Глава вторая

Границы Сирии. Разделение её на Коммагену, Селевкиду, Углубленную Сирию, Финикию и Иудею. Самосата и переход через Евфрат в Коммагене; насупротив крепость Селевкия. Селевкида, или Тетраполь. Антиохия из четырех городов. Величина и могущество Антиохии. Поселение здесь потомков Триптолема. Река Оронта - прежний Тифон. Область Киррестида с укреплением Гиндаром. Селевкия, Роз, Апамея и горы Пиерия и Касий. Лаодикея, Апамея, прежняя Пелла, ограниченная с востока и юга арабскими землями и Халкидикой. Побережье от Лаодикеи до Орѳосии. Местоположение Арода и процветание его под владычеством сирийских царей. Триполь и мыс Лик Божий. Углубленная Сирия между Либаном и Антилибаном. Равнины Мавра и Марсия. Города: Библ и Берит. Дамаскена с гор. Дамаском. Сидон и Тир с их историей и достопримечательностями. Наука у Сидонян. Птолемаида, или Ака. Два замечательных явления на берегу и подле Касия. Гадара, Азот, Аскалон. Пути от Газы и Пелусия к углу Арабского залива. Рафия и Ринокорура. Озеро Сирбонида. Гробница Помпея и храм Зевса на горе Касии. Иудея, населенная на юге Идумеями, Финикиянами и Египтянами. Иудеи из Египта, выведенные сюда Моисеем. Основание Иерусалима, покоренного Помпеем. Иерихон. Асфальтово озеро. Гиркан, Ирод и сыновья его.
1) Сирия граничит с севера Киликией и Аманом; от моря до моста на Евфрате, именно от Иссикского залива до моста в Коммагене считается не меньше тысячи четырехсот стадий; с востока Сирия граничит Евфратом и по сю сторону Евфрата живущими Арабами Скенитами; с юга границами ее служат Счастливая Арабия и Египет; с запада Египетское и Сирийское моря до Исса.
2) Части Сирии, начиная от Киликии и Амана, таковы: Коммагена и Селевкида, называемая Селевкидой в Сирии, потом углубленная Сирия, наконец на берегу Финикия, а внутри материка Иудея. Другие разделяют всю Сирию на Койлосирийцев, Сирийцев и Финикиян и утверждают, что с ними смешаны четыре народа: Иудеи, Идумеи, Газаи и Азотии, частью земледельцы, как Сирийцы и Койлосирийцы, а частью торговцы, как Финикияне.
3) Такова Сирия вообще. Теперь скажем об отдельных частях её. Коммагена - маленькая область, имеет самою природою укрепленный город Самосаты, в котором была царская резиденция. Теперь из него сделана провинция. Окружающая город земля очень плодородна, но мала. Здесь теперь мост черев Евфрат, а подле него укрепление Месопотамии, Селевкия; она присоединена к Коммагене Помпеем. В Селевкии содержалась некоторое время в заключении, а потом была казнена по повелению Тиграны Клеопатра, прозванная Селеной, после того как была изгнана из Сирии.
4) Селевкида - самая лучшая из названных выше частей этой страны. Она называется Тетраполем, и действительно заслуживает это название числом значительнейших в ней городов помимо множества других, меньших. Наибольшие четыре города носят следующие названия: Антиохия на Дафне, Селевкия в Пиерии, Апамея и Лаодикея. Все они, основанные Селевком Никатором, называют друг друга братьями, потому что живут между собою в согласии. Наибольший город назван по имени отца Селевка, наилучше укрепленный по имени самого Селевка, а из двух остальных Апамея по имени жены его Апамы, а Лаодикея по имени матери. Согласно с числом четырех городов Селевкида разделена была на четыре сатрапии, как утверждает Посейдоний; настолько же сатрапий разделена была Углубленная Сирия; одну сатрапию составляла Месопотамия. Самая Антиохия - также Тетраполь, потому что состоит из четырех частей; но все они обведены одной общей стеной, кроме отдельных стен, окружающих каждое поселение особо. Первую часть города основал Никатор и переселил туда жителей соседней Антигонии; последняя заложена была не задолго перед тем Антигоном, сыном Филиппа; вторая часть Тетраполя основана толпою жителей, третья Селевком, сыном Каллиника, четвертая Антиохом Епифаном.
5) Антиохия - главный город Сирии, и правители страны имели в ней свою резиденцию. По могуществу и величине она уступает и немного Селевкии на Тигре и Александрии в Египте. Никатор поселил здесь и потомков Триптолема, о котором упоминали мы немного выше. Вот почему Антиохийцы почитают Триптолема как своего предка героя и совершают в честь его празднество на горе Касии подле Селевкии. Рассказывают, что он был послан Аргивянами для отыскания Ио, исчезнувшей было в Тире, и проблуждал по Киликии, что здесь несколько сопровождавших го Аргивян покинули его и основали город Тарс; прочие следовали за ним в ближайшую часть побережья и, отчаявшись в возможности найти Ио, остановились вместе с ним в речной области Оронты. Сын Триптолема, Гордий, взял будто бы с собою часть спутников отца и удалился в Гордиаю, а потомки остальных поселились вместе с Антиохийцами.
6) По ту сторону Антиохии в сорока стадиях от неё лежит Дафна, посредственное поселение с большой густой рощей, пересекаемой множеством источников, в средине её находится пользующееся неприкосновенностью святилище и храмы Аполлона и Артемиды. В силу обычая сюда собираются на народное празднество Антиохийцы и соседи их. В окружности роща имеет восемьдесят стадий.
7) Подле города протекает река Оронта, имеющая начало в Углубленной Сирии; вскоре она скрывается под землей, потом снова выходит на поверхность, проходит через область Апамеев в Антиохию и. протекая подле города, изливается наконец в море недалеко от Селевкии. Первоначально река носила название Тифона, а потом переименована была в Оронту по имени лица, перекинувшего через нее мост. Здесь ходят баснословные рассказы об ударе молнии в Тифона и об Аримах, о которых мы говорили прежде. Рассказывают, что Тифон, - он же был дракон, - пораженный молниями, бежал и искал мрачной пещеры, движениями тела он разрезывал землю и образовал речное русло, наконец скрылся под землей, и из того места забил источник, который потому и получил такое название. - С запада ниже Антиохии находится море у Селевкии, где несколькими устьями изливается Оронт. Селевкия отстоит от устьев реки на сорок стадий, а от Антиохии на сто двадцать. С востока от Антиохии течет Евфрат, находятся Бамбика, Бероя и Гераклея; все это укрепленные городки, находившиеся некогда во власти тирана Дионисия, сына Гераклеона. Гераклея отстоит от храма Аѳины Киррестиды на двадцать стадий.
8) Дальше следует Киррестика до Антиохиды. На севере не далеко от Киррестики. тянется гора Аман и простирается Коммагена, потому что Киррестика соединяется с этими областями, протягиваясь до них. Здесь есть город Гиндар, акрополь Киррестики и удобное для разбойников убежище; по соседству оттуда стоит и так называемое Гераклово святилище. Подле этих местностей умерщвлен был Вентидием Пакор, старший сын парѳиайского царя, вторгшийся с сыном в Сирию. С Гиндаром соединяются Пагры в Антиохиде, самою природою укрепленный пункт у Аманского прохода, ведущего от Аманидских ворот в Сирию. Ниже Пагр расстилается равнина Антиохийцев, через которую протекают реки; Аркеев, Оронта и Лабота. На этой равнине находятся и укрепление Мелеагра, и река Оинопара, у которой Птолемей Филометор одолел в сражении Александра Балу и сам умер от раны. Над ними возвышается холм Трапезонт, так названный по сходству с столом; здесь Винтидий дал сражение Франикате, парѳиайскому полководцу. У моря против этих местностей расположены Селевкия, Пиерия, соединяющаяся с Аманом гора, и Рос между Несом и Селевкией. Селевкия называлась прежде Реками Воды (Гидатос-потамой); город представляет значительное и неодолимое укрепление, вследствие чего, удаливши отсюда Тиграну, Помпей объявил город свободным. К югу от Антиохийцев находится Апамея, расположенная внутри материка, а к югу от Селевкийнев гора Касий и Антикасий; еще прежде за Селевкией находятся устья Оронты, а дальше священная пещера Нимф; еще дальше Касий, и наконец городок Посейдий и Гераклея.
9) Дальше следует Лаодикея, прекраснейший город с хорошей гаванью па море: земля его родит в изобилии виноград кроме других плодов. Он доставляет Александрийцам большую часть потребляемого ими вина, потому что тянущаяся над нею гора вся до вершин покрыта виноградниками. Вершины горы значительно удалены от Лаодикеи, мало-помалу отклоняясь от города. У Апамеи напротив они высоко поднимаются в вертикальном направлении. Не мало потерпела Лаодикея от Долабеллы, бежавшего сюда и осаждаемого Кассием до самой его смерти; с ним вместе погибли и многие части города.
10) Апамея имеет довольно сильное укрепление, потому что это холм на глубокой равнине, обведенный прекрасной стеной и обращаемый в полуостров рекой Оронтой, большим прилегающим озером, переходящим в широкие болота и в обширна пастбища для рогатого скота и лошадей. Таким образом местоположение города безопасно; именно благодаря своему положению он называется Херронесом (полуостровом); принадлежащая ему земля обширна и плодородна, через нее протекает Оронта, а в ней расположено несколько предместьев. Здесь Селевк Никатор и последующие цари содержали пятьсот слонов и большую часть войска. Некогда область эта подучила от первых Македонян название Пеллы, потому что большая часть совершавших поход Македонян жила здесь, а Пелла, родина Филиппа и Александра, была как бы главным городом Македонян. Здесь же находился счетный приказ Македонской армии и конский завод в котором содержалось больше тридцати тысяч заводских царских кобылиц и триста жеребцов; тут жили укротители жеребят, учители фехтования и других военных искусств; за все это они получали отсюда жалованье. Могущество Апамеи обнаруживается в усилении Трифона по прозванию Диодота, родом из этого города, пытавшегося овладеть Сирийским царством. Он родился в Касианах, укреплении апамейской области, воспитывался в самой Апамее и находился в близких отношениях с царем и его друзьями. Задумавши переворот, он двинулся из этого города и из окрестностей его: Лариссы. Касиан, Мегары и Аполлонии; все они платили дань Апамее. Действительно он был провозглашен царем этой области, где и держался долгое время. Впоследствии Цецилий Басс, отложивший с помощью двух когорт Апамею, выдерживал осаду двух римских отрядов так упорно и долго, что он не иначе отдался во власть их, как на условиях им самим предложенных. Войско его получало содержание от этой области, и множество племенных князей, владевших соседними, хорошо укрепленными местностями, находились в союзе с ним. В числе этих местностей были и Лизия, расположенная по ту сторону озера подле Апамеи Ареѳуса, крепость Сампсикерама и Ямблиха, сына Сампсикерама, князей Емисенского народа. Недалеко оттуда находились Гелиуполь, Халкида, подвластная Птолемею, сыну Менная, владевшему Массией и хребтом Итураев. В числе союзников Басса был и Алхайдамн, царь номадов Рамбаев, живших по сю сторону Евфрата; будучи прежде другом Римлян, он потом счел себя обиженным римскими полководцами, удалился в Месопотамию и там за плату служил Бассу. Родом отсюда стоик Посейдоний, ученейший философ нашего времени.
11) С апамейской областью с востока погранична земля арабских князей, Парапотамия и простирающаяся от Масса Халкидика, Далее вся та область, которая с Апамейцами граничит с юга и принадлежит большею частью Скенитам; последние по образу жизни похожи на месопотамских номадов. Чем ближе живут они к Сирийцам, тем добродушнее и меньше Арабы и Скениты, имеют лучше построенные жилища, как например Ареѳуса Сампсикерама, город Гамбара, город Ѳемелла и многие другие.
12) Таков материк Селевкиды, а свойства остающегося побережья от Лаодикеи следующие. По соседству с Лаодикеей лежат городки: Посейдий, Гераклей и Габалы; дальше следует побережье Арадиев, Палт, Баланая, Карн с гаванью, порт Арада; затем Енидра, Мараѳ, древний город Финикийцев, теперь срытый; землю его, разделенную по жребию, занимают Арадии, равно как и дальше лежащую местность, Симиры. С ним погранична Орѳозия и по соседству текущая река Елевѳер, которую иные считают пределом Селевкиды со стороны Финикии и Углубленной Сирии.
13) Арад лежит перед берегом скалистым и лишенным гаваней, между своим портом и Мараеом, на расстоянии двадцати стадий от суши. Это - скала, кругом омываемая морем, имеющая около семи стадий в окружности и густо покрытая жилищами; и до настоящего времени Арад имеет такое многочисленное население, что оно живет в домах с несколькими крышами. Основали его, как рассказывают, беглецы из Сидона. Жители города имеют воду частью из цистерн и ям, а частью с противоположного материка. В военное время они черпают воду из пролива недалеко перед городом, потому что в нем есть обильный годной для питья водой источник; в него спускается широким отверстием свинцовый клибан из лодки: сосуд этот имеет очень узкое дно с порядочным отверстием. Ко дну прикреплена кожаная трубка, или, говоря точнее, кожаная кишка, принимающая ту воду, которая из источника устремляется через свинцовый сосуд. Прежде всего из пролива поднимается морская вода, и только дождавшись сладкой и чистой воды, жители берут ее в достаточном количестве в приготовленные нарочно сосуды и уносят в город.
14) В древности Арадии управлялись собственными царями подобно тому, как управлялся каждый Финикийский город; с течением времени частью Персы, частью Македоняне, частью Римляне привели их в теперешнее положение. Арадии, как и вся остальная Финикия, подчинены были Сирийским царям, как друзьям своим; впоследствии, когда рассорились между собою два брата, Селевк Каллиник и Антиох, прозванный Гиераксом, они примкнули к Каллинику с тем условием, чтобы им позволено было принимать к себе беглецов из царства и не выдавать их против желания, силою, равным образом не дозволять им отплывать без разрешения царя. Отсюда для Арадиев получились большие выгоды: бежавшие к ним лица были не из простонародия, но пользовавшиеся большим значением и опасавшиеся величайших потерь; принятые Арадиями. они смотрели на них, как на своих благодетелей и спасителей и платили им благодарностью особенно по возвращении на родину. Таким образов Арадии приобрели большой кусок земли на противолежащем материке, большею частью которой они владеют и теперь, и вообще достигли благосостояния. К этому счастью их присоединялись благоразумие, трудолюбие и любовь к мореплаванию; так, видя, что соседи их Киликийцы занимаются морскими разбоями, они никогда не вступали в сообщество с ними в этом деле.
15) За Орѳозией и Елевѳером следует Триполь, получивший такое название от того, что он состоит из трех городов, Тира, Сидона и Арада. С Триполем соединяется Божий Лик, где оканчивается гора Либан; между двумя пунктами находится укрепление Триерес.
16) Две горы, обнимающие собою так называемую Углубленную Сирию, почти параллельные: Либан и Антилибан, начинающиеся недалеко над морем; Либан подле Триполя и Божьего Лика, а Антилибан подле Сидона. Они оканчиваются недалеко от Арабских гор над Дамаскеной и так называемыми там Трахонами, у других гор холмистых и плодородных. Между ними есть глубокая равнина, ширина которой у моря двести стадий, а длина от моря в средину материка почти вдвое больше. Равнина перерезывается реками, которые орошают благодатную и плодородную землю, и из которых самая большая называется Иорданом Там же есть озеро, на котором растет ароматный ситник и тростник; есть также и болота. Озеро называется Геннесаритидой. Страна дает еще бальзам. Одна из речек, Хрисаррия, начинающаяся от города и области Дамаскенов, почти вся целиком поглощается каналами, орошая множество глубоко лежащих полей. По Лику и Иордану плавают торговые суда преимущественно Арадиев.
17) Из равнин первая та, что идет от моря и называется Макрас или Макра. На этой равнине, по словам Посейдония, видели мертвую змею длиной почти во сто футов, и такой ширины, что два всадника, стоя по обеим сторонам змеи, не видели друг друга; пасть у неё была так велика, что могла вместить в себе всадника с конем, а каждый листок чешуи был больше щита.
18) За Макрой следует Массия, в которой возвышаются какие-то горы, где расположена Халкида, как бы акрополь Массии. Началом Массии служит Лаодикея на Либане. Все горы заняты Итураями и Арабами, разбойническими народами; жители же равнины занимаются земледелием; обижаемые горными обитателями, жители равнин обращаются за помощью в разные стороны. Разбойники живут в укрепленных пунктах, как например жители Либана занимают на верхней части горы Синну, Борамы и другие подобные укрепления, а на нижней части Ботрий, Гигарт, пещеры у моря и сооруженную на Божьем Лике крепость; все эти места разрушены были Помпеем. Нападениям со стороны этих разбойников подвергались Библ, следующий за ним Берит, помещающийся между Сидоном и Божьим Ликом. Библ, царская резиденция Киниры, посвящен Адонису. Помпей, казнивши тирана этого города, даровал последнему свободу. Расположен он на возвышенном месте недалеко от моря.
19) За Библом следует река Адонис, гора Климак и Палайбибл; еще дальше река Лика и город Берит. Последний был разрушен Трифоном, но теперь восстановлен Римлянами: туда Агриппа послал для заселения два легиона солдат, присоединивши к Берету значительную область Массии до истоков Оронты; эти последние находятся подле Либана, Парадейса и египетской стены около земли Апамеев. Таковы местности приморские.
20) Над Массией простирается так называемая царская долина и прославленная Дамаскенская земля. Здесь есть значительный город Дамаск, почти наиболее знаменитый из всех тамошних городов во время персидского господства. Выше его лежат два так называемых Трахона. Затем по направлению к Арабии и Итураям поднимаются в беспорядке трудно переходимые горы, а в них есть глубокие пещеры, из которых одна может вместить в себе до 3,000 человек во время нападений, часто совершаемых на Дамаскенов. Впрочем варвары большею частью грабят купцов, едущих из счастливой Арабии; впрочем и эти грабежи стали реже после того, как разбойничьи шайки Зенодора уничтожены благодаря введенной здесь Римлянами хорошей администрации и пребыванию солдат в Сирии, содержимых на счет жителей последней.
21) Вообще вся страна, простирающаяся над Селевкидой до Египта и Арабии, называется Углубленной Сирией, в собственном же смысле только та, которая ограничивается Либаном и Антилибаном. Остальная часть этой области, побережье от Орѳосии до Пелусия, называется Финикией, узкая и низменная полоса земли. Область, над Финикией, лежащая на материке между Газой и Антилибаном, называется Иудеей.
22) Описавши так называемую собственную Углубленную Сирию, мы перейдем теперь к Финикии, часть которой от Ореѳсии до Берита мы описали выше. За Беритом почти в четырехстах стадиях от него находится Сидон. В промежутке между ними течет река Тамира, стоит роща Асклепия и город Львов. За Сидоном лежит наибольший и древнейший Финикийский город Тир, соперничавший с Сидоном по величине, по славе и древности, засвидетельствованной множеством миѳов. Впрочем поэты больше прославляют Сидон (Гомер не упоминает о Тире), а колонии, выведенные в Африку и Испанию даже по ту сторону Столбов, воспевают больше Тир. Оба города знамениты, блестящи и теперь, и были такими же в древности; который из двух должен считаться главным городом Финикийцев, это остается спорным между ними. Сидон расположен у прекрасно устроенной гавани материка.
23) Весь Тир почти остров, заселенный подобно Араду; плотина связывает его с материком, а насыпана она по распоряжению Александра, когда он осаждал город. Тир имеет две гавани, из которых одна заперта, а другая, называемая египетской, открыта. Говорят, что здешние дома имеют по несколько крыш, больше даже, чем в Риме, благодаря чему некоторые землетрясения едва не уничтожили всего города. Он был взят осадою Александром; но Тир преодолевал все подобные несчастья и снова поднимался благодаря мореплаванию, в котором Финикийцы всегда превосходили другие народы, равно как окраской материй в пурпур; действительно тирский пурпур далеко превосходит все прочие. Ловля пурпурных раковин производится вблизи, а все прочее, нужное для окраски, имеется у них в изобилии. Хотя город благодаря множеству красильных фабрик не приятен для препровождения времени, но промышленность эта делает его богатым. Тирцы признавались свободными и самостоятельными не только царями, но и Римлянами, от которых за небольшое вознаграждение они добились подтверждения декрета царей. Геракл пользуется у Тирцев чрезвычайным почетом. На сколько они были сильны флотом, очевидным знаком может служить множество и значительность основанных ими колоний.
24) Сидонцы изображаются людьми, знающими многие изящные искусства, как свидетельствует о них Гомер. Кроме того, они занимались астрономией и ариѳметикой, начавши со счетов и ночного мореплавания; то и другое входит в круг сведений купцов и мореплавателей. Подобно этому геометрия считается изобретением Египтян, возникшим из измерения полей, которое необходимо было производить во время уничтожения границ наводнениями Нила. Наверное, наука эта перешла к Еллинам от Египтян, а астрономия и ариѳметика от Финикиян. В настоящее время можно позаимствовать у этих городов и всякую другую науку в самом полном виде. Если верить Посейдонию, то и учение об атомах древне и принадлежит сидонцу Моху, жившему раньше Троянских войн. Впрочем мы не будем касаться древности; знаменитые ученые нашего времени родом из Сидона Следующие: Боеѳ, вместе с которым мы занимались Философией Аристотеля, и брат его Диодот; родом из Тира Антипатр, и не задолго до нас Аполлоний, издавший список книг и философов от Зенона. Тир отстоит от Сидона не больше, как на двести стадий; в промежутке между ними помещается городок, называемый Птичьим Городом. Дальше подле Тира в море изливается река, а за ним в расстоянии тридцати стадий лежит Палайтир.
25) Дальше находится большой город Птолемаида, называвшийся прежде Акою. Персы пользовались им как пунктом отправления военных действий против Египта. Между Акой и Тиром тянется покрытый дюнами берег, дающий песок для стекла; впрочем говорят, что стекло плавится не здесь, но песок доставляется для этого в Сидон. Иные утверждают, что подобный песок годный для плавки есть и у Сидонцев; другие уверяют, что можно плавить всякий песок. В Александрии я слышал от стекольщиков, что и в Египте есть годная для приготовления стекла земля, без которой нельзя сделать разноцветных драгоценных стеклянных сосудов, тогда как для производства других предметов требуются иные примеси; они же рассказывали, что многие примеси изобретены были в Риме для красок и для облегчения работы, как например для приготовления стекла, прозрачного как хрусталь; притом же там можно будто бы купить чашку и стакан за поласса.
26) Относительно этой части побережья между Тиром и Птолемаидой рассказывают о следующем странном явлении. В то самое время, когда Птолемеи, давшие сражение в этом месте полководцу Сарпедону, были побеждены и обращены в бегство, бегущих покрыла морская волна, поднявшаяся как во время прилива, причем одни были опрокинуты в море и там погибли, другие лежали мертвыми в углубленных местах. Последовавший затем отлив снова обнажил берег и открыл труппы погибших, лежавшие вперемежку с мертвой рыбой. Подобное же явление происходит в окрестностях Касия в Египте, где земля, подвергаясь внезапному простому сотрясению, изменяет разом свое положение с обеих сторон: поднявшаяся сторона её освобождается от воды, которая и принимается опустившейся стороной; затем удар в противоположном направлении приводит местность в прежнее положение; причем иногда происходит какое-нибудь изменение в положении местности, а иногда никакого. Быть может, подобные явления подчиняются какой-либо периодичности, но мы не знаем этого, что утверждают также относительно разливов Нила, совершающихся неодинаковым способом, но тем не менее подчиненных неизвестному для нас порядку.
27) За Акой следует Стратонова башня с гаванью, а в промежутке между ними возвышается гора Кармел и упоминаются имена городов, которых в действительности нет, каковы города: Сикаминов, Буколов, Крокодилов и другие подобные. Дальше следует обширный лес.
28) Еще дальше Иопа, у которой побережье, идущее от Египта на восток, делает заметный поворот на север. Говорят, что здесь выставлена была Андромеда на съедение морскому чудовищу; местность эта лежит действительно на значительной высоте, так что с неё можно видеть Иерусалим, главный город Иудеев; и Иудеи доходящие до моря пользуются этим пунктом, как гаванью, а гавани пиратов служат вместе с тем и пиратскими убежищами. Прежде Иудеи владели также Кармелом и лесом. Местность эта имеет густое население, так что из соседней деревни Иамней и окрестных поселений вооружалось 40,000 человек. Отсюда до Касия подле Пелусия немного больше тысячи стадий, от этого же пункта до самого Пелусия следует прибавить других триста.
29) В промежутке лежит Гадарида, которую также подчинили было себе Иудеи, дальше лежит Азот и Аскалон на расстоянии почти двухсот стадий от Иамнеи. Земля аскалонитов хороша для луку; самый город мал. Родом отсюда философ Антиох, живший не задолго до нашего времени. Родом из Гадариды епикуреец Филодем, Мелеагр, Менипп, излагавший серьезное смешным способом, и современник наш ритор Ѳеодор.
30) Тотчас за Гадаридой находится гавань Газаев, а в семи стадиях от неё и самый город Газа, некогда знаменитый, но разрушенный Александром и с того времени запустевший. Переход отсюда в Айлу определяется в 1,260 стадий; город Айла расположен в углу Арабского залива. Он состоит из двух частей; одна из ни лежит подле Арабии, и Газы называют ее Айланитою по имени города в ней; другая находится по направлению к Египту против города Героев; переход к ней от Пелусия короче. Оба перехода совершаются через пустынные песчаные страны на верблюдах; на обоих путях попадается много пресмыкающихся животных.
31) За Газой следует Рафия, подле которой произошло сражение между Птолемеем Четвертым и Антиохом Великим. Дальше следует Ринокорура, так названная потому, что у первоначальных жителей её были отрезаны носы. Действительно, какой-то эѳиопский царь напавши на Египет, вместо того, чтобы умертвить злодеев, отрезал им носы и переселил в нынешнюю Ринокоруру; будучи так обезображены, они по мнению царя не могли возвратиться на родину из стыда показаться там в таком виде.
82) И эта вся местность от Газы скудна и песчана; но еще больше теми же свойствами отличается область, Следующая непосредственно за этой, где параллельно морю лежит озеро Сирбонида: в промежутке оно оставляет узкий проход до того места, которое называется Екрегматом; в длину озеро имеет около двухсот стадий, а наибольшая ширина его пятьдесят. Впрочем Екрегма, или Разрыв, теперь покрылся илом. Такого же свойства и другая местность, следующая непосредственно по направлению к Касию, а оттуда к Пелусию.
33) Касий - холм, состоящий из дюн, имеющий вид мыса и безводный; там покоится прах Помпея Великого и есть храм Зевса Касия. Недалеко отсюда был умерщвлен Помпей Великий напавшими на него из засады Египтянами. Дальше пролегает путь к Пелусию; на нем находятся горы и так называемое укрепление Хабрия и яма подле Пелусия; последнюю образует разливающийся здесь Нил, и тамошняя местность по природе углублена и болотиста. Таковы свойства Финикии. По словам Артемидора, от Орѳосии до Пелусия 3,630 стадий, если входить в заливы. От Мелайнов, или Меланиев, что в Киликии при Келендерии, до границы Киликии с Сирией считается 1,900 стад; отсюда до реки Оронты 520, наконец до Орѳосии 1,130.
34) Западные крайние части Иудеи, что подле Касия, заняты Идумеями и озером. Идумеи-Набатаи, которые вследствие возмущения изгнаны были Идумеями, присоединились в Иудеям и усвоили себе их учреждения. Большую часть этой области у моря занимают озеро Сирбонида и непосредственно за ним следующая местность до Иерусалима, который расположен также у моря; действительно мы выше заметили, что из гавани Иопы Иерусалим может быть виден. Эти местности лежат на севере. Очень многие другие населены в различных частях своих египетскими, арабскими и финикийскими народами, живущими здесь смешанно; таково население следующих областей: Галилеи, Иерикунта, (Иерихона), Филадельфии, Самарии, которую Герод (Ирод) называет Достойною. Так как население здесь смешанное, то понятным становится господствующий рассказ, пользующийся доверием о иерусалимском храме, именно, что предки так называемых теперь иудеев были Египтяне.
35) Моисей, один из египетских жрецов, владевший частью так называемого нижнего Египта и недовольный существовавшим порядком вещей в Египте, переселился оттуда в Иудею, увлекши с собой многих почитателей божества. Он утверждал и учил, что и Египтяне, и Либийцы ошибаются, изображая божество в виде зверей и домашних животных, что ошибаются и Еллины, представляющие себе бога человекоподобным. По его мнению только то представляет божество, что обнимает и нас всех, и землю, и море, то, что мы называем небом, миром и природою всех вещей. "Кто из разумных людей дерзнет", говорил он, "представлять себе это существо в виде какой-нибудь из окружающих нас вещей"? Таким образом всякого рода употребление статуй должно быть отвергнуто, божеству следует отделить святилище и соорудить ему достойный храм, но чтить его без изображения; в храме следует спать, как самому для себя, так и лицам, видящим хорошие сны, для других. Лицо добродетельное и живущее по справедливости всегда может ожидать от божества благ, какого-нибудь дара или знамения, а прочие не должны ждать ничего.
36) Поучая таким образом, Моисей убедил не мало благоразумных лиц и увел их с собою на то место, где в настоящее время стоит Иерусалим. Он достиг страны этой легко, потому что она не возбуждала зависти и не стоила того, чтобы кто-либо из за нее упорно боролся. Действительно местность эта скалиста; хотя сама она орошена обильно, но окрестности её скудны и безводны, да и во внутренней части имеется 60 стадий каменистого грунта. Кроме того, вместо оружия Моисей призывал святыню и божество, для которого он старался найти помещение, обещая ввести такое богопочитание и жертвоприношение, которые не были бы в тягость поклонникам ни расходами, ни разного рода неистовствами, ни какими-либо иными нелепыми действиями. Приобретши любовь к себе подобными средствами, Моисей создал не совсем обыкновенное владычество, потому что все соседние народы легко присоединялись к нему, привлекаемые такого родами увещаниями и обещаниями.
37) Преемники Моисея оставались некоторое время при тех же самых учреждениях, поступали справедливо и были подлинно религиозны. Впоследствии когда жречество перешло сначала в руки суеверных, а потом властолюбивых личностей, введено было из суеверия воздержание от некоторых видов пищи, от которых они воздерживаются и теперь; обрезание мальчиков и вырезание у девочек и некоторые другие обычаи, установленные законом. Из тирании возникли разбои: отпадавшие от государства люди, грабили страну и её окрестности, а помощники правителей завоевывали чужие области и подчинили себе не малую часть Сирии и Киликии. Однако за главным городом их сохранялось большое значение; они боялись его не как резиденции тирана, но потому что считали его священным и на этом основании чтили его.
38) Таковы уже люди от природы, и следующее свойство одинаково принадлежит еллинам и варварам, именно: чтобы соединившись в общество, жить согласно общим законам и учреждениям; иным путем люди не могут соединяться между собою и составлять одно согласное во всех частях целое, что и значит жить общественной жизнью; никаким другим способом жизнь общества не может быть сохранена. Общие законы бывают двоякого происхождения: божеского и человеческого. Древние народы выше ценили и считали священнее законы божеские; вот почему тогда было так много вопросителей оракула и обращавшихся в Додону за тем, чтобы
"Чтобы услышать совет Зевса от высокого дуба",
пользуясь таким образом Зевсом, как советником. Другие лица обращались в Дельфы:
"Стараясь узнать в живых ли еще выброшенный сын, или его нет более",[1]
а сын
"желая получить сведения о родителях, отправился к жилищу Феба".[2]
Потом Минос у Критян
"господствовал десять лет, получая наставления от великого Зевса".
Как говорит Платон, Минос через каждые девять лет входил в пещеру Зевса, получал там распоряжения, которые и приносил людям[3].Точно также поступал и Ликург, подражатель Миноса; как кажется, он часто удалялся из дому и спрашивал Пиѳию, что ему следовало повелеть Лакедемонянам.
39) Какая бы доля истины ни заключалась здесь, люди верили этим рассказам и признавали такие сношения действительными, благодаря чему прорицатели пользовались столь великим почетом, что их считали достойными царской власти, как лиц, которые при жизни и после смерти сообщали людям полученные от богов повеления и увещания; например Терейзия,
"которому после смерти даровала разум Персефона, чтобы он один оставался разумным, а все прочие летали бы как тени".
Таковы были Амфиарай, Трофоний, Орфей, Мусай и бог у Гетов, прежде какой-то пиѳагорѳец Замолксис, а в наше время Декайней, пророчествовавший Биребисте; у Боспорцев Ахаикар. у Индийцев Гимнософисты, у Персов Маги, некиоманты, так на-называемые леканоманты и гидроманты, у Ассирийцев Халдаи, у Римлян этрусские гороскопы. Таков же был и Моисей, и преемники его, которые унаследованное хорошее начало впоследствии извратили.
40) В то время, когда Иудея находилась уже открыто под гнетом тирании, первый объявил себя царем, а не жрецом Александр. У него было два сына: Гиркан и Аристобул. Во время распрей между ними из-за власти явился туда Помпей и низложил обоих, укрепления их разрушил и взял силою прежде всего Иерусалим. Это было прекрасно обеспеченное укрепление на скале, внутри изобиловавшее водой, а вне совершенно лишенное её; кругом укрепление обнесено было рвом, пробитым в скалах в шестьдесят футов глубины и в двести пятьдесят ширины. Из высеченного камня была сооружена храмовая стена. Как рассказывают, Помпей при взятии города воспользовался днем поста, когда Иудеи воздерживаются от всякой работы; он велел засыпать ров и поставить штурмовые лестницы. При этом велено было разрушить все стены, разрушить, на сколько можно, притоны разбойников и помещение, где хранились сокровища тиранов. Две из сокровищниц Ѳрех и Тавр находились у входа в Гиерукунт, а другие следующие: Александрий, Гирканий, Махайрунт, Либия, те, что в окрестностях Филадельфии, и наконец Скиѳополь подле Галилеи.
41) Гиерикунт - равнина, окруженная горным хребтом, наклоняющимся к самой равнине и имеющим вид театра. Здесь был пальмовый лес, в котором есть и другие деревья, домашние и дающие хорошие фрукты; но наибольше пальмовых деревьев. В длину лес имеет сто стадий, повсеместно орошен и содержит много жилищ; там же находится царский дворец и бальзамовый сад. Бальзам - кустарное душистое растение, похожее на ракитник и фисташку. Кору его срезывают, а сок похожий на слизистое молоко, наливают в сосуды, причем сок слитый потом в раковины, затвердевает. Этим соком прекрасно излечиваются головные боли, начинающееся гноетечение из глаз и близорукость. Благодаря этому, а также тому, что он добывается только здесь, сок этот очень дорог. Равным образом только здешний пальмовый лес, с прибавлением впрочем бабилонского и того, который находится дальше к востоку от от него, имеет финиковое дерево. Растения эти дают большой доход. Бальзамовое дерево также употребляется для благоухания.
42) Озеро Сирбонида велико; говорят, что в окружности оно имеет тысячу стадий. Однако в длину оно тянется не считая морского побережья не много больше, чем на двести стадий. Оно глубоко с самого берега, имеет тяжелую воду, так что там нет нужды в умении плавать: всякий, вошедший в воду до пояса, немедленно поднимается водой, наполняемой асфальтом. В неопределенные промежутки времени асфальт поднимается из глубины озера пузырьками, как кипяток, вследствие чего кривая поверхность воды получает вид холма. Вместе с этим поднимается много копоти похожей на дым, но незаметной для глаза: медь, серебро я вообще всякие блестящие предметы, даже золото, покрываются от этой копоти ржавчиной. Таким образом жители окрестностей озера узнают по ржавчине своих сосудов начало извержения асфальта и приготовляются к собиранию его, делая поплавки из тростника. Асфальт ничто иное, как глыба земли, превращенная в жидкость, расплавленная жарою и поднимающаяся на поверхность. Эта земля переходит снова в твердое состояние от действия холодной воды, какова вода озера; в твердом состоянии землю эту необходимо разрубать и разбивать. Асфальт плавает на поверхности, благодаря тому свойству воды, вследствие которого в ней, как мы сказали, нельзя утонуть, потому что она поднимает всякого вошедшего в нее. Вот почему тамошние жители плавают на поплавках, разбивают асфальт и увозят его с собой, сколько могут.
43) Таково самое явление. Посейдоний прибавляет, что занимающиеся фиглярством лица употребляют в дело заговоры, пользуются мочей и другими зловонными жидкостями, которыми они окропляют кругом асфальт, замешивают это и, давши ему затвердеть, режут на части. Быть может, в моче действительно есть подобное свойство, как это видно из осаждающегося хрисокола в мочевых пузырях больных каменною болезнью и в детской моче. Что такое явление совершается в середине озера, это понятно, потому что и источник огня, и асфальт в большом количестве находятся посередине озера. Извержение совершается неправильно, потому что движение огня и некоторых других воздушных течений подчинено неизвестному для нас порядку. Подобные же явления наблюдаются и подле Аполлонии, в Епейротиде.
44) Что в почве этой области содержится огонь, на это есть и много других указаний: так в окрестностях Моасада показывают суровые обожженные скалы, во многих местах трещины и землю с золой. Кроме того, из скал течет каплями смола и вонючие кипящие источники; здесь и там виднеются разрушенные жилища, так что действительно можно поверить ходячим среди туземцев рассказам о том, будто некогда было здесь тринадцать городов, из которых главный, Содома, имел в окружности около шестидесяти стадий; что озеро образовалось вследствие землетрясений, извержений огня, горячей воды, асфальта и серы; что камни содержали огонь, что одни города были поглощены землей, другие покинуты жителями, имевшими возможность бежать. Ератосѳен утверждает противное; по его мнению, область эта образовала некогда озеро и только вследствие извержений большая часть её освободилась от воды, как это было и в Ѳессалии.
45) В области Гидариде вода в озере имеет очень дурные свойства: напившийся её скот теряет волосы, копыта и рога. В так называемых Тарихеях озеро имеет в себе превосходную рыбу для соления, а земля производит фруктовые деревья похожие на яблони. Египтяне употребляют для бальзамирования.
46) Оторвавши от Иудеи некоторые области, присвоенные Иудеями силою, Помпей назначил там жрецом Гиркана. Впоследствии происшедший из этой фамилии Герод (Ирод) получил это звание жреца; он до того превзошел своих предшественников с помощью дружбы с Римлянами и управлением делами, что был удостоен царского титула, на что дал ему дозволение сначала Антоний, а потом Кесарь Август. Некоторых из своих сыновей он умертвил сам, как виновных в заговоре против него, а других умирая сделал своими наследниками, разделивши страну на части. Кесарь оказывал почтение сыновьям Герода, сестре его Саламе и дочери этой последней, Беренике. Однако сыновья его не пользовались счастьем: оказавшись виновными один кончил жизнь в ссылке, среди Галатов Алоброгов, другие только путем крайней лести и то с трудом добились возвращения на родину, причем каждый получил свое княжество.


[1] Финикиянк. Еврип. 36.
[2] id. 34.
[3] Мин. II, стр.319.