Глава восьмая

Деление Мисии и Фригии на две части. Неопределенность границ и вследствие того путаница. Тоже самое по отношению к Лидийцам, Лайонам, Мисийцам, Ликийцам и Киликийцам. Причины этого, действовавшие до и после Троянской войны. Олимп и Олимпены. Разбойничий вождь Клеон. Озера: Даскилитида и др. Остров и город Кизик. Река Риндак. Острова Бесбик и Артака. Города Фригии Приобретенной. Великая Фригия и города в ней. Фригия Парорея с Антиохией и храмом Мена Аркая. Апамея. Реки Маяндр и Марсия. Лаодикея на реке Лике. Граница Фригии и Карии. Частые землетрясения в области Маяндра. Катакекавмена. Свойства местности. Озеро Аскания. Храм Мен-Кара в Карурах и школа врачей. Несуществующие теперь народы Фригии.
1) Биѳины граничат с юга, как я сказал, Мисийцами и Фригийцами, живущими в окрестностях Олимпа, прозванного Мисийским. Каждый из этих народов состоит из двух; потому одна Фригия называется Великою, именно та, в которой царствовал Мида, и частью которой владели Галаты, другая, Малая Фригия у Геллеспонта и в окрестностях Олимпа, называется Приобретенной. Равным образом есть Мисия Олимпена, пограничная с Биѳинией и с Приобретенной Фригией, которая, по словам Артемидора, заселена Мисийцами с той стороны Истра, а другая Мисия в окрестностях Каика и Пергамены до Тевѳрании и устьев реки.
2) Но эти страны, как мы многократно говорили, до такой степени перемешивались одна с другою, что у древних называется Фригией и область около Сипила, составляющего часть Великой или Малой Фригии, неизвестно; вот почему Фригийцами считаются Тантал, Пелоп и Ниоба. Как бы то ни было, но смешение несомненно. Пергамена и Елаитида, в которую изливается Каик, а также лежащая между ними Тевѳрания, в которой воспитались Тевѳра и дочь Телефа, помещается посредине между Геллеспонтом с одной стороны, Сипилом и Магнезией, подчиненной Сипилу, с другой. Поэтому, как я сказал, трудно определить "отдельно существующие земли Мисийцев и Фригийцев".
3) Лидийцы и Майоны, которых Гомер называет Меонами, также смешиваются и между собою, и с выше упомянутыми народами, потому что одни считают их за один и тот же народ, а другие за два отдельных народа. С другой стороны одни называют Мисийцев Ѳракийцами, другие Лидийцами, причем указывают и старую причину этого, которую сообщают Ксанѳ Лидиец и Менекрат Елаитянин, объясняя этимологию названия Мисийцев тем, что Лидийцы называют бук мисом (μυσός). Буку на Олимпе много, там, как рассказывают, под буковыми деревьями выставлялись через десятого. Потомки этого народа и суть позднейшие Мисийцы, прозванные так от бука. В пользу этого свидетельствует и язык, потому что он представляет как бы смесь лидийского с Фригийским. Рассказывают действительно, что несколько времени они жили около Олимпа, но что, когда перешедшие из Ѳракии Фригийцы умертвили владыку Трои и соседней страны, то Фригийцы поселились здесь, а Мисийцы - над источниками Каика по соседству с Лидийцами.
4) Вероятность подобных басен усиливается смешением тамошних народов и плодородием страны по сю сторону Галия, в особенности морского побережья, вследствие чего на страну делались частые нападения многими народами с противоположного берега, или же в соседстве жившие народы совершали походы друг на друга. Вторжения и переселения совершались главным образом во время Троянской войны и после неё, когда и варвары, и вместе Еллины как бы одержимы были какою-то страстью к завоеванию чужого; впрочем, это было и раньше Троянской войны. Так и тогда уже были племена Пеласгов, Кавконов и Лелегов; мы уже говорили, что в древности они блуждали по разным частям Европы, и Гомер выставляет их союзниками Троянцев, а не народы с противоположного берега. Равным образом сообщенное нами о Фригийцах и Мисийцах древнее Троянской войны. Разделяющиеся на две части Ликийцы вызывают предположение о единстве их происхождения, потому что или Троянские Ликийцы, или те, что жили подле Карий, послали от себя других. То же самое относится и к Киликийцам, потому что и они двояки; только мы не можем привести свидетельства в пользу того, что нынешние Киликийцы существовали уже до Троянской войны; можно предполагать, что Телеѳ с матерью прибыл из Аркадии и, через брак с нею сроднившись с Тевѳрантом, который принял его. он считал Тевѳранта сыном и получил власть над Мисийцами.
5) Карийцы и Лелеги были прежде островитянами и сделались жителями материка, как говорят, при содействии Критян, которые основали и Милет, причем вождь колонии Сарпедон был взят ими из критского Милета. Они основали также Термилы в нынешней Ликии. Этих последних колонистов вывел из Крита Сарпедон, брат Миноса и Радамапѳия; по словам Геродота[1], он назвал Термилами прежние Милии, называвшиеся еще раньше Солимами; но когда будто бы пришел туда Лик, сын Пандиона, он назвал колонистов своим именем, Ликийцами. Это известие представляет Солимов и Ликийцев одним народом, а Гомер разделяет их; так Беллерофонт, отправившийся из Ликии "сражался с знаменитыми Солимами"[2]. Равным образом Арей "умертвил сражавшегося с Солимами"[3] сына его Пейсандра. Сарпедона он также называет туземным Ликийцем[4].
6) Но что достоинства страны, о которых я говорю, как победная награда, привлекали вообще всех сильных, это видно из многих обстоятельств как до Троянской войны, так и после её. Даже Амазонки дерзнули напасть на нее; против них пошли войною, как говорят, Приам и Беллерофонт; древние города названы по их именам, как утверждают все. В Илионской равнине есть холм,
"который люди называют Батиеей, а боги зовут его могилой Мирины, искусного скакуна".
Это, говорят, была одна из Амазонок, как заключают из эпитета, потому что хорошими скакунами называются лошади за их скорость, а она так была названа за быстроту своей колесницы. И город Мирина так назван но её имени. Ту же самую участь испытали за свои достоинства и. соседние острова, из числа которых Род и Кос заняты были Еллинами еще до Троянской войны, как о том свидетельствует ясно и Гомер.
7) После Троянской войны выселения Еллинов, набеги Треров, Киммерийцев и Лидийцев, а также Персов, Македонян и наконец Галатов все встревожили и перемешали. Неясность является результатом не только перемен, но также разногласий писателей, сообщающих об одном и том же различные сведения, причем одни, как например трагики, называют Троянцев Фригийцами, другие Ликийцев - Карийцами и так далее. Будучи небольшим народом, Троянцы усилились потом до такой степени, что были царями царей и задали вопрос и Гомеру и истолкователям его, что должно разуметь под Троею. Поэт называет Троянцами вообще всех, сражавшихся с ними, как противников их называет Данайцами и Ахейцами; но мы, конечно, не станем называть Троей ни Пафлагонию, ни Карию, ни пограничную с ними Ликию. Я разумею именно те места, в которых поэт выражается так:
"С криком и шумом шли Троянцы"[5]
и о противниках:
"Молча шли Ахейцы, дышащие мужеством"[6]
Часто он выражается и иначе. Хотя все это и так, однако мы должны попытаться отличить каждое особо по мере возможности. Что относится к древней истории, то мы должны опустить, - не в этом задача географии, - но надлежит говорить о настоящем.
8) Выше Пропонтиды поднимаются две горы: Мисийский Олимп и Ида. У подошвы Олимпа расстилается земля Биѳинов, а между Идою и морем лежит Троя, простирающаяся до горы. О Трое, равно как и о местностях, прилегающих к ней с юга, мы будем говорить впоследствии, а теперь скажем об Олимпенах и следующих за ними народах до Тавра, параллельных описанным уже нами.
Олимп хорошо заселен кругом, а на вершинах его растет высокий лес и находятся хорошо укрепленные местности, в которых могут скрываться шайки разбойников; в них часто заседают тираны, которые могут держаться там долгое время, как например в наше время Клеон, предводитель разбойников.
9) Он был из деревни Гордия, которую со временем расширил и сделал городом, назвавши его Юлиополем. Потом он обратился к разбоям и главным пунктом своих действий избрал первоначально суровую местность по имени Каллидий. Он был полезен Антонию, потому что напал на собиравших деньги для Лабиена, который в это время держал в своих руках Азию, и таким образом воспрепятствовал вооружению его. Во время актийских событий он отпал от Антония и присоединился к Кесаревым полководцам, за что и был почтен выше заслуг; кроме подарков от Антония он получил еще дары от Кесаря, так что из разбойника сделался на вид князем, будучи жрецом Абреттенского Зевса, мисийского божества, имея под своею властью часть Морены (эта область, равно как и Абретена входят в состав Мисии), наконец принявши жречество в Команах, что в Понте: но здесь он и кончил жизнь через месяц после прихода. В могилу свела его острая болезнь, которая или приключилась случайно, вследствие излишнего обременения желудка, или же, как утверждали служители храма, была следствием гнева богини. В пределах священного места есть жилище жреца и жрицы; в этом священном месте помимо соблюдения других требований святости решительнейшим образом воздерживаются от употребления свинины, что соблюдается впрочем и в целом городе, куда не впускают свиньи. Между тем Клеон на первых же порах и при первом вступлении в святилище обнаружил свой разбойничий нрав, нарушивши существовавший обычай, явившись таким образом не священником, но оскорбителем святыни.
10) Таков Олимп. С севера он заселен Биѳинами, Мигдонами и Долионами, а остальною его частью владеют Мисийцы и Епиктеты. Долионами называют главным образом жителей окрестностей Кизика от Айсепа до Риндака и до озера Даскилитиды, а Мигдоны - далее живущее население до области Мирлеянов. Выше Даскилитиды лежат два других больших озера: Аполлониатида и Милетополитида. Подле Даскилитиды есть город Даскилий, а подле Милетополиды Милетополь; подле третьего озера расположена Аполлония, называющаяся Ап. на Риндаке. Страны эти в настоящее время принадлежат большею частью Кизикенам.
11. . На Пропонтиде есть остров Кизик, соединенный с материком двумя мостами, прекрасный по своим достоинствам и имеющий, около пятисот стадий в окружности. Подле самых мостов Кизик имеет город того же имени, две замкнутых гавани и больше двухсот корабельных складов. Одна часть города расположена в равнине, а другая у торы, которая называется Арктоном (Медвежья г.). Выше тянется другая гора с одною вершиною, Диндим; на ней есть храм Диндимены, матери богов, сооруженный Аргонавтами. Город Кизик соперничает с первыми городами Азии по величине, красоте и мудрому законодательству, как для мирного, так и для военного времени. Он построен, кажется, но тому же плану, как и города Родосцев, Массалиотов и древних Кархедонян. Большую часть особенностей города я прохожу молчанием; но он имеет трех архитекторов, ведению которых подлежат общественные здания и инструменты, имеет также три запасных магазина, один для оружия, другой для машин и третий для хлеба. Примесь халкидской земли предохраняет хлеб от гниения. Пользу подобных запасов они доказали в Миѳридатскую войну. Когда царь напал на них неожиданно с пятнадцатью мириадами пехоты и многочисленной конницей и овладел противолежащею горою, которая называется горою Адрастеи, а также предместьем города, когда он потом проник в узкую часть острова по ту сторону города и осадил его с суша и с моря на четырехстах кораблях, Кизикены устояли против всех нападений и даже едва не захватили самого царя в плен живым, прорывши канал с своей стороны к тому, где был царь, но последний предупредил их своей осторожностью, удалившись из канала. Только долго спустя после этого римскому полководцу Лукуллу удалось послать им ночью некоторое подкрепление; но главную помощь оказал им голод, постигший эти массы войска, которого не предвидел царь, так что он удалился с большими потерями. Город пользовался почтением со стороны Римлян и до сих пор остается свободным, владея большим количеством земли частью издавна, а частью от Римлян. Так они владеют и частью Троады, именно землею по ту сторону Айсепа, окрестностями Зелеи и равниною Адрастея. Им принадлежит также одна часть озера Даскилитиды, а другою владеют Византийцы. Кроме того, им принадлежит много земли подле Долиониды и Мигдониды до озера Милетополитиды и до самой Аполлониатиды. Через эти земли протекает река Риндак, берущая начало в Азанитиде, принимающая в себя из Абреттенской Миссии между прочим Макест, текущий от Анкиры в Абаейтиде; Риндак вливается в Пропонтиду подле острова Бесбика. На этом острове Кизикенов есть гора Артака, изобилующая лесом; перед нею лежит островок того же имени, а но соседству мыс Мелан на водном пути от Кизика в Приан.
12) В приобретенной Фригии следующие города: Азаны, Наколия, Котиаей, Мидаей, Дорилай и Кады; впрочем некоторые причисляют Кады к Мисии. Мисия простирается на материке от Олимпены до Пергамены а до так называемой Каиновой равнины; следовательно она помещается между Идою и Катакекавменою, которую одни считают Мисией, а другие Майонией.
13) К югу за Приобретенной простирается Великая Фригия, покидающая налево Пессинунт, окрестности Оркаорков и Ликаонию, а на право Майонов, Лидийцев и Карийцев. Она обнимает также так называемую Фригию Парорею, Фригию подле Писидии, и области около Амория, Евмепеи и Синнады: потом в нее же входят Апамея. известная под названием Киботской, и Лаодикея, важнейшие Фригийские города. Подле этих лежат маленькие города... Афродисия, Колоссы, Ѳемисоний, Сапай, Метрополь, Аполлония, а дальше Пелты, Табы, Евкарпия и Лисия.
14) Фригия Парорея (у горы лежащая) имеет в себе горную цепь, простирающуюся от востока к западу; у подошвы ее с обеих сторон лежит большая равнина, и не далеко от неё города: Филомелий с севера, с противоположной стороны Антиохия, называющаяся Антиохией у Писидии; первый весь расположен на равнине, а последний, имеющий римское население, на холме. Основали его Магнеты, что на Маяндре. Римляне освободили город от царей, когда остальную Азию по сю сторону Тавра отдали Евмену. Тут было и жречество Мена Аркая, располагавшее большим числом храмовых служителей и туземных жрецов; по после смерти оно было упразднено посланными в наследство его правителями.
Синнада - небольшой город; перед ним лежит равнина, почти в шестьдесят стадий, на которой растет оливковое дерево. За Синнадою есть деревня Докимия и каменоломня синнадского камня; так называют это место Римляне, а у туземцев юно известно под именем Докимиты и Донимая. Первоначально каменоломня давала только маленькие куски камня, но, благодаря нынешней роскоши Римлян, теперь оттуда добываются монолитные колонны, похожие по пестроте красок на алебастровый камень, и не смотря на трудную доставку такого груза к морю, в Рим привозятся и колонны, и плиты, поражающие своей величиной и красотой.
15) Апамея - большой торговый город так называемой собственной Азии, занимающий второе место после Ефеса. Он служит общим складочным местом для товаров, идущих из Италии и Еллады. Апамея расположена у устьев реки Марсии, (которая протекает посредине города и берет начало от него же. Спустившись к предместью, река сливается с быстрым и. стремительным потоком и направляется к Маяндру, принявшему уже другую реку Оргу, спокойную и тихо текущую но равнине. Ставши здесь Маяндром, река течет на некотором расстояний через Фригию, потом разграничивает Карию и Лидию, в так называемой долине Маяндра; тут он становится таким извилистым, что от него все извилины называются маяндрами. Под конец он протекает по самой Карий, которою ныне владеют Ионяне, и изливается между Милетом и Приеною. Начало реки находится на холме Келайнах, где был и город того же имени. Антиох Сотер переселил тамошнее население в нынешнюю Апамею, город, названный по имени его матери Апамаи; она была дочь Артабаза, а выдана замуж за Селевка Никатора. К этим местам приурочиваются в Миѳах судьбы Олимпа, Марсии и состязание последнего с Аполлоном. Над Келайнами есть озеро, на котором растет тростник годный на язычки флейт. Говорят, из этого же озера вытекают источники обеих рек: Марсии и Маяндра.
16) Будучи в начале незначительной, Лаодикея увеличилась при нас и при наших отцах, хотя и пострадала от осады при Миѳридате Евпаторе. Плодородие земли и некоторые богатые граждане возвеличили город: сначала Гиерон, оставивший городу наследство более, чем в две тысячи талантов и украсивший его множеством превосходных зданий, потом ритор Зенон и сын его Полемон, удостоенный даже за свои доблести царского звания сначала Антонием, а после него Кесарем Августом. Достоинство овец, воспитываемых в окрестностях Лаодикеи, состоит не только в мягкости руна, чем они превосходят даже милетских, но также в коракском цвете, благодаря чему они дают прекрасный доход, какой получают от той же краски обитающие по соседству оттуда Колоссены. Там же Капр и Лик сливаются с рекою Маяндром. Лик - очень большая река, но имени которой назван Лаодикеей и город при Лике. За городом возвышается гора Кадм, с которой течет Лик, и другая, одноименная с горой. Последняя течет большею частью под землей, потом прорывается наружу и сливается с другими реками, вместе с тем показывая, как сильно изрыта местность, и как она подвержена землетрясениям. Если действительно какая страна подвержена землетрясениям, то это Лаодикея и в соседней области Карура.
17) Карура - граница Фригии и Карий. Это деревня, имеющая гостиницы и горячие ключи, одни изливающиеся в реку Маяндр, другие над краем её. Рассказывают, что однажды развратная толпа, кутившая в гостиницах с множеством женщин, погибла ночью, во время землетрясения, со всеми женщинами. Вообще почти вся страна на Маяндре испытала частые землетрясения и изрыта огнем и водою до середины материка. Такие свойства местности простираются от равнин до Харонии, в Гиераполе, в Ахараках Нисаиды и до того, что подле Магнесии и Миунта, потому что везде здесь земля рыхлая, мягкая, изрезана соляными жилами и легко воспламеняется. Быть может, и Маяндр потому так извилист, что русло его подвергается частым изменениям, и потому что он несет много илу, который и выбрасывается то в одном, то в другом месте берега, а остальной выносится с силою в море. Так город Приена, лежавший прежде при море, превращен в материковый город наносом в сорок стадий.
18) Равным образом Катакекавмена, занятая Лидийцами и Мисийцами, получила настоящее название благодаря таким же свойствам. Лежащий подле неё город Филадельфия имеет стены совсем ненадежные, потому что они каждый день колеблются и лопаются; впрочем жители города, постоянно следя за движениями земли, не перестают сооружать против них стены. Из прочих городов Апамея особенно часто подвергалась землетрясениям до Миѳридатской войны, и царь, пришедши в город, и видя его разрушенным, подарил сто талантов на восстановление его. Говорят, что подобное событие случилось и при Александре. Понятно отсюда, почему почитается у них, жителей материка, Посейдон, и самое название города происходит или от Келайна, сына Посейдона и Келайны, одной из Данаид, или от черного цвета камней, получившегося вследствие горения. Рассказы о Сипиле и о разрушении его также не следует считать басней, потому что и в наше время землетрясения разрушили Магнесию, расположенную у Синила, в то самое время, когда ими же опустошены были в большей своей части Сарды и значительнейшие из прочих городов. Но теперешний правитель восстановил их, давши на то средства, равно как прежде отец его дал Траллианам и Лаодикейцам по случаю постигшего первых несчастия, когда разрушена была гимназия и другие здания.
19) Следует также послушать и то, что древние писатели рассказывают; например, Ксанѳ, написавший историю Лидии, сообщает о тех частых изменениях, которые терпела эта страна, и о которых мы упоминали раньше. Тут же ходят басни о страданиях Тифона и об Аримах, приурочивающие все это к Катакекавмене. Не сомневаются нисколько в том, что вся страна между Маяндром и Лидийцами такого же свойства, на основании множества озер, рек и пещер. Между Лаодикеей и Апамеей есть озеро, похожее по величине на море, но грязное и испускающее испарения из под земли. Рассказывают, что на Маяндр подается жалоба в том случае, если он, разорвавши свой берег, наводняет страну, и что, если он бывает действительно уличен, с него взыскивается денежная пеня из тех денег, что собраны за перевоз.
20) Между Лаодикеей и Карурами есть храм, называемый храмом Мена Кара и пользующийся высоким уважением. Там в наше время образовалась большая школа герофильских врачей, состоявшая в ведении Зевксида, а потом Александра, сына Филалеѳа, равно как во время отцов наших в Смирне составлена была школа Ерасистратеев Гикесием. Теперь однако ничего этого нет.
21) Упоминаются еще некоторые фригийские народности, каких нигде не оказывается, как например Берекинты. Так Алкман говорит: "Фригийскую мелодию Кербесий исполнил на Флейте". Кроме того какая-то яма, содержащая в себе вредные испарения, называется также Кербесийской. Яму эту можно видеть и теперь, но население не называется так больше. Эсхил в Ниобе перемешал местности; именно Ниоба говорит, что она будет помнить судьбу Тантала... "которой на холме Идайском стоит жертвенник родительского Зевса". Потом: "Сипил на Идайской земле". Тантал говорит так: "я засеваю поле на протяжении двенадцати дней, Берекинтскую землю, где место пребывания Адрастеи; и Ида, оглашаемая мычанием быков и блеянием овец.... и вся земля сотрясается".


[1] I, 173. VII, 92.
[2] Ил. VI, 184.
[3] Ил. VI, 204.
[4] VI, 199.
[5] Ил. III, 2.
[6] III, 8.