательно окрашивают себе брови, а на шею вешают раковины, как средство против обвороживания их. Троглодиты ведут войны из за пастбищ: сначала дерутся кулаками, потом каменьнями, а лишь только наносится рана, то стрелами и мечами. Мир устанавливается женщинами, которые выходят на середину между воюющими сторонами и обращаются к воинам с мольбами. Пищу их составляют мясо и кости истолоченные вместе, завернутые в кожу и потом сжаренные; иногда пища эта приготовляется и другим способом поварами, которых они называют нечистыми. Таким образом Троглодиты пожирают не только мясо, но и кости и кожу: они питаются также смесью крови и молока. Обыкновенный напиток Троглодитов составляет настойка на придорожной игле, а верховный владыка их употребляет напиток из меду, для чего выжимается медовый сок из особенного растения. Зима бывает у них в то время, когда дуют пассатные ветры, потому что тогда идут дожди. Остальное время года - лето. Они ходят нагие или завернутые в шкуры и носят с собою палку. Тела у них вообще не изуродованы, по некоторые мужчины подобно египтянам обрезаны. Мегабиты, одно из эѳиопских племен, обивает свои палки железным кольцом и употребляют копья и из бычачьей кожи щиты; остальные Эѳиопы употребляют только копья и луки. Некоторые Троглодиты так хоронят своих покойников: привязывают прутьями из придорожной иглы шею к ногам, после чего труп немедленно забрасывается среди веселья и смеха камнями, пока не окажется закрытым совсем; затем, положивши на него козий рог, расходятся. Они путешествуют ночью, вешая колольчики на шею вьючных животных мужского пола с целью напугать звоном колокольчика хищных зверей, против которых употребляются также факелы и лук. Они стерегут по ночам свои стада, напевая у костра какие-нибудь песни.
18) Разсказавши это о Троглодитах и соседних с ними Эѳиопах, Артемидор возвращается к Арабам. Прежде всего он начиная от Посейдия рассматривает Арабов, касающихся Арабского залива и противолежащих Троглодитам. По его словам, Посейдий лежит в углу Айланитского залива, а подле Посейдия находится хорошо орошенный пальмовый лес, высоко ценимый по тому, что вся окрестная земля выжжена, безводна и лишена тени. В этой местности изумительное обилие плодов пальм. Лесом заведуют мужчина и женщина, принадлежащие к одному и тому же роду; они оба завернуты в кожи, питаются пальмовыми плодами, а спят вследствие множества диких зверей в хижинах на деревьях. Дальше лежит Тюлений остров, названный так по причине множества здесь этих животных. По близости к этому острову находится мыс, проведенная через него линия доходит до Петры, города Набатайских Арабов и области Палестины, куда Минаи, Герраи и все соседние народы доставляют благовония. Потом следует другое побережье, прежде называвшееся побережьем Маранитов, частью земледельцев, частью кочевников, а теперь называющееся побережьем Гарандаев; эти последние коварным образом перебили Маранитов и овладели их землей: напавши на участвовавших в пятилетнем празднестве, Гариндаи совершенно истребили не только этих, но и всех прочих людей. Дальше идет Айлапитский залив и Набатая, земля хорошо населенная и изобилующая пастбищами. Набатаи занимают также соседние острова, лежащие подле берега; некогда они жили там спокойно, но впоследствии начали грабить людей, приезжавших сюда на паромах из Египта; впрочем за это они были наказаны, когда против них пришел флот и опустошил их землю. Вслед за сим простирается хорошо орошенная, деревьями изобилующая равнина, богатая вместе с тем разного рода домашним скотом, между прочим дикими ослами, верблюдами, оленями и козулями; здесь водится также много львов, пантер и волков. Перед этой областью лежит остров по имени Дия, а дальше следует залив почти в пятьсот стадий, окруженный горами и с малодоступным входом. Кругом живущие люди охотятся на дичь на суше. Дальше лежат три острова, лишенные обитателей и поросшие оливковыми деревьями, не нашими впрочем, но тамошними туземными, которые мы называем эѳиопскими, и сок которых имеет целебное действие. Непосредственно за сим идет каменистый берег, а за этим последним тянется почти на тысячу стадий суровое побережье, вдоль которого плавание совершается с трудом по причине малочисленности гаваней и якорных стоянок; происходит это от того, что над ним тянется высокая суровая гора, и скалистые основания горы достигают самого моря; они причиняют наибольшую гибель главным образом во время пассатов и следующих затем проливных дождей. Дальше следует залив, содержащий в себе множество рассеянных островов. а затем поднимаются три очень высоких связанных между собою дюны черного песку, а за ними гавань Хармоѳа, имеющая в окружности около ста стадий, с входом узким и опасным для всякого судна. В гавань изливается река, а в середине бухты лежит остров, изобилующий деревьями и удобный для поселения. Затем опять идет суровое побережье, за которым находится несколько бухт, земля кочевников, которые имеют все нужное для жизни в верблюдах; на верблюдах они сражаются, совершают путешествия, питаются их молоком и мясом. Землю их перерезывает несущая золотой песок речка; но они не умеют превращать песок в золотые слитки. Жители этой земли, частью кочевники, частью земледельцы, называются Дебами. Большую часть наименований прочих народцев я опускаю по причине неизвестности их и нелепого произношения. За ними следуют люди более добродушные, населяющие более удовлетворительную землю: она изобилует водой и часто посещается дождями· У них вырывается из земли золото, но не в виде песку, а в мелких золотых кусочках, которые требуют незначительной очистки: наименьшие кусочки имеют величину орехового зерна, средние - кизила, а наибольшие равняются по величине волоскому ореху. Просверливая эти кусочки и надевая их на нитки вперемежку с прозрачными камнями, жители делают таким образом украшения, которые и носят вокруг шеи и на руках. Кроме того, они дешево продают золото своим соседям, отдавая его за тройное количество меди и за двойное железа: они не умеют обрабатывать золота и терпят недостаток в вымениваемых металлах, более необходимых для удовлетворения житейских потребностей, нежели золото.
19) С ними соприкасается благодатнейшая область Сабаев, населенная многочисленнейшим народом, где растет смирна, ладан и корица; на берегу растет бальзам и другое растение, очень душистое, но быстро теряющее запах. Тут есть также душистые пальмы и тростник, водятся красного цвета змеи длиною в сажень; они делают прыжки до пояса, и укушение их неизлечимо. Однако вследствие излишка плодов население лениво и в образе жизни легкомысленно. Простонародье спит на отрезанных корнях деревьев. Что касается торговли, то обыкновенно товары продаются ближайшим соседям, эти передают их следующим за ними жителям и так далее до Сирии и Месопотамии. Лишаемые сознания благовониями, они удаляют беспамятства курением асфальта и козлобородника. Город Сабаев, Мариаба, расположен на покрытой деревьями горе. В нем живет царь, разрешающий тяжбы и другие дела. Выходить из царского замка не дозволяется, в противном случае лицо согласно изречению оракула будет побито немедленно каменьями народной толпой. Царь и окружающие его проводят жизнь в женских наслаждениях. Народ или занимается обработкой земли, или ведет торговлю благовониями, как с туземцами, так и с лицами, приезжающими из Эѳиопии, к которым они переплывают в кожаных лодках через проливы. У них такое изобилие благовоний, что в качестве прутьев для поджигания какого-либо дерева они употребляют киннамом, касию и другие благовонные растения. У Сабаев растет также ларимн, благовоннейшая курительная трава. Благодаря этой торговле и Сабаи и Герраи очень богаты, Владеют большим количеством золотых и серебряных предметов, как например, диванов, треножников, чаш и стаканов, не говоря о роскошном убранстве домов их; двери, стены, потолки их жилищ украшены слоновой костью, золотом, серебром и каменьями. Таковы рассказы Артемидора об этих народах; в остальном он большею частью согласен с Ератосѳеном, присоединяя кое что из сочинений других историков.
20) По его же мнению, некоторые называют море Ериѳрой, т. е. Красным, от цвета воды, происходящего от преломления света стоящего в зените солнца, или от гор, окрашенных в красный цвет солнечным жаром; предполагают и тот и другой источник. Ктезия Книдиец напротив утверждает, что в море изливается красноватая вода цвета сурика. Агаѳархида, соотечественник Ктезии, рассказывает со слов некоего Бокса, что какой-то Перс по имени Ериѳра, когда его стадо лошадей, преследуемое бешенной львицей до самого моря, переплыло оттуда на остров, то он соорудил плот и переехал первый на тот остров; видя, что на острове можно жить хорошо, Ериѳра отослал свое стадо назад в Персию, а на этот остров, равно как и на другие и на берег, выслал колонистов, и самое море названо по его имени. Наконец некоторые утверждают, что Ериѳра - сын Персея, и что он царствовал в этих землях. Иные определяют расстояние от пролива Арабского залива до краев земли, производящей корицу, в 5,000 стадий, но при этом не говорится, в южном ли направлении, или в восточном. Кроме того рассказывают, что в золотых рудниках есть смарагд и берилл. У Арабов есть также душистая соль, как утверждает Посейдоний.
21) Первые над Сирией, занимающие счастливую Арабию, - Набатаи и Сабаи, проникавшие часто в Сирию до завоевания её Римлянами; теперь Набатаи и Сабаи, как и Сирийцы подчинены Римлянам. Главный город Набатаев так называемая Петра (Скала), потому что он расположена на плоскости, ровной и гладкой, во со всех сторон окруженной скалами, с внешней стороны отвесной и крутой, а внутри имеющей обильные источники, необходимые для удовлетворения потребности в воде и для орошения садов. За пределами этих скал земля большею частью пустынна, особенно в стороне Иудеи. Отсюда идет самый короткий путь в три или четыре дня до Гиерикуата (Иерихона) и в пять дней до Пальмового леса; город постоянно находится под управлением царя, происходящего из царского рода, и пользуется удовлетворительными законами. Сам царь имеет наместника, одного из своих друзей, который называется братом царя. Аѳенодор, философ и друг наш, живший у Петрайцев, с удивлением рассказывал, что он нашел в Петре много Римлян и других иностранцев; по его словам иностранцы часто ведут тяжбу как между собою, так и с туземцами, туземцы же напротив никогда не жалуются друг на друга и всегда живут в совершенном согласии.
22) Многие особенности этой страны сделались известны нам, благодаря недавнему в наше время совершенному походу Римлян против Арабов, причем Римлянами предводительствовал Элий Галл. Этот последний послан был Кесарем Августом с целью исследовать и Арабов, и эѳиопские народы, и земли их. Кесарь понимал, что лежащая подле Египта Троглодитика граничит с эѳиопскими областями, и что Арабский залив, отделяющий Арабов от Троглодитов, очень узок. И так, он решил или сделать их своими друзьями, или покорить. Ко всему этому присоединялось то обстоятельство, что народы эти с древнейших времен считались очень богатыми, так как они выменивали золото и серебро на свои благовония и драгоценные камни и из полученных таким образом сокровищ не тратили ничего на иноземные товары. Таким образом Кесарь Август рассчитывал или приобрести богатых друзей, или победить богатых врагов. Кесаря ободряла кроме того надежда на друзей его Набатаев, обещавших помогать ему во всяком предприятии.
23) С такими соображениями и надеждами Галл предпринял поход; но он был обманут правителем Набатаев Силлаем, который обещал ему быть проводником, все доставлять, во всем содействовать, а между тем везде действовал коварно, не указывал верного пути, ни по морю, ни по суше, вел его длинными, трудными окольными путями, по лишенным всего необходимого областям, вдоль берегов незаселенных, с подводными камнями, мелких, подвергавшихся прибою волн; наибольший вред однако терпело войско в этих странах от приливов и отливов. Впрочем первая ошибка состояла в том, что были сооружены большие суда, между тем как морской войны и не было, и не могло быть. Арабы и на суше не очень воинственны, они лучшие торгаши и купцы, нежели воины, - еще менее искусные солдаты на море. Тем не менее Элий построил не меньше восьмидесяти судов; бирем, трирем и барок подле Клеопатриды, лежащей на старом нильском канале. Сознавши свою ошибку, Элий соорудил сто тридцать грузовых судов, на которых и переправился с десятью тысячами римской пехоты находившейся в Египте, и союзников; в числе последних было пятьсот Иудеев и тысяча Набатаев под командою Силлая. Претерпевши много бед, Галл прибыл только на пятнадцатый день в деревню Белую, большое торжище Набатаев; он потерял множество кораблей, несколько вместе с экипажем вследствие несчастного плавания, а не нападения врагов. Причиной этих бедствий было недоброжелательство Силлая, утверждавшего, что войско не может быть проведено сухим путем в деревню Белую, в которую и из которой купцы совершают путь безопасно и удобно в Скалу и из Скалы с таким количеством людей и верблюдов что караваны их не отличаются от армии.
24) Случилось это так потому, что царь Обода не обращал большего внимания на общественные дела и в особенности на военное дело, - общая слабость арабских царей; он предоставил все произволу своего наместника, Силлая; а этот последний вел все дела с коварством и старался, как я полагаю, исследовать страну и покорить вместе с Римлянами некоторые города и племена Арабов, а потом, по истреблении Римлян голодом, болезнями, трудами и другими бедами, приготовленными для Римлян с помощью хитрости, сделаться самому всеобщим повелителем. И так, Галл дошел до деревни Белой, когда войско его заболело уже цингой и слабостью ног, - две местные болезни; у одних солдат был паралич рта, у других ног вследствие особенных свойств воды и трав. Все это заставило Галла провести в той деревне лето и зиму для поправления здоровья солдат. От Белой товары доставляются в Петру, оттуда в Ринокуры в Финикии подле Египта, а наконец отсюда к другим народам; впрочем в настоящее время большая часть товаров идет по Нилу в Александрию. Из Арабии и Индии товары доставляются в Мышиную гавань, потом сухим путем на верблюдах в Копт в Ѳебаиде, лежащий на Нильском канале, а оттуда в Александрию. Выступивши с войском из деревни Белой, Галл проходил благодаря вероломным проводникам по таким местностям, что даже вода была везена на верблюдах. Много дней спустя после этого Галл прибыл в землю Ареты, родственника Ободы. Хотя Арета принял его дружелюбно подарил его подарками, но измена Силлая затруднила переход и через эту страну. В течение тридцати дней шел Галл по местностям, лишенным путей и доставлявшим только полбу, немного фиников и масло вместо оливы. Ближайшая страна, в которую он пришел, населена была кочевниками, а большею частью совершенно пустынна; называлась она Арареной, а царь ее Сабом. На переход и через эту землю, также не имевшую путей сообщения, потребовалось пятьдесят дней, пока он не прибыл в город Неграны, в мирную и плодородную область. Царь бежал, и город был взят при нервом приближении к нему. На шестой день после этого войско достигло реки. Вступившие здесь в сражение варвары в числе тысяч десяти потерпели поражение от Римлян, которых было две тысячи: варвары, народ совершенно невоинственный, не умели пользоваться оружием, именно луками, копьями, мечами и пращами; большая часть их была вооружена обоюдоострыми топорами. Вскоре после того завоеван был также покинутый царем город Аска. Отсюда Галл перешел к городу Аѳруле, который был взят без бою и снабжен гарнизоном. Запасшись хлебом, финиками и другими предметами, он прибыл к городу Мариабе, принадлежавшему народу Рамманитов, подчиненному царю Иласару. После шестидневной осады Галл вынужден был по недостатку воды отступить. Здесь он находился, как говорили пленные, на расстоянии двух дней от земли, доставлявшей благовония. По вине проводников Галл прошел этот путь только в шесть месяцев. Об обмане проводников он узнал поздно, только на возвратном пути, который он совершал по другому направлению. На девятый день Галл пришел в Неграны, где произошло сражение; оттуда одиннадцать дней спустя он прибыл к Семи источникам, местность, названная так по количеству источников. Отсюда через мирную область Галл перешел к деревне Хаалле, а потом к другой, лежащей на реке Малоѳе; дальнейший путь шел через скудно орошенную пустыню до деревни Егры, которая лежит у моря в земле Ободы. Весь обратный путь он совершил в шестьдесят дней, употребивши в начале на тот же путь шесть месяцев. От Егры войско прибыло в Мышиную гавань через одиннадцать дней, оттуда Галл перешел в Копт и наконец спустился в Александрию со всеми способными к военной службе людьми; остальные солдаты его погибли не от врагов, но от болезней, трудов, от голода и дурного состояния дорог; от войны погибло только семь человек. По этим причинам поход мало принес пользы для исследования этих земель, хотя все-таки некоторая польза была. Виновником неудачи должен считаться Силлай, который и понес наказание в Риме: уличенный кроме этой измены еще и в других преступлениях, он не смотря на притворство в дружбе был обезглавлен.
25) Земля, производящая благовония, разделяется, как сказано выше, на четыре части. Говорят, что из ароматов ладан и смирна получаются из деревьев, ... касия из болот. По мнению некоторых, большая часть ароматов привозится из Индии, а наилучший ладан растет у Персидского залива. Другие писатели разделяют всю Счастливую Арабию на пять царств, в одном из которых находятся воины и защитники всех прочих; другое царство состоит из земледельцев, хлеб которых идет ко всем прочим жителям Счастливой Арабии; третье царство - ремесленники, а наконец страна смирны и ладана; две последние производят также касию, киннамом и нард. Род занятий не переходит от одного к другому, но все остаются верны отцовским преданиям. Наибольшее количество вина получается из пальм. Братья пользуются бо́льшим почтением нежели сыновья, на основании первородства. Как цари, так и все должностные лица пользуются властью по наследству. Имущество принадлежит сообща всем родственникам, и старшему в роде принадлежит главенство. Все имеют одну жену. Вошедший к ней прежде имеет сообщение с ней, поставивши предварительно палку у дверей, - по тамошнему обычаю каждый носит с собой палку; ночь же супруга проводит с самым старшим. Таким образом все - братья всех. Сообщаются у них и с матерями. Прелюбодеяние наказывается смертью, причем прелюбодеем считается всякий из другого рода. Дочь одного из царей, чудо красоты, имела пятнадцать братьев, которые все любили ее, и потому один за другим входили к ней непрестанно, пока царская дочь, уже истомленная, не придумала против братьев, как рассказывают, следующей хитрости. Она сделала палки, похожие на палки братьев; лишь только один уходил от неё, она ставила подле дверей одну из своих палок, похожую на палку брата, потом ставила другую палку, обращая всегда внимание на то, чтобы приходящий к ней не нашел палки, непохожей на свою. Когда однажды все братья были на рынке, и один из них отправился к царской дочери, то нашел у дверей палку, из чего и заключил, что кто-то есть у неё: так как всех братьев своих он оставил на рынке, то и предположил, что в доме прелюбодей; он тотчас побежал к отцу и, приведши его сюда, убедился, что сестра обманывала их.
26) Набатаи воздержны, умеют приобретать и лицо, расточающее свое имущество, подвергается публичному наказанию, а увеличивающее его удостаивается наград. Так как рабов у них немного, то в услужении состоят большею частью родственники или они оказывают взаимные услуги, или же все делают сами; обычай этот простирается даже на царей. Они устраивают общественные обеды группами по тринадцать человек, и на каждой пирушке бывает два музыканта. Однако царь устраивает в своем обширном дворце частые и продолжительные попойки, причем никто не имеет больше одиннадцати чашек, золотых, постоянно меняющихся. Царь их до такой степени близок к народу, что он не только обходится без прислуги, но и оказывает взаимные услуги прочим гостям. Часто он отдает перед народом отчет; иногда подвергается исследованию самый образ жизни его. Жилища там сооружены из драгоценного камня, а города вследствие господства мира не укреплены стенами. Почва большею частью плодородна, не производит только оливы, но вместо её там пользуются сезамовым маслом. Тамошние овцы имеют белое руно, а быки отличаются большими размерами. Страна терпит недостаток в лошадях, но работа их исполняется верблюдами. Мужчины носят не туники но фартуки, все ходят в туфлях, даже цари, носящие пурпур. Некоторые товары - только ввозные, другие совершенно не ввозятся, главным образом потому, что они туземны, каковы золото, серебро и большая часть ароматов; медь, железо, пурпур, сторакс, шафран, белая корица, предметы резной работы, картины, статуи, - все это ввозится. На мертвые тела они смотрят как на навоз, в каковом смысле выразился и Гераклит: "трупы следует выбрасывать скорее, чем навоз". Вот почему даже царей хоронят подле навозных куч. Они поклоняются солнцу, в честь которого воздвигается на доме алтарь и на нем ежедневно совершаются возлияния и дымится ладан.
27) Когда Гомер говорит: "Я пришел к Эѳиопам, к Сидонцам и Ерембам", то спрашивается, какие народы следует разуметь под этими именами?
Относительно Сидонцев существует сомнение, понимать ли под ними обитателей побережья Персидского залива, колонистами которого оказываются наши Сидонцы; подобно этому там утверждают, что Тирийцы и Арадии какие-то островитяне, колонии которых теперешние Арад и Тир; или же под именем Гомеровских Сидонцев следует разуметь Сидонцев теперешних. Гораздо большее сомнение возникает относительно Ерембов: следует ли разуметь под ними Троглодитов, как уверяют некоторые на основании насильственной этимологии названия от ἔραν и ἐμ-βαίνειν, или Арабов. Современник наш Зенон так изменяет чтение: "к Сидонцам и Арабам". Правдоподобнее чтение Посейдония, предлагающего незначительную перемену: "к Сидонцам и Арамбам"; так будто бы поэт называл теперешних Арабов, носивших в то время название Арамбов и в других местах. По словам поэта, здесь в соседстве между собою жили три народа, обнаруживавшие взаимное племенное родство, и потому носившие родственные названия: одни - Армяне, другие - Арамаи, третьи - Арамбы. Можно допустить, что по мере увеличения разности в климатах, один народ разделился на три, и вместо одного имени явилось несколько. Лица предлагающие писать "Еремны" т· е. черные, не заслуживают веры, потому что такое название приличествовало бы скорее Эѳиопам. Гомер упоминает также Аримов[1]. По словам Посейдония, под Аримами следует разуметь жителей не какой-либо части Сирии или Киликии, или другой страны, но самой Сирии, потому что жители Сирия называются Арамаями, и быть может, только Еллины переименовали их в Аримаев или Арамов. Что касается перемен в названиях, особенно варварских, то они весьма часты; так Дариэку Еллины называли Дарием, Фарзирию Парисатидой, Атагартию Асѳарой, а Ктезий назвал последнюю Деркето. Свидетелем богатства Арабов может служить и Александр который, как говорят, задумывал даже сделать ее резиденцией царя по возвращении из Индии; но его намерения не осуществились по причине внезапной смерти. Одним из его планов было занятие Арабии или с согласия жителей, или посредством войны. Так как он видел, что Арабы ни прежде, ни после не посылали к нему послов, то он приготовился уже было к войне, о чем мы говорили выше.


[1] Ил, ΙΙ; 783.