Глава третья

Переход от Сирии и Месопотамии к Персидскому заливу. Арабы Скениты. Вход в залив, величина и положение его. Город Герры на берегу залива Арабского. О-ва Тир и Арад. О-в Огирий с гробницей древнего царя Ериѳры. Подводные деревья в Красном море. О-ва с жемчугом, благовонные деревья и другие редкости.
1) Над Иудеей и Углубленной Сирией до Бабилонии и речной области Евфрата простирается к югу вся Арабия за исключением области Скенитов, живущих в Месопотамии. О самой Месопотамии и населяющих ее народах мы говорили выше. Область, лежащая по ту сторону Евфрата, именно над устьем реки занята Бабилонянами и народом Халдаями, о которых мы также говорили. Следующая за Месопотамией земля до Углубленной Сирии, насколько она граничит с рекою и Месопотамией, занята разделенными на мелкие княжества Арабами Скенитами; это местности бесплодные по причине недостатка воды. Арабы мало или даже вовсе не занимаются земледелием, но пасут стада разных пород скота, преимущественно верблюдов. Над Арабами Скенитами тянется обширная пустыня. Более южную часть страны занимают жители Счастливой Арабии. Северную границу Арабии составляет упомянутая нами пустыня; восточную - Персидский залив, западную - Арабский, южная омывается большим морем, которое называется Красным; в эту границу не входят два залива его.
2) Персидский залив называется еще и Персидским морем; Ератосѳен о нем говорит так: "Вход в него так узок, что из Гармозов, мыса Кармании, можно видеть мыс Арабии, что подле Мак. Правое побережье от устья залива делает изгиб сначала от Кармании немного на восток, а потом на север, поворачивая после этого на запад к Теридону и к устьям Евфрата. Побережье это обнимает берега Кармании, Персии, Сузиды и частью Бабилонии, тянущиеся почти на десять тысяч стадий, о чем мы также говорили. Дальше оттуда до устья насчитывается такое число стадий, что очевидно море это мало уступает Понту Евксинскому; об этом свидетельствует, по словам Ератосѳена, и Андросѳен, Ѳасиец, плававший вместе с Неархом и потом один объехавший Арабское побережье. Ѳасиец, по словам Ератосѳена, объехавший по поручению залив, говорит, что путешественник, плывущий от Теридона и имеющий с правой стороны материк, подходит к лежащему перед беретом острову Икару, к священному Аполлонову храму на нем и оракулу Таврополы.
3) Проплывши вдоль Арабии на расстоянии двух тысяч четырехсот стадий, мы приближаемся к городу Геррам, лежащему в глубоком заливе и занятому изгнанными из Бабилона Халдаями. Они населяют земли, содержащие соль, и живут в соляных домах. Так как от солнечного жара отрываются постоянно пластинки соли, то обитатели этих жилищ окропляют их часто водою и таким образом обеспечивают прочность стен. Город лежит в двухстах стадиях от моря. Геррейцы занимаются большую частью сухопутной торговлей арабскими товарами и благовониями. Аристобул, напротив, утверждает, что Геррейцы большую часть своих товаров сплавляют на плотах в Бабилонию, откуда они спускаются по Евфрату до Ѳапсака, а потом развозятся всюду сухим путем.
4) Плывя далее, мы встречаем два других острова Тир и Арад с храмами, похожими на Финикийские. По крайней мере по уверению жителей этих островов, Финикийские города и острова, носящие те же названия, представляют их колонии. Острова эти находятся на расстоянии десяти дней пути от Теридона и на один день пути от устья залива Мак.
5) Неарх и Орѳагора рассказывают, что в открытом море на расстоянии двух тысяч стадий к югу, лежит остров Огирий на котором показывают гробницу Ериѳры, большую могилу, обсаженную дикими пальмами. Ериѳра был царем в этих местах, и от него получило свое название Ериѳрайское, или Красное море. Известие это, по словам Неарха, сообщено ему Миѳропастой, сыном Арсина, Фригайского сатрапа, который убегая от Дария жил на этом острове и, присоединившись к тем из жителей его, которые отправились в Персидский залив, искал через них возвращения на родину.
6) Вдоль всего берега Красного моря растут глубоко в воде деревья, похожие на лавр и оливу; во время отливов они совершенно открываются, а во время приливов совсем заливаются водой; явление это тем поразительнее, что вся выше лежащая местность лишена деревьев. Все это рассказывает о Персидском море, которое мы назвали восточной границей счастливой Арабии, Ератосѳен.
7) По словам Неарха, Миѳропаста находил эти деревья с Мазеной, а Мазена был правителем какого-то острова в Персидском заливе; остров называется Доракта (Оаракта?). Удаляясь из Огирия Миѳропаста бежал на этот остров, где и нашел радушный прием. Здесь он сошелся с Мазеной, чтобы быть приняту в македонский флот, во главе которого стоял Мазена. Неарх говорит также об острове, что у начала Персидского побережья, и на котором находится множество драгоценного жемчуга; на других островах имеются прозрачные дорогие камни. По его же словам, на островах перед Евфратом растет пахнущее ладаном дерево, разломанный корень которого выпускает из себя сок; он говорит также о больших размерах морских раков и ежей, что свойственно впрочем всему внешнему морю, - еж больше шляпы, а рак весит фунт. Он видел еще прибитого к берегу кита в пятьдесят локтей.