Глава третья

Природа и пространство Персии. Этнография её. Сузида или Сузиана с царской резиденцией Сузой и другими: Персеполь, Пасаргады. Пространство и реки Сузианы. Узкие проходы. Гробницы Кира и Дария с надписями в Пасаргадах. Предпочтение Пасаргад Киром. Богатые сокровищницы в Сузе, Бабилоне и других местах. Чрезвычайная жара в Сузиде и причина её. Плодородие материковой части Сузиды и бесплодие побережья. Область Ситакена. Персидские божества и жертвоприношения им. Храмы огня и жрецы огня в Каппадокии и Персии. Воспитание детей и юношей у Персов. Вооружение, одеяние, еда Персов. Похороны и приветствия. Царская дань. Знакомство Еллинов с Персами со времени покорения Азии и азиатских Еллинов Персами. Господство их до времени Александра Македонского. Смена Персидских правителей со времени Кира.
1) За Карманией следует Персия, далеко простирающаяся вдоль залива названного его именем, а еще дальше на материке, преимущественно по длине от юга и Кармании на север до народов Медии. Персия разделяется на три части по природным свойствам и разнице воздуха. Побережье жарко, песочно и бедно деревьями, кроме пальмы. Длина побережья определяется в четыре тысячи четыреста или триста стадий, а оканчивается побережье у наибольшей реки этой страны Ороатия. Выше лежащая область ровна, изобилует разного рода плодами, представляет наилучшие пастбища для скота и покрыта множеством рек и озер. Третья часть расположена на севере, гориста; на оконечностях её обитают пастухи верблюдов. Длина Персии определяется по Ератосѳену к северу до Медии почти в восемьсот стадий, а от некоторых далеко выступающих мысов в девятьсот. Остальная длина от Медии до Каспийских ворот не превышает трех тысяч стадий. Ширина Персии на суше от Суз до Персеполя определяется ив 4,200 стадий, а отсюда до границ Кармании в 1,600. Племена, населяющие эту страну, таковы: Патейсхореи, Ахаймениды, Маги; эти последние стараются вести святой образ жизни; Киртии и Марды занимаются разбоями, а иные обрабатывают землю.
2) Сузида с главным городом Сузою сделалась почти частью Персии, будучи расположена между нею и Бабилонией. Когда Персы и Кир покорили Медию, то свою страну они поместили почти на самом краю, а Сузиду внутри ближе к Бабилонянам и прочим народам, там основали царскую резиденцию, при этом обращалось внимание не только на соседство страны и достоинство города, но также на то, что было важнее, - чтобы жители Сузиды не преследовали никаких важных особых целей, но чтобы они всегда находились под властью других и только как часть примыкали бы к большему государственному союзу в противоположность героическому времени их существования. Говорят, что город Суза основан Тиѳоном, отцом Мемнона, имел продолговатую форму, простирался на сто двадцать стадий в окружности, и Акрополь его назывался Мемнонием. Сузии называются еще Киссиями, и Эсхил называет мать Мемнона Киссией. Как утверждает Симонид в одном из делосских диѳирамбов Мемноне, Мемнон похоронен подле Палта Сирийского, недалеко от реки Бады. Городские стены, храмы и царские дворцы были сооружены, как свидетельствуют некоторые лица, из обожженного камня и асфальта, подобно таким же строениям в Бабилоне. Поликлейт утверждает, что город был лишен стен и имел в окружности двести стадий.
3) Хотя Персы украшали царский дворец в Сузе предпочтительно перед всеми прочими, тем не менее они высоко ценили резиденцию и в Персеполе и в Пасаргадах. Действительно, в этих укрепленных и вместе весьма древних городах находились царские сокровищницы, драгоценности и гробницы. Были еще и другие резиденции, как например, в верхних частях Персии, в Габах и на морском побережье в городе Таоке. Это были царские резиденции во времена персидского господства. Позднейшие цари жили в других замках более скромных, как и следовало ожидать, потому что Персия была ослаблена Македонянами и еще больше Парѳиаями; хотя Персы до настоящего времени управляются собственными царями, однако они потеряли большую часть своей власти и подчинены парѳянскому царю.
4) Суза расположена в середине материка на реке Хоаспе выше моста, а область Сузиана простирается до моря, побережье которого от пределов персидского берега почти до впадения Тигра имеет около трех тысяч стадий. Протекая через Сузиану река Хоаспа, начинающаяся от Уксиев, изливается на этом самом побережьи. Между Сузианою и Персией проходят суровые и отвесные горы с трудными, узкими проходами и с хищническим населением, которое требовало выкупа даже с царей на пути последних из Суз в Персию. Поликлейт напротив утверждает, что реки Хоаспа, Евлай и самый Тигр изливаются все вместе в какое то озеро и, вышедши из него, впадают в море. Подле озера есть будто бы и торжище: так как реки вследствие нарочно сделанных водопадов не принимают товаров с моря и не сдают их, то торговые сношения и совершаются сухим путем. Одни определяют расстояние от торжища до Суз в восемьсот стадий, другие утверждают, что все реки протекающие через Сузиану вливаются в русло Тигра и в промежутке лежащие каналы Евфрата, вследствие чего Тигр выше своих устьев и называется Паситигром.
5) По словам Неарха, берег Сузианы болотист, и край его составляет река Евфрат. У устья его находится деревня, принимающая товары из Арабии, потому что арабское побережье соприкасается непосредственно с Евфратом и с устьем Паситигра. Все промежуточное пространство покрыто озером, принимающим в себя Тигр. Проплывши по Паситигру сто пятьдесят стадий вверх, мы подходим к мосту, удаленному от Сузы на шестьсот стадий и ведущему в Сузы из Персии. Паситигр отстоит от Ороатиды тысячи на две стадий. Путь вверх через озеро к устью Тигра имеет шестьсот стадий. Подле устья лежит сузианская деревня на расстоянии пятисот стадий от Суз. От устьев Евфрата до Бавилона плавание совершается по местностям населенным на протяжении трех тысяч стадий с лишком. По уверению Онесикрита, реки Тигр, Евфрат и все прочие изливаются в озеро, а по выходе из него Евфрат изливается собственным устьем в море. По переходе Уксийских теснин в направление к Персии мы встречаем много других узких проходов. Александр проходил и через них силою, направляясь через эту страну к Персидским Воротам и другим пунктам и желая поскорее взглянуть на достопримечательнейшие части страны и сокровища, которые были собраны в столь длинные периоды времени, когда Персы облагали данью Азию. Кроме того Александр перешел множество рек, орошающих эту страну и изливающихся в Персидский залив. За Хоаспою текут реки: Кипрата и Паситигр, также вытекающия из Уксии; есть также река Кир, протекающая подле Пасаргад, через так называемую Углубленную Персию; название этой реки царь принял на себя, переименовавшись из Аргадаты в Кира. Подле самого Персеполя Александр перешел Аракс. После Суз Персеполь - самый больший и наилучше отстроенный город. Он имел прекраснейший царский дворец, знаменитый главным образом, благодаря хранившимся там сокровищам. Аракс течет из Парайтоков, а в него впадает река Мед, стремительно несущаяся из Медии. Обе реки протекают через плодоносную равнину, пограничную. с Карманией и с восточными частями страны, как и самый Персеполь. Александр сжег царский дворец в Персеполе, желая отмстить за Еллинов, храмы которых и города жгли и разоряли мечем и огнем Персы.
7) После того Александр прибыл в Пасаргады, которые также были древней царской резиденцией. Здесь в саду он увидел гробницу Кира, небольшую башню, скрытую за густыми деревьями, внизу очень широкую в объеме, а сверху покрытую крышей и содержавшую покои для умершего с очень узким входом; через него-то вошел туда по приказанию царя Аристобул и украсил гробницу. Он увидел там золотое ложе, стол с кубками, золотой гроб, множество одежды, драгоценных украшений с каменьями. Все это он увидел при первом посещении; впоследствии гробница была расхищена, все остальное унесено, ложе и гроб только разбиты, а труп вынут, из чего ясно видно, что это было делом нескольких грабителей, а не какого-нибудь сатрапа, потому что оставлено было то, чего нельзя было легко унести. Все это случилось несмотря на то, что к гробнице была поставлена стража из нескольких магов, получавших ежедневно на пропитание овцу, а каждый месяц лошадь. Вообще во время похода Александра к Бактрам и Индийцам случилось много нового, дотоле невиданного, к числу чего относится и этот факт. Так повествует Аристобул, упоминая еще следующую надпись. Человек! Я Кир, приобревший Персам господство, и царь Азии, а потому не завидуй этому памятнику. По словам Онесикрита, башня имела десять покрышек, под самою верхнею из них и лежал прах Кира; надпись была будто бы греческая, начертанная персидскими буквами: здесь покоюсь Я, Кир, царь царей. Вторая надпись такого же содержания была персидская.
8) Онесикрит упоминает еще следующую надпись на гробнице Дария: Для друзей я был другом; был наилучшим всадником и стрелком, первым охотником; мог сделать все. Арист Саламинский гораздо моложе обоих этих писателей, и по его словам, башня была велика, имела две крыши и сооружена была в то время, когда Медийцам наследовали Персы; он прибавляет также, что монумент был охраняем стражей; первая надпись была будто бы греческая, а вторая с таким же содержанием персидская. Кир любил Пасаргады, потому что здесь Астиаг одержал в последнем сражении победу над Медийцами и завоевал себе господство над Азией; в память этого он построил город и соорудил там царский дворец.
9) Все драгоценности, какие были в Персии, Александр перенес оттуда в Сузы, также полные сокровищниц и драгоценной утвари. Впрочем царской резиденцией Александр избрал не этот город, но Бабилон, который он собирался украсить и в котором также хранились сокровища. Рассказывают, что кроме тех сокровищ, которые находились в Бабилоне, в лагере и которые не входили в эту сумму, одни только сокровища в Сузах и Персии доходили до 40,000 талантов, а по мнению других даже до 50,000. Некоторые рассказывают, что все собрано было из всех пунктов в Екбатану; причем оценивают их в 180,00 талантов, а что взятые с собою Дарием во время бегства его из Медии 8,000 талантов были похищены его убийцами.
10) Итак, Александр предпочел Бабилон, в виду того, что этот город превосходил Сузы и величиною и во всех других отношениях. Сузиана - страна благодатная, хотя имеет знойную и жгучую атмосферу главным образом, как утверждает Аристобул, в окрестностях города, так что летом в полдень ящерицы и змеи не могут перебегать через улицы города; потому что застигнутые жаром они сгорают на середине улицы, чего нигде не бывает в Персии, лежащей южнее Сузианы. Выставленные на воздух, холодные ванны быстро нагреваются, а рассыпанный на солнце ячмень прыгает как в сушильной печи. Вот почему тамошние жители кладут на крышу домов по два локтя земли, вследствие такой тяжести кровли они вынуждены строить узкие, но длинные дома, потому что, не смотря на недостаток в длинных балках, им необходимо иметь просторные жилища по причине жары. Но с пальмовыми балками бывает нечто своеобразное: крепкие, пальмовые бревна от старости не сгибаются в нижней части, а в верхней части склоняются под тяжестью, благодаря чему только лучше сдерживают крышу. Причиною таких жаров считается присутствие на севере гор, задерживающих все северные ветры; если они даже и проникают в страну через вершины гор, то дуют в верхних слоях воздуха не касаясь равнин, и переносясь в более южные части Сузиды. Таким образом самая Сузида лишена ветров особенно тогда, когда пассаты охлаждают прочие части земли, обожженные солнечным жаром.
11) Не смотря на все это, Сузида изобилует хлебом, так что ячмень и пшеница дают средним числом сам сто, а иногда и сам двести, почему жители проводят нечастые борозды, потому что частота их мешают росту. Так как виноградная лоза первоначально не росла там, то Македоняне посадили ее в Сузиане, и в Бабилоне, при этом не копались ямы, но втыкались в землю палки с железными наконечниками, которые затем вынимались и на место их сажали виноградный отросток. Таков материк, а побережье болотисто и не имеет гаваней, вследствие чего и Неарх, как он сам рассказывает, не имел проводников из туземцев, когда плыл с флотом из Индии в Бабилонию; он не находил там места для стоянок и не было людей, которые были бы опытными провожатыми.
12) В соседстве с Сузою лежит область Бабилонии, называвшаяся прежде Ситакеною, а потом Аполлониатидою. С северной стороны обеих областей обитают по направлению к востоку Елимаи и Паратайкены, народы хищные, полагающиеся на суровые горы. Паратайкены живут ближе к Апполлониатам, которых потому и теснят сильнее; Елимаи же действуют враждебно и против Аполлониатов, и против Сузийцев, с которыми ведут войны еще Уксии, в настоящее время впрочем меньше вследствие владычества там Парѳиаев, которым подчинены все тамошние народы. Поэтому, если Парѳиаям живется хорошо, то хорошо и всем их подданным, а если там возникают смуты, что бывает часто даже в наше время, тогда всех их подданных постигает различная судьба, потому что смуты одним приосят выгоды, а для других вовсе не желательны. Таковы земли Персидская и Сузианская.
13) Персидские обычаи те же самые, что у Медийцев и многих других народов. Многие рассказывали о них, но и мы упомянем кое что сюда относящееся. Персы не ставят статуй, не воздвигают алтарей. Они приносят жертвы на возвышенном месте, почитая небо Зевсом. Они поклоняются также солнцу, которое называют Миѳрою, луне, Афродите, огню, земле, ветрам и воде. Жертвоприношение совершается на чистом месте после молитв и по приводе туда увенчанного жертвенного животного. Маг, руководящий жертвоприношением, делит мясо животного на части, разбираемые присутствующими, после чего последние уходят, не оставляла ничего на долю божества; божеству, по мнению их, потребна только душа жертвенного животного и ничего более; впрочем некоторые утверждают, что они кладут на огонь маленькую часть сальника.
14) Жертвы приносятся главным образом огню и воде; огню кладут сухие поленья дров без коры, покрывая их сверху салом, потом поливши маслом, поджигают их не посредством раздуванья, но опахалом. Кто подует на огонь, бросит в него что-нибудь мертвое или грязное, тот наказывается смертью. Жертва воде приносится так: пришедши к озеру или в реке, или к источнику, роют яму, над которой и умерщвляют животное, остерегаясь, как бы вблизи находящаяся вода не смешалась с кровью и таким образом не осквернилась бы. После того Маги кладут мясо на мирт, или лавр, касаются его тонкими палочками, и поют таинственные песни, поливая при этом маслом, смешанным с молоком и медом, не огонь и не воду, но землю. Пение таинственных песен длится долго, а в эго время Маги держат в руках пучок тонких тамарисковых прутьев.
15) В Каппадокии (потому что и здесь многочислен класс Магов, называющихся также Пирайѳами; много и храмов богов) жертвенное животное умерщвляется не ножом, а дубиною, причем наносятся удары как бы молотком. И Персы имеют Пирайѳеи, или храмы огня, представляющие обширные помещения; посредине стоит алтарь, на котором маги поддерживают много золы и неугасаемый огонь. Ежедневно они входят в храм и поют перед огнем таинственные песни в течении почти целого часа, держа в руках пучок прутьев, имея на голове шерстяные тиары, от которых по обеим щекам спускаются покрывала, прикрывающие даже губы. Тоже самое соблюдается в храмах Апаитиды и Омана; и эти божества имеют священные помещения, а изображение Омана носят в процессиях. Последнее мы видели сами, а предыдущее рассказывается в историях, как и нижеследующее.
16) Персы не мочат в реку, не моют в ней ничего и не купаются, не бросают в нее ничего мертвого и ничего, что кажется нечистым. Какому бы божеству ни приносились жертва, прежде всего молятся огню.
17) Царская власть наследственна в одном и том же роде. Непокорные лишаются головы и руки и выкидываются. Женятся на многих женщинах и в то же время имеют еще множество наложниц ради обильного потомства. Цари ежегодно дают награды за рождение многих детей. Дети до четырехлетнего возраста не показываются на глаза отцу. Браки заключаются в начале весеннего равноденствия. Прежде чем идти на ложе невесты жених съедает яблоко или верблюжий мозг и потом уже целый день не ест ничего.
18) От пяти лет до двадцати четырех дети учатся стрелять из лука, метать копье, ездить верхом и говорить правду. В учителя наук берутся умнейшие люди, которые в свои рассказы вплетают и басни, приспособленные к пользе учащихся, и повествуют о деяниях богов и добродетельнейших мужей с пением или без пения. Они собирают детей в одно место для военных упражнений или для охоты, причем детей будят перед рассветом звоном меди. Назначивши начальником каждого отряда в пятьдесят человек кого-нибудь из сыновей царя или сатрапа, они велят следовать за бегущим и назначают пространство для бега в тридцать-сорок стадий. Кроме того, они требуют у детей отчет во всем выученном; они упражняют голос, грудь и легкие детей, приучают их к перенесению жары, холода, дождей, к переходу через потоки так, чтобы платье и вооружение оставались незамоченными. Они учат также пасти стада, проводить ночь в поле и питаться дикими плодами, как например фисташками, желудями и лесными грушами. (Называются они Кардаками, потому что живут воровством; слова ϰάσδα значит мужественное, воинственное. Глосса). Ежедневная пища их после упражнений состоит из пшеничного и ячменного хлеба, кресса, крупинки соли и из мяса, сжаренного или сваренного в воде; напиток их вода. Охотятся юноши на лошадях и употребляют метательные копья, стрелы и пращи. По вечерам юноши упражняются в посадке деревьев, в выкапывании корней, в приготовлении оружия и охотничьих тенет. В дележе охотничьей добычи дети не участвуют, но в силу обычая несут ее домой. Цари назначают призы на состязания в беге и в пентаѳлах. Дети украшают себя золотом, огненный блеск которого у Персов пользуются почитанием; вот почему они из уважения к нему, как к огню, не кладут его и на умершего.
19) Служат в военной службе и предводительствуют от двадцати до пятидесяти лет, и в коннице, и в пехоте. На рынок они не ходят потому что не продают и не покупают. Вооружение их состоит из щита, имеющего форму ромба; а кроме лука, они носят секиры и сабли, а на голове высокую войлочную шляпу: панцирь их чешуйчатый. Одеяние предводителей состоит из тройного платья на ногах, из двойного хитона с рукавами, опускающегося до колен, - изнанка его белая, а лицевая сторона пестрая, - и наконец из плаща, летом пурпурного или фиолетового, а зимой пестрого. На голове носят чалму, похожую на чалму Магов, а обувь двойная и глубокая. Народ носит двойной хитон до голеней и бумажный платок на голове. Каждый имеет лук и пращу. Персы едят роскошно, ставя на столы целых животных с разнообразными приправами. Роскошны также украшения на скатертях, на кубках и других предметах, так что они блещут золотом и серебром.
20) О важнейших делах Персы совещаются за вином, и такие решения их прочнее, чем постановленные в трезвом состоянии. Из лиц, встречающихся на улице, они целуют знакомых и равных себе по положению; а встретившись с низшими они подставляют щеку и принимают поцелуй, еще низшие становятся на колени. Умерших хоронят, предварительно вымазавши их воском. Магов не хоронят, но отдают на съедение птицам. Им по древнему обычаю дозволяется иметь и сообщения с матерью. Таковы нравы Персов.
21) К числу обычаев их принадлежат и следующее, сообщаемое Поликлейтом. В Сузах всякому царю в память царствования его строится на вершине горы особое жилище с сокровищницами и складом полученных им податей. С прибрежных областей взимается ими серебро, а с материковых продукты каждой области, как краски, лекарства, волосы, шерсть, рабочий скот и другие подобные предметы. Установил эти подати, по словам того же писателя, Дарий Длиннорукий, красивейший человек, только имевший длинные руки и кисти рук, которые касались колен. Большая часть золота и серебра в сосудах, в монетах немного; сосуды они считали более удобными для подарков и для хранения драгоценностей, количество монеты считалось достаточным, если её хватало для обихода, и всякий раз чеканилось столько, сколько требовали расходы.
22) Нравы Персов большею частью скромны, но благодаря богатству цари впадали в роскошь, так что пшеницу они получали из Асса в Эолиде, Халибонское вино из Сирии, самую легкую воду из Евлая; сравнительно с аттической отилой драхма её весила меньше.
28) Из всех варваров Персы были у Еллинов наиболее знамениты, потому что никакой другой из азиатских народов не владычествовал над Еллинами; вообще же ни Еллины не знали варваров, ни варвары Еллинов, разве только очень мало по слухам издалека. Гомер не знал ни царства Сирийцев, ни Медийцев, поэтому что в противном случае он не прошел бы молчанием богатств в Бабилоне, в Нине и Екбатане, тем более, что им же упомянуты Ѳивы в Египте и богатства в Финикии. Персы первые владычествовали и над Еллинами; правда раньше их Еллины были подчинены Лидийцам, но последние царили не над всей Азией, а только над незначительной частью её, именно по сю сторону Галиса, на короткое время Еллины находились еще под властью Креза и Алиаты. Если Лидийцы и завоевали было себе кое-какую славу, то будучи покорены Персами, совсем потеряли ее. Покоривши, царство Медийцев, Персы вскоре получили преобладание над Лидийцами, а потом подчинили себе и азиатских Еллинов. Впоследствии они перешли даже в Елладу, и там часто и во многих сражениях были побеждаемы, продолжая все же владеть Азией до приморских местностей, пока наконец не были покорены Македонянами.
24) Кир первый дал Персам такое владычество. Наследовавший ему сын Камбиз был свержен с престола Магами; но семь Персов умертвили Магов и передали царство Дарию Гистаспу. Наследники Дария прекратились с Арсою, которого умертвил евнух Багой, а на место его царем сделал Дария, происходившего не из царского рода. Свергнувши его с престола, Александр царствовал сам десять или одиннадцать лет. Впоследствии азиатское царство было разделено между многочисленными его наследниками и потомками их и наконец разрушилось. Существовало оно около двухсот пятидесяти лет. В настоящее время Персы, составляя особое царство, имеют царей подчиненных чужим царям, прежде македонским, а теперь парѳиайским.